Проект "Дорожная азбука"
проект (старшая группа) на тему

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

 

 

 

 

 

 

проект

                        

«Дорожная азбука»

 

                                                                            Выполнила

Половинкина  Светлана Геннадьевна

воспитатель,

 ГБОУ ООШ № 20

структурное подразделение

«Детский сад «Гномик»

г.о.Новокуйбышевск

 

 

 

 

 

2014г.

 

 

1.       Анализ ситуации.

Главная ценность в образовании - ребенок. Вся система образования должна быть построена на идее, что ребенок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Дошкольное детство является не подготовительным этапом к школьной жизни, а самоценным возрастным периодом. В этом периоде закладываются основы человеческого в человеке.

Современное  общество делает запрос на формирование личности ребенка умеющей сберегать своё здоровье:  должен уметь адекватно вести себя на дороге и в транспорте, знать и соблюдать  правила перехода через дорогу, уметь планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели,  уметь  беречь своё здоровье, не создавая и избегая опасных ситуаций на дорогах, соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе.

2.                Проблема.

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной  многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожной безопасности, у ребенка в этом возрасте не сформированы представления об опасных ситуациях на дороге, нет практических навыков действий в момент опасности и безучастное отношение  взрослых, их недостаточный надзор.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично–дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка.  Очень важно, чтобы соблюдение правил стало нормой и образом жизни детей и взрослых. Нередко бывает так, что взрослые перебегают дорогу с ребенком на красный свет, а сами говорят ему, что так делать нельзя. Ребёнок недоумевает, почему взрослому можно, а ему – нельзя! Наш детский сад находится во дворе, но скоро детям предстоит пойти в школу и переходить дороги с большой плотностью движения. Как уберечь их от того, чтобы не перебегать дорогу в неположенном месте, быть внимательными, соблюдать правила дорожного движения. Все это послужило толчком к созданию проекта «Дорожная азбука».

Цель: формирование у детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

Задачи:

 1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.

2. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров.

3. Закрепить знания о работе светофора.

4. Подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.

Участники

Воспитатели, родители. Дети старшей группы

3.                Планируемые результаты

1. Дети познакомились со значениями слов: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор

2. Закрепили у детей представление о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта.

3. Изготовили макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

4. Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.

5. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

 

4.                Система работы

 Образовательная деятельность по данной образовательной области осуществляется на основе интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь НОД  по обучению ПДД с игровой (познавательные, дидактические, ролевые игры), изобразительной, практической деятельностью (экскурсии и занятия в автогородке), музыкой, литературой, а также выполнением физических упражнений.  НОД по обучению ПДД включают элементы театрализации, конструирования, рисования, аппликации, ручного труда (изготовление поделок, макетов из различного бросового материала).

Формы организации детской деятельности:

46

 

Этапы реализации:

Реализация проекта рассчитана на 1 учебный год

Организационный: Постановка цели и задач, подбор методической литературы, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, музыкальных произведений, подбор наглядно-иллюстративного материала., видеоматериалов

Основной:

План-график выполнения проекта «Дорожная азбука»

 

Дата проведения

Место проведения

Название мероприятий

Виды деятельности

Ответственные

Сентябрь - май

Групповая комната старшей группы

НОД

"Дорога от дома до детского сада",

"Дед мороз и правила дорожного движения",

"Мой папа – водитель";

 «Школа пешеходных наук»;

«Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается!»;

«Что мы видели на улице?»;

«Правила и безопасность дорожного движения»;

«Улица полна неожиданностей»;

«Безопасность на дорогах». 

Продуктивные виды деятельности:

«Моя улица» - конструирование;

«Улица города» - рисование;

«Дорожные знаки» - рисование;

«На нашей улице» - аппликация;

«Светофор» - аппликация, лепка. 

Воспитатель

Каждую 3 среду месяца

Групповая комната старшей группы

Игры

«Поле чудес»;

«Что? Где? Откуда?»;

«Лучший пешеход»;

«Отгадай загадку»;

«Будь внимателен!»;

«Нам на улице не страшно» (сюжетно-дидактическая игра);

«Путешествие в деревню» (игра-драматизация);

«Путешествие по городу» (сюжетно-ролевая игра).

Воспитатель, родители

Каждый 2 четверг месяца

Групповая комната старшей группы

Чтение художественной литературы

Носов Н. «Автомобиль»;

Михалков С. «Дядя Степа – милиционер. Моя улица. Велосипедист»;

Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный»;

Тарутин О. «Для чего нам светофор»;

Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;

Дугилов А. «Моя улица»; Загадки, стихи о транспорте, о дорожных знаках. 

Воспитатель, родители

1 среду месяца

Улицы города

Целевые прогулки

По улице, где находится детский сад.

К автобусной остановке.

К проезжей части с двусторонним движением.

К проезжей части, где находится светофор и пешеходная дорожка. 

Воспитатель, родители

По мере надобности

Групповая комната

Моделирование ситуаций

«Как поступить…»

«Какие ошибки допустил мальчик, а как поступил бы ты?»

Воспитатель.

1 раз в месяц

Музыкальный зал

Познавательно-игровые конкурсы

Придумай новый дорожный знак".

 «Правила дорожного движения»;

«Счастливый случай»;

«КВН»;

«Вечер вопросов и ответов»;

«Поле чудес»

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Заключительный: спортивный праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

5.                Диагностический инструментарий

Оценка эффективности

В результате реализации проекта у детей будет сформировано осознанное выполнение правил дорожного движения

Методы оценки успешности проекта.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по освоению детьми образовательной области «Познание», а именно «Формирование основ безопасного поведения в социуме» осуществляется путем наблюдений за детьми, бесед  с использованием диагностической методики Черепанова С.Н. «Правила дорожного движения дошкольникам». В дополнение к этому разработаны дополнительные критерии для оценки степени освоения дошкольниками правил дорожной безопасности:

- имеет представление о труде работников государственной инспекции дорожного движения и уважительно относится к их труду; осваивает новые роли и способы действия в опасных дорожно-транспортных ситуациях,

- сформировано представление о правилах поведения на дороге и в транспорте,

-  знает правила безопасного поведения на дороге и в транспорте, умеет вызвать скорую помощь

6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов

Кадровые.

- обучение на курсах повышения квалификации по вопросам нетрадиционных подходов обучения дошкольников по образовательной области «Познание»,

- организовать мастер-класс «Азбука безопасности», «Правила для пешеходов и пассажиров» для родителей

учебно-методические.

Календарно-тематическое планирование, перспективное планирование по обучению дошкольников правилам дорожной безопасности, проекты: «Правила дорожные знать каждому положено», «Правила движения – достойны уважения», составление картотеки дидактических игр по обучению дошкольников правилам дорожного движения («Подбери символ к дорожному знаку», «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак»,  «Собери транспорт»,  «Собери светофор», «Найди пару», «Распредели знаки по группам», «Найди по описанию», «Что изменилось», «Путаница» и др.), викторины, составление сценариев развлечений: «Приключения Мухи, или хитрости Паука на дороге», «Дорожная азбука», «Посещение инспектора дорожного движения», «Путешествие в город дорожных знаков». Разработка буклетов и методичек «Знать правила дорожного движения обязан каждый».

Материально-технические.

Создание в группе уголка по дорожному движению, подбор атрибутов для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные, переносные, модель светофора и т.д. Приобретение:  наглядного иллюстративного материала (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями), настольно печатных игр (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами, лото, домино и т.д.), конструктора, пособий и игр по обучению детей ПДД. Настольный макет дорожного перекрестка, видеозаписи по дорожной безопасности, фотографии с места аварий, мультфильмы, использование компьютеров и проектора, электронные презентации и игры «Подумай и ответь», «Перейди дорогу», «Вызови скорую помощь».

Организационные.

Организация встреч с участниками ДТП, с сотрудниками ГИБДД.

Информационные

Подборка периодических изданий по обучению дошкольников правилам дорожной безопасности: журнал «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание»,  «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду», «Справочник старшего воспитателя».

Подбор детской художественной литературы: А.Кривицкая «Мчит по рельсам электричка», П.Иванов «Азбука улицы», С.Михалков «Моя улица», А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»Ю.М.Коссой «Трамвай идет по городу», «Шел Саша по шоссе…», А.Громыхин «Змей – угонщик и ГАИ», «Мультивизор «Светофор».

Информационные плакаты по безопасности дорожного движения, использование ИКТ и интернетресурсов.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детскую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Для этого в детском саду мы используем электронные дидактические игры.

 Таким образом,  можно сделать вывод о том, что главный показатель качества обучения всех участников данного проекта «Дорожная азбука» – это снижение  дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

6.     Список используемых источников:

1.«Правила дорожного движения для детей». Составитель Терентьева Н., Москва, 2010 г.

2. «Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Данилова Т. И., Детство-пресс, 2009г.

3. http://www.maam.ru

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnaya_azbuka.rar597.83 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная азбука дошколят"

Пальчиковый игротренинг помогает приобщить родителей к образовательногму процессу, ознакомлению их с нетрадиционными методами и приемами по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Создани...

Планирование пректной деятельности,используя ФГТ. Проект "Дорожная азбука"

Планирование проекной деятельности,используя ФГТ...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Презентация "Азбука за азбукой"

Презентация составлена для ознакомления детей с буквами, дополняя традиционный подход оригинальным способом ввиде занимательных стишков, и носит развлекательный характер, что должно доставить детям ра...

Информационно-дидактическое пособие «Экологическая северная Азбука» АЗБУКА ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Информационно-дидактическое пособие включает  в себя краткое описания растительного и животного мира республики Коми, а так же  сведения о памятниках природы родного края....

Отчет по проекту «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики» 2019г. гр. «Солнышко» ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балковской Лилии Дмитриевны.

Отчет по проекту  «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики»  2019г. гр. «Солнышко»   ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балков...