Игрушки и пособия для детей 3 - 5 г.ж.
консультация (младшая группа) на тему

Маркарян Анна Вячеславовна

Практический материал полезен педагогам дошкольникам и родителям для зоны ближашего развития

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrushki_i_posobiya_3-5.doc48.77 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ТРЕХ-ПЯТИ ЛЕТ

Игрушки следует подбирать по признаку функциональности. На первое место выходят игры и пособия, развивающие всевозможные навыки конструирования. Это конструкторы, строительные наборы. Так, две скрепленные между собой планки из пластмассового конструктора могут использоваться как подъемный кран, пистолет, свернутая трубка могут служить рупором, подзорной трубой и т.д.

Мы дали полное описание всех необходимых материалов, пособий и оборудования для гармонического развития ребенка трех-пяти лет. Ко нечно, некоторые из рекомендуемых предметов — качели, качалки, стенки, горки — могут быть в вашем дворе, в детском са ду — их можно не приобретать, но нужно организовать досуг ребенка так, чтобы он мог ими пользоваться хотя бы раз в неделю.

Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются его есте ственным состоянием, потребностью детского организма. Игры созда ют положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В игре не только проявляются индивидуальные способности и личностные качества ребенка, но и формируются определенные свойства личности. Поэтому, если малыш воспитывается дома, важно, чтобы ему были предоставлены основные игры и пособия, необходимые для полноценного развития ребенка.

Необходимо учесть, что до 4-х лет у детей нет деления на "девчоночьи" и "мальчишеские" игры. Мальчики и девочки должны "проиграть" в дет стве всевозможные роли. Так, мальчикам не повредит поиграть в куклы и проявить свою нежность и заботу, а девочкам — в "пиратов" и про явить свою инициативу и активность.    

Можно выделить определенные виды игрушек, перечисленные ниже.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРУШКИ

Куклы, большие мягкие игрушки и т.д. помогают малышу полнее и ярче проявлять эмоции, часто являются незаменимыми партнерами в игре, Очень хорошо, если у ребенка есть куклы, изображающие детей и взрос лых. Наиболее удобны для игр куклы размером от 12 до 55 см. Рекомен дуется, чтобы у всех кукол были запасные комплекты белья и одежды,

В одежду входят: платье (летнее, зимнее), трусы, майка, носочки, ша почки, колготки, пальто, тапочки, сапожки. Дополнительно можно вклю чить шапку с шарфом, брюки с рубашкой и кофтой, комбинезон и т.д.

Чем разнообразнее одежда и обувь у кукол, тем больше и легче ребе нок сможет освоить названий и назначения одежды.

Развивающее воздействие игр с куклами на ребенка во многом зависит от наличия у малыша игрушек, отражающих окружающий его мир вещей: мебели для кукол, коляски, бытовой техники - холодильник, плита,

телевизор, телефон, часы. посуда и т.д.

Для игр с куклами детей 2-3-х лет лучше приобретать крупную мебель, такую, которой ребенок смог бы пользоваться сам, т.к., играя, малыш любит посидеть рядом со своей куклой или мишкой. В комплект мебели входят стол, стулья, кроватка, шкаф для одежды и посуды. Необходимы для кроватки следующие спальные принадлежности: 2 матраца, одея ло, подушки, простыни, наволочки и пододеяльник.

Если для ребенка 2-х - 5-и лет игрушечная посуда сделана из пластмассы и алюминия, то 5-7-летние дети могут играть даже посудой из фа янса или керамики. В наборы посуды должны входить 2 комплекта сто ловой (ложки, тарелки большая и маленькая, ножи, вилки) и чайной по суды (чашка, чайная ложка, блюдце, чайник), а также кухонная (кастрю ля, сковородка, маленькая кастрюлька).

Разыгрывая разнообразные сюжеты ив окружающей жизни, сказочные сюжеты, ребенок “пробует себя” в различных ситуациях.

В настоящее время возникает соблазн приобрести комплект куклы Барби с приданым, семейством и недвижимостью. В игре детям до 7-и лет необходимо отожествление с каким-то из ее персонажей. Играя в “дочки-матери” девочка берет на себя роль мамы Но кем она может быть по отношению к взрослой Барби, воплощающей идеал светской, празд ной жизни, совсем не такой, какую видит ребенок дома? В какой-то мере Барби полезна для девочки 8-10-и лет, которая, продолжая играть в куклы, принимает в игре роль режиссера. В этом же возрасте появляет ся интерес к маленьким куколкам, которые становятся детьми куклы-мамы. Для кукольного семейства обустраивается игрушечная квартира, в которой разворачивается сюжет игры. Однако образ Барби неред ко входит в противоречие с опытом ребенка, т.к. игрушка олицетворяет менталитет светской жизни и формирует неадекватные потребности.

Раньше для развития у ребенка таких важных качеств, как смелость, решительность, активность, потребность защитить слабого, использо вали оловянных солдатиков. Но тоталитарное мышление осталось в прошлом. Сейчас эти качества можно формировать на примере поло жительного героя, который борется со стихией. Разрушающие действия можно преобразовать в созидательные или смешные. Так вместо взры ва — салюты; бороться не с врагом, а со стихией, бурей, рисковать и отличиться не в бою, а в опасном кругосветном путешествии.

Следует обратить особое внимание на модную года три назад игрушку — “тамагочи” и ее компьютерные аналоги. “Тамагочи” — карманный прибор, в котором заложена программа, имитирующая процессы жизни живого существа и подающая сигналы владельцу о помощи. Ребенку необходимо в определенное время после сигнала нажимать на кнопки прибора. При своевременном нажатии кнопок у заботливого хозяина виртуальный щенок будет быстро расти, а у плохого — захиреет и в конце концов погибнет.

В рекламе говорится, что эта игрушка научит ребенка заботиться о дру гом, но это не так. По-настоящему полюбить можно только живое су щество. Ребенок берет на себя ответственность за него, сопереживает ему. Возникает взаимная привязанность и преданность. Стандартные, одинаковые действия по нажатию в определенной последовательности кнопок подменяют процесс общения и формируют искаженное представ ление о действительности, когда все проблемы можно решить, осуще ствляя лишь один стандартный набор “правильных” действий. Автома тизация поведения не требует мыслительных и эмоциональных усилий, она формирует механический стереотип поведения. Кроме того, “тамагочи” начинает подавать сигнал в самый непредвиденный момент, в результате чего жизнь ребенка становится подчиненной программе, заложенной в игрушке.

Следует учесть, что у игрушки есть определенный лимит времени, и как бы хорошо ребенок ни следил за своим "питомцем”, он в конце концов погибает. Чувство утраты в раннем возрасте негативно влияет на раз витие эмоциональной сферы ребенка. Чем более внимательно и забот ливо ребенок относился к игрушке, чем более малыш был привязан к ней, чувствовал ответственность за ее благополучие, тем сильнее по влияет на него утрата, что может сформировать у ребенка чувство вины, неуверенности в своих силах. Постарайтесь оградить малыша от этой игрушки и игр, подобных ей.

В некоторых случаях, когда ребенок очень настойчиво просит игрушку, даже, на ваш взгляд, вредную для него (ту же Барби), игрушку следует купить. Существует мода на детские игрушки, и производители игрушек через рекламу, конечно, стараются навязать их ребенку. В детском воз расте очень сильна потребность не отличаться от сверстников, быть наравне с ними. Удовлетворение этой потребности важно для нормаль ного развития ребенка. Дело в том, что в детском возрасте чувства обо стрены, и сильные негативные эмоции могут оставить след на всю жизнь. Ребенок должен быть уверен, что вы любите его и понимаете его проблемы. Поэтому, когда ребенок настойчиво просит какую-либо игрушку или вещь, внимательно отнеситесь к этому. Понаблюдайте, чем эта вещь является для сверстников вашего малыша. Поговорите с ре бенком и постарайтесь понять, какие проблемы он пытается решить с помощью игрушки. Купив игрушку, постарайтесь нейтрализовать ее негативное влияние и расширить позитивное. Например, Барби может “работать” журналистом.

ТРАНСПОРТНЫЕ ИГРУШКИ

Для маленьких (2-4 года) детей используют крупные деревянные и пластмассовые игрушки: грузовики, самосвалы, поезд. Все они долж ны иметь шнур с наконечником для удобства перевоза грузов. Для де тей четырех-пяти лет можно приобрести простые небольшие машинки, но они должны быть различными по назначению: санитарная, пожарная, машины-фургоны — “Хлеб”, Молоко, “Бензин” и т.д. Для детей шести-семи лет лучше всего приобретать игрушки, разнооб разные по принципам действия: простые, механические, инерционные и электрифи-цированные.

ИГРОВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НАБОРЫ

1 комплект — “Построй город” из 58-и деталей: кубов, кирпичиков, призм, трехгранников, пластин.

12-40 экземпляров кирпичиков из дерева (6 х З х 1,5 или 3 х 4 х 2 см) в тележках.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ

“Блоки Дьенеша”, Цветные счетные палочки” (Кюизенера), “Вклады ши Монтессори”, “Кубики для всех”, Кубики Никитиных”, “Уникуб”, “Сложи узор", “Кубики Зайцева”, Набор из 4-х кубиков”, матрешка 2-местная, набор различных семян не менее 5 - 10-и шт. каждых (тык вы, подсолнуха, гороха, бобов, шишек), пирамидка (4 башенки основ ных цветов), пирамидка башенок (6 башенок основных цветов), пира мидки шаровые (из 5-6-8-и шаров разного диаметра), часы игрушечные с подвижными стрелками.                            

   Лото “Малышам” —- состоит из маленьких карточек и больших карт, разделенных на 3-4 одинаковых квадрата, в каждом из которых изоб ражен предмет.

“Предмет и изображение” — состоит из 4-х пар предметов с рисунками и объемными формами этих предметов из пластмассы: “Овощи”, “Фрукты”, “Посуда”, “Мебель”, “Одежда”, “Транспорт”, Животные”, “Найди маму”.

 Кукольный театр (перчаточный).

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

 Поймай рыбку; курочки, клюющие крупу; работающие кузнецы, юла, неваляшки 25 и 15 см.

Развивающие игры (пособия).

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Гимнастическая стена (3-4 предмета) с приставной лестницей и ска том-доской, бревно на земле, доска ребристая, мишень, мячи: диамет ром 20-25 см, 10-12 см, 6-8 см, большом надувной мяч.

Обручи диаметром 55-60 см и 40 см, палки гимнастические длиной 75-80 см; шнуры короткие ("косичка") длиной 75-80 см, длинные — 15-20 м; мешок с песком для метания массой 200 гр., для упражнений равновесия (400 гр.); кегли (комплект); велосипед трехколесный; санки детские; ленты короткие разноцветные длиной 50-60 см.

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Металлофон или ксилофон, детское пианино, два барабана с разной высотой звучания, бубен.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мольберт, цветные карандаши (12-и цветов), акварель, палитра для составления красок, кисти круглые мягкие для рисования № 11 и 12; кисти плоские № 12-16, коробка мела, восковые мелки, тушь черная. салфетка для кистей, салфетка из ткани, пластина для намазывания форм клеем, клей ПВА, ножницы пластмассовые с тугими кольцами, поднос для бумаги, цветная глина (5 основных цветов), доска для леп ки, ведро для глины, альбом для рисования (40 листов), цветная бума га, картон, цветная бумага-самоклейка, журналы с цветными кар тинками для коллажей.

С уважением,

Анна Вячеславовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игрушки и пособия.

Дидактические игры строятся на принципе наглядности, что находит свое отражение в широком использовании игрушек и различных пособий, которые облегчают ребенку познание окружающего мира и играют ...

Психолого-педагогические требования к играм, игрушкам и развивающим пособиям для детей дошкольного возраста.

От грамотного выбора игр и игрушек зависит не только физическое здоровье, но и психическая безопасность ребёнка....

Консультация для родителей "Развивающие игрушки и пособия"

Консультация для родителей "Развивающие игрушки и пособия"...

Презентация - консультация родителей на тему "Дидактические пособия (игры и игрушки) для сенсорного развития детей раннего возраста своими руками"

Уважаемые родители!В данном материале я хочу предложить Вам активно поучаствовать в развитии Вашего ребёнка путём обогащения его развивающей среды дома. В презентации представлены дидактические пособи...

Методические рекомендации по использованию ИГРУШКИ - ПОСОБИЯ для детей дошкольного возраста «Солнце примирения»

Пособие «Солнце примирения» ориентировано на детей 3-7 летВедущая цель: развитие социально - коммуникативных навыков, через технологии     конструктивного общения.Задач...