Хлеб-всему голова.
план-конспект занятия на тему

Мешалкина Антонина Васильевна

Открытое занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khleb_-_vsemu_golova.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

                             Хлеб - всему голова!

       (Занятие для детей подготовительной группы).

     Пр. сод: Развивать интерес детей к процессу выращивания хлеба. Обобщать и систематизировать знания  детей о том, какие орудия труда люди использовали в старину и какая сельскохозяйственная техника помогает людям выращивать хлеб в наше время. Разъяснить, что хлеб- это итог большой работы многих людей, закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола.

     На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам и т.д.), бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду.

     Учить детей работать с тестом, стремиться быть полезными окружающим, добиваться результатов своего труда.

                                                 

                                                  Ход занятия:                                      

                         Под музыку входят дети, приветствуют гостей.

     Воспитатель: А теперь, давайте возьмемся за руки и сделаем большой, красивый круг. Правда, наш круг похож на солнышко? Представьте, что мы теплые солнечные лучики. Почувствовали тепло в ручках? Улыбнитесь друг другу. А теперь мы свое тепло и добро от всего сердца подарим зернышкам.

                                       «Сеют в поле зерна                («сеем» зернышки)                  

                                         Раннею весною,

                                        А над ними светит                

                                        Солнышко родное».              (руки вверх)

      А сейчас я загадаю вам загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете,  о чем мы с вами будем сегодня говорить.

                                       Отгадай  легко и быстро:

                                       Мягкий, пышный и душистый.

                                       Он и черный, он и белый,

                                       А бывает - подгорелый…

                                       Без него - плохой обед.

                                       Вкусней его на свете нет.  (Хлеб).

     Правильно. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

(Мягкий, пышный, душистый и т. д.).Да, сегодня мы будем говорить о хлебе. Этот продукт мы все очень любим , и он всегда есть на нашем столе. В народе есть такая поговорка: «Хлеб – всему голова». Почему так говорят? (Хлеб -  основной продукт питания, он нужен каждому человеку каждый день. Всякая пища приедается, а  хлеб – никогда , кто не кушает хлеб, у того сил не будет и т. д.). Ребята, а какие пословицы о хлебе знаете вы?

                                      Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.    

                                      Без хлеба нет обеда.

                                      Хлеб – достаток и богатство.

                                     Не шуба греет, а хлеб.

   А еще в народе говорят: Без труда хлеб не родится никогда и это правильно.

   Мы с вами уже знаем, скольким людям надо потрудиться, чтобы вырастить хлеб. Давайте еще раз проследим путь от зернышка до хлеба, поиграем в игру «Цепочка». Я попрошу вас сесть на стульчики и послушать правила игры.У меня на столе вразброс лежат картинки на тему «Как выращивают хлеб». Вам нужно вспомнить, что люди делают сначала, когда выращивают хлеб, что они делают потом и составить из картинок соответствующую цепочку (дети ищут нужную картинку и на столе выстраивают цепочку).

       -Сначала трактор пашет поле.

       -Потом сеялка засевает поле зерном.

       -Ухаживают за посевами (боронят землю, удобряют и т. д.).

       -Комбайн убирает урожай пшеницы и ржи.

       -Зерно везут на элеватор, затем на мукомольный завод, где из зерен делают  муку.

        -Муку везут в пекарню.

        -Готовые хлебобулочные изделия поступают в магазин.

   Ребята,  о труде хлеборобов даже написаны стихи, давайте мы их прочитаем.

(Дети выходят, читают стихи).      

                                    Снег растает в поле чистом,

                                    Схлынет талая вода,

                                    Побежит за трактористом

                                    Ранним утром борозда.

         

                                    Выйдут сеялки потом

                                    Засевать поля зерном,

                                    И черны, как из печи

                                    Провожают их грачи.

                   

                                    Чтобы всходы были крепче,

                                    Не напала злая тля,

                                    И удобрит и подлечит

                                    Летчик с воздуха поля.

       

                                    Слышен  летом до заката

                                    Гул комбайнов у реки.        

                                    И везут на элеватор урожай грузовики.

                                    Время жаркое – страда

                                    Праздник мирного труда!

   

                                    Убран хлеб и тихо стало.

                                    Мелят мельницы зерно.

                                    Поле спит, оно устало

                                    И под снегом спит оно.

                                    Над селом дымки плывут,

                                    Пироги в домах пекут.

                                    Почему у пирога зарумянились бока?

                     Потому что поле летом

                     Было солнышком согрето.

                     Потому что днем весенним,

                     Летним днем, осенним днем,

                     Согревали землю люди

                     И любовью и трудом!

         

               

                      Психологическая гимнастика.

      Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки.) Колоски тянутся к солнышку ( почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски

(расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски ( улыбнитесь друг другу) А теперь изобразите колоски- толстячки, превратитесь в колоски – худышки . Какие замечательные колоски у нас выросли!                                                                      

                                                                       

         -Какие бывают колоски? ( Пшеничные и ржаные).

         -Из чего состоят колоски ржи и пшеницы? (Из зерен).

         -Какую пшеницу сеют под зиму? (Озимую).

         -А весной? (Яровую).

         -Почему озимая пшеница не замерзает зимой? (Снег согревает зерна).

          -Какой хлеб выпекают  из пшеничной муки? (Белый).

          -А из ржаной? (Черный).

     Мы с вами знаем, как люди выращивают пшеницу и рожь. Очень  много у них помощников – машин. Какие же машины им помогают? (Сеялки, комбайны, трактора, грузовые машины).

   А сегодня я вам расскажу, как раньше на Руси  выращивали хлеб, ведь тогда не было ни тракторов, ни комбайнов, ни машин  все делали вручную, т.е. своими руками.

                     Рассказ воспитателя (дети сидят на стульчиках).

     К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые  2 шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. (Показывает). Давайте представим, что мы сеятели. (Дети показывают, как разбрасывать зерно).

     -А как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? (Безветренная).

     -Почему? (Чтобы зернышки не унесло ветром, чтобы они распределились равномерно и т.д.).

     -А что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру).

Вот и кликали люди дождик. И мы с вами знаем такую закличку:

                          Дождик, дождик, поливай-

                          Будет хлеба каравай,

                          Будут булки, будут сушки,

                          Будут вкусные ватрушки.

     Ну что ж, выросли пшеница и рожь и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы. А женщины серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, т. е. вынуть из колосьев зерна.

   -Как вы думаете, при помощи чего и как это можно было сделать? (Дети размышляют). А для этого люди брали цеп - ручное орудие для молотьбы, и сильно били им по колоскам, зернышки выскакивали. Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи и получалась мука, а из нее мы знаем готовили много вкусного, а самое главное – хлеб.

    -Скажите, ребята, легко ли выращивать хлеб?
                            Хлеб ржаной, батоны, булки

                             Не добудешь на прогулке.

                             Люди хлеб в полях лелеют,

                             Сил для хлеба не жалеют.

                             Он не падает нам с неба,

                             Появляется не вдруг.

                             Чтобы вырос колос хлеба

                             Нужен труд  десятков рук.  

   Да,ребята, многим людям надо потрудиться, чтобы вырастить хлеб. Но во все времена люди радовались, когда был хороший, богатый урожай хлеба. Это был настоящий праздник! Я приглашаю вас поиграть в игру «Праздник урожая» (Т. Коломиец).                        

                        К дошколятам на машине

                       Каравай приехал ныне.

                       Пышной коркой похрустим,

                       Всех на свете угостим!

                       В круг вставай, каравай,

                       Кого хочешь - выбирай!

  (Каравай выходит из машины, дети встают в круг, поют):    

                                   -Как на праздник урожая

                                    Испекли мы каравай,

                                    Вот такой вышины,

                                    Вот такой нижины,

                                    Вот такой ужины,

                                    Вот такой ширины!

                                    Каравай, каравай,

                                    Кого любишь, выбирай!

Каравай: Пекаря!

                                   Он не грел на печке бок,

                                   Каравай ребятам пек.

                                   Пекарь, с нами поиграй,

                                   Кого хочешь- выбирай!

(Выходит пекарь в белом колпаке и переднике, становится рядом с караваем).

Пекарь: Мельника!

                                   Не молол он чепуху,

                                   А смолол зерно в муку!

                                   Мельник, с нами поиграй,

                                   Кого хочешь- выбирай!

 Мельник ( в переднике): Хлебопашца!

(Хлебопашец в русской рубахе)

                                  Он в тенечке не лежал,

                                  А хлеба растил и жал!

                                  Хлебопашец, в круг вставай,

                                  Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашец: Рабочего!

(Рабочий в комбинезоне)  

                                  Он приехал к нам с дарами-

                                  Тягачами, тракторами!

                                  А награда- урожай!

                                  Всех на праздник приглашай!

Пекарь: Слава урожаю в закромах!

Мельник: Слава караваю на столах!

Хлебопашец и рабочий: Слава, слава рабочим рукам!

 

                                     

     Воспитатель: Хлеб на Руси всегда пользовался почетом и уважением. О хлебе говорили, как о живом существе: хлеб – кормилец, хлеб – батюшка. И пекари на Руси пользовались особым уважением, величали их уважительно, полными именами: Иван, Федор, Петр. Было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеба давали по 125 граммов на весь день. Других продуктов не было.  Люди понимали, что хлеб - их жизнь. Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь. Но мы должны бережно,  с уважением  относиться к хлебу, к каждому кусочку.

   -Что значит бережно? с уважением?

                                            Дети отвечают:

   -не покупать лишнего.

   -обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье.

   -хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если его случайно роняли, то поднимали и просили прощения за это.

   -нельзя выбрасывать, даже из черствого хлеба можно приготовить блюдо, гренки, например.

      Воспитатель: Во все времена хлеб берегли. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью. Дорогих гостей всегда встречают хлебом- солью.  В честь хлеба слагали гимны. Мы с вами  знаем песню о хлебе, давайте споем.

                                       Песня о хлебе.

     Воспитатель: А кто отгадает мою загадку?

                                       Без рук, без ног,

                                       А в гору лезет?

      Правильно, тесто.

     -А какое бывает тесто? (Дрожжевое, слоеное, песочное).

Все мы помним  занятие, когда наш повар Галина Алексеевна показывала,  как замешивать  дрожжевое тесто.  А сегодня мы с вами будем готовить печенье из песочного теста. Оно у нас уже готово. Вот оно! Как вы думаете, какие продукты  мне понадобились для  приготовления теста?  Правильно! Мука, маргарин или масло, яйца, сахар и немного соли.

    Чтобы работать с тестом, нужно быть опрятным. Помойте руки. Надевайте шапочки, фартучки и идите к столам. Будем работать. Подвиньте к себе доску, присыпьте мукой, возьмите кусочек теста и раскатайте в лепешечку. Возьмите формочку, положите на лепешку и слегка надавите ладошкой. Готовое печенье дети выкладывают на блюдо, присыпанное мукой.

  -Наше -  то печенье всем на удивленье!

  -Как вы думаете, теперь его можно кушать?

Дети:  Нет, его нужно испечь. Давайте попросим Галину  Алексеевну,  она  поможет нам  испечь печенье. (Печенье относят на кухню).

Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к концу.  Мы теперь  знаем,  как трудно выращивать хлеб и скольким людям надо потрудиться, чтобы хлеб всегда был на нашем  столе . Как же мы теперь будем относиться к хлебу?

Дети: Все будем съедать, кусочки белого хлеба можно посушить и подкармливать птиц зимой и т. д.

Воспитатель: Давайте вспомним наше правило:

                             С огурцами ли,  с картошкой,

                             Надо хлеб съедать до крошки!

Используемый материал:

Т.Коломиец: игра «Праздник Урожая»; Т.Шорыгина «Злаки. Какие они?»; интернет-ресурсы.                                                                                                                                                                                                                   

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....