Статья "Педагогические условия развития просоциального поведения у детей четвёртого года жизни"
статья (младшая группа) на тему

Охремчук Екатерина Прокопьевна

Так как в наше время общество требует воспитывать социализированного ребенка: самостоятельного, владеющего правилами взаимодействия и моралью общества, в котором он живет, проблема становления и развития просоциальных отношений детей дошкольного возраста, и, в частности, детей четвертого года жизни, на сегодняшний день является актуальной, поскольку отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. В этот же период закладываются основы личности малыша, поэтому к мастерству, личности, уровню духовного развития педагога в детском саду предъявляются повышенные требования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия развития просоциального поведения у детей четвёртого года жизни

Охремчук Екатерина Прокопьевна

Воспитатель МКДОУ №12 «Солнышко»

г. Шелехов

Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни и является центром духовно-нравственного становления личности, что во многом определяет ее нравственную ценность. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки.

Так как в наше время общество требует воспитывать социализированного ребенка: самостоятельного, владеющего правилами взаимодействия и моралью общества, в котором он живет, проблема становления и развития просоциальных отношений детей дошкольного возраста, и, в частности, детей четвертого года жизни, на сегодняшний день является актуальной, поскольку отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. В этот же период закладываются основы личности малыша, поэтому к мастерству, личности, уровню духовного развития педагога в детском саду предъявляются повышенные требования.

Под просоциальным поведением обычно понимаются любые направленные на благополучие других людей действия. Действия эти часто весьма многообразны. Их диапазон может простираться от проявлений любезности, благотворительной деятельности до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, и даже вплоть до его спасения ценой собственной [1].

Представители бихевиоризма (Э. Торндайк,  Дж.Б. Уотсон, Э.Ч. Толмен, Б.Ф. Скиннер) просоциальное поведение рассматривают как поведение, обусловленное негативным или позитивным эмпатическим подкреплением (т.е. исчезновением неприятного чувства, возникающего при виде страданий другого человека или появлением приятного чувства при виде освобождения человека от этих страданий).

В психоанализе просоциальное поведение рассматривается, как стремление редуцировать присущее человеку чувство вины перед другим путем бескорыстного поступка (З. Фрейд, А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Берн).

В педагогическом словаре дается следующее определение просоциального поведении – это поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп и является противоположным антисоциальному поведению, когда человек пытается вредить другим или совершает агрессивные поступки  [2].

Понятие «просоциальные отношения» рассматриваются с двух теоретических подходов. В первом (С.Г.Якобсон, W. Damon) оно рассматривается как отражение отношения к себе, но не к другому, поскольку направлено не на человека, а на самоутверждение. Во втором подходе к просоциальному поведению, основанном на эмпатии (Г.П.Лаврентьева, Т.В.Антонова, Hoffman, Feshbach, Staub) люди выступают не средством осуществления собственных моральных качеств, а непосредственной целью действий.

Просоциальное поведение привлекает особое внимание исследователей (B.C. Мухина, Т.А. Репина и др.) и как форма взаимодействия среди детей младшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте, и, в частности, у детей четвертого года жизни, просоциальное поведение выражается в способности ребенка помочь сверстнику, уступить ему, поделиться с ним важными для самого ребенка предметами (игрушками, вещами, сладостями). Однако при изучении просоциального поведения детей четвертого года жизни необходимо выяснить, что стоит за тем или иным актом поведения ребенка, какова мотивация того или иного просоциального поступка.

Поскольку дети четвертого года жизни, по мнению Ж. Пиаже и Л. Кольберга находятся на доморальном уровне, для них свойственно  судить о действиях скорее по их последствиям, чем по намерениям людей.

В отличие от исследований Ж. Пиаже и Л. Кольберга  результаты исследования В.М. Холмогоровой показали, что уже в три-четыре года все дети демонстрируют правильные моральные суждения и оценки – они знают, что делиться хорошо, а забирать все себе плохо. Однако в реальной жизненной ситуации способны поделиться со сверстником лишь немногие.

Лебедев А. А. возрастной период от трех до четырех лет считает, во-первых – вненравственным. Автор объясняет свою точку зрения тем, что в этот период ребёнок только приобретает разные привычки, приучается к исполнению просьб, поручений. Во-вторых, это донравственный период, который характеризуется развитием у детей симпатических чувствований.

При подходе к просоциальному поведению, основанном на эмпатии, как показывают исследования Г.П. Лаврентьевой, Т.В. Антоновой и других исследователей, сверстники для детей четвертого года жизни выступают не средством осуществления собственных моральных качеств, а непосредственной целью действий ребенка [3].

Младший дошкольный возраст является лучшей почвой для формирования просоциального поведения, так как в этот период в ребёнке происходит те значительные изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции:  - формирование простейших моральных суждений, - усвоение нравственных норм поведения, - проявление попыток вчувствования в другого, сопереживания.

Для организации эффективной работы по формированию у детей данного возраста просоциального поведения важным является изучение педагогических условий их развития.

Очевидно, что просоциальное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях и, поэтому, для того чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности. Причем решающую роль здесь играет включение дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей [4].

Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова считают, что основным условием формирования просоциального поведения у младших дошкольников должно стать не развитие умения у детей рефлексии своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним [5].

Еще одним из условий развития просоциального поведения у младших дошкольников является организация совместной деятельности — игровой или продуктивной. В такой совместной деятельности младшие дошкольники учатся согласовывать свои действия, сотрудничать, вырабатывают просоциальные навыки общения. Под влиянием коллективной деятельности, как справедливо отмечает А.В. Запорожец, у детей возникает способность «сочувствовать другим людям, переживать чужие нужды и потребности как свои собственные».

Стауб Е. выделяет следующие два  педагогических условия, оказывающие влияние на развитие просоциального поведения младших дошкольников — это исполнение роли и индукция. В первом случае дети разыгрывают роли для того, чтобы увидеть вещи с точки зрения другого человека. Во втором случае взрослые сообщают детям свои соображения по поводу того или иного поведения: например, детям могут рассказать о том, какие последствия будут иметь их действия для других.

Влияние на просоциальное поведение научения через наблюдение было продемонстрировано в целом ряде исследований, которые доказали, что моделирование просоциального поведения бывает более эффективным, если его модель воспринимается заботливой или имеет особое отношение к ребенку. Однако необходимо помнить, что часто моделью являются примеры из кино и телевизионных передач.

Особое внимание необходимо обратить на ведущий вид деятельности детей данного возраста – игровую деятельность для формирования их просоциальных отношений. Дошкольники часто играют в сюжетно-ролевые игры, которые требуют от участников истолкования и разделения фантазий друг друга, а также действий в воображаемой ситуации, определяемой особыми правилами.

Согласно предположениям Л.С. Выготского, именно в сюжетно-ролевой игре дети учатся сотрудничеству и осваивают другие просоциальные навыки, а также развивают способность обдумывать свое поведение и управлять им.

Разнообразные приемы игр-драматизаций, в которых происходит как бы сближение детей с персонажами произведения, позволяют не только выявить эмоциональный отклик каждого ребенка, но и создать условия для формирования у него эмоциональной отзывчивости, как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Через игры воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание просоциального поведения, но и связать это содержание с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Таким образом, просоциальное поведение детей четвертого года жизни, содержащее в себе воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре и связано с формированием этих деятельностей. При этом, основными педагогическими условиями развития просоциальных отношений у детей четвёртого года жизни являются:

- создание условий для включения младшего дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность;

- снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним через создание предметно-развивающей среды, стимулирующей проявления просоциального отношения;

- отбор социально-ориентированных сюжетов ролевых игр;

- организация научения, через наблюдение просоциальных форм поведения, его моделирование.

Список литературы

  1. Фурманов, И.А. Социально-психологические проблемы поведения [Текст]: Курс лекций для студентов отделения психологии / И.А.Фурманов. - Мн.: БГУ, 2001. - 91с.
  2. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский - М.: Высшая школа, 2004. - 569 с.
  3. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. - № 1(3).
  4. Касаткина, Ю.В, Клюева Н.В. Учим детей общению [Текст] /Ю. В. Касаткина, Н.В. Клюева. -  Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  5. Межличностные отношения ребёнка от рождения до 7 лет [Текст]  / под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Воронеж, 2000. – 235 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»

Предлагаю материал по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста который был опробован на приктике в детском саду....

«Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр детей четвёртого года жизни»

Сюжетно — ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни....

« Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»

Игра как вид деятельности издавна привлекает внимание педагогов, психологов, философов. Игра представляет собой особый вид деятельности чнловека....

Презентация для родительского собрания на тему: "Развитие речи детей четвёртого года жизни"

Родительское собрание на тему: "Развитие речи детей четвёртого года жизни". (Характеристика речи ребёнка. Речевая среда. Причины речевых нарушений. Создание условий для речевого развития детей)....

Особенности развития речи детей четвёртого года жизни

Четвёртый год жизни отличается новыми достижениями в развитии ребёнка. Он начинает высказывать суждения о предметах и явлениях окружающего мира, делает умозаключения. Однако у детей резкие индивидуаль...

Родительское собрание во второй младшей группе. Тема: «Особенности развития детей четвёртого года жизни».

Родительское собрание во второй младшей группе.Тема: «Особенности развития детей четвёртого года жизни»....