Становление целенаправленной деятельности в игре
консультация на тему

Сошникова Юлия Сергеевна

Игра-доступная и привлекательная для детей деятельность, она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stanovlenie_tsel_deyateln.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Игра в работе с детьми дошкольного возраста»

05.12.2013

Доклад  воспитателя Сошниковой Ю.С.

«Становление целенаправленной деятельности в игре»

Игра-доступная и привлекательная для детей деятельность, она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие.

С помощью игры решаются задачи создания в группе эмоционально-положительной, спокойной атмосферы; формирования у ребенка чувства доверия и привязанности к воспитателю; облегчения адаптационного периода.

Игра   является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка.

Игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности.

Это не происходит само по себе. Надо помогать детям играть и участвовать в игре наравне с ребенком.

Одно из психологических новообразований возраста 2-3 года  - становление целенаправленной деятельности.

Целенаправленная деятельность - это деятельность, в которой человек (взрослый или ребенок) ставит перед собой и затем реализует одну цель или несколько взаимосвязанных целей.

Значение игры для становления целенаправленной деятельности обусловлено тем, что в практической жизни возможности ребенка в самостоятельной постановке целей и их реализации  ограниченны.

Какие цели может ставить перед собой ребенок этого возраста в реальной жизни?

В игре диапазон целей существенно расширяется за счет возможности достигать их с помощью  «ненастоящих» средств и способов,  «понарошку». Эта возможность позволяет ребенку через игру приобщаться к взрослым серьезным целям, самостоятельно ставить и реализовывать их, а также связывать одну цель с другой (купить продукты, потом приготовить обед и, наконец, накормить кукол).

В игре  цель можно достичь  необычным способом, используя  неподходящие, с точки зрения реального достижения, предметы. Эта  возможностьне дается ребенку изначально.

Задача взрослого:

  • раскрыть перед ребенком  возможность использовать предметы-заместители и научить совершать условные действия с ними
  • знакомить детей с разнообразием игровых целей
  • приохотить  к самостоятельному поиску и применению новых способов достижения игровых целей
  • побуждать практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.

Последовательность проигрывания сюжетов игр с целью становления самостоятельной деятельности

I. Игровые действия воспитателя направлены на детей.

II. Игровые действия детей направлены на воспитателя.

III. Игровые действия детей направлены на игрушку.

Примерные сюжеты игр:

«Кормление». «Поездки на транспорте». «В гости».

В некоторых сюжетах игровое действие может быть направлено только на игрушку. Это игры «в прогулку», «в укладывание спать», «в купание».

В дальнейшем следует чаще побуждать детей к играм, в которых игровые действия направлены на игрушку, а задача взрослого-ненавязчиво помогать малышам в развитии самостоятельной игры. Взрослый может  подсказать  интересную игровую цель и  предметы-заместители, которые можно использовать вместо настоящих предметов;может предложить следующий шаг в развитии игры.

Правильная организация игры с детьми в возрасте 3—4 лет предполагает:

1) создание благоприятных условий для самостоятельной игры;

2) совместную игру воспитателя с детьми.

Различные предметы, допускающие самое разнообразное использование, являются обязательным элементом нормальной детской игры. Разнообразное использование одних и тех же предметов развивает способность находить нестандартные решения, не смущаться отсутствием традиционных средств.

Советуем вам завести в группе ящик с множеством ячеек, где будут собраны самые разные предметы, (не нужные взрослым), привлекающие детей: бабины от магнитофонной ленты, разнообразные колечки (большие и маленькие, деревянные, резиновые и пластмассовые), катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли с просверленными отверстиями, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, шишки, пластины (разной длины, ширины и формы) из фанеры, веревки, зажимы для фотобумаги или белья, вышедшие из употребления детали от приборов и пр.Можно положить в ящик различные геометрические фигуры (объемные и плоские, большие и маленькие) и предметы неопределенной формы (кусочки поролона, плотного картона, тряпочки, цветные лоскутья и др.). Ящик «замечательных вещей» вы вместе с детьми будете постепенно пополнять новыми предметами, приносимыми из дома. Все новые «сокровища» надо показывать ребятам, внимательно рассматривать. Ящик должен иметь постоянное место, чтобы дети могли легко и быстро находить его.

Кроме этого, постарайтесь предоставить детям как можно больше модулей, кубов, сборно-разборных скамеек, ящичков, коробок и пр. Такой многофункциональный материал они могут использовать для создания собственной игровой обстановки.

Наряду с организацией стабильных, специально оборудованных игровых уголков нужно позволять детям, а иногда самим создавать для них временную игровую обстановку: пароходы и корабли, поезда, самолеты, дома, магазины, мастерские, цирк, озеро, лес. Это разнообразит игры, будит воображение.

Есть  два  пути,  позволяющих сохранять самостоятельный характер детской игры и в то же время расширять ролевое поведение: принятие взрослым параллельной роли  и введение в игру ребенка новых атрибутов.

Введение в игру ребенка новых атрибутов наиболее простой способ обогащения игры детей. Одна  группа атрибутов помогает ребенку чем-то внешне обозначить принятую роль — фуражкой, пилоткой, халатом и т. п. Вторая группа атрибутов — шприцы, выключатели, рули, фонарики, баночки, бинокли и т. п.— направляет ребенка на определенные ролевые действия.

Для обогащения ролевого поведения ребенка  не требуется расширять набор атрибутов, обозначающих роль. Лучше увеличивать,  вторую группу атрибутов. Любой инструмент или орудие, предложенные ребенку, побуждают их использовать.

Например. Заходите ко мне в магазин за тазиком и утюгом!  Артем, посмотри, что я принесла для твоей автомашины! Тебе нужен такой переключатель скоростей? Смотри, как он работает. Если будет еще что-нибудь нужно, приезжате ко мне в магазин.  У меня есть многое из того, что может понадобиться для автомобиля.

Играя вместе с детьми, взрослый имеет возможность скрыто влиять на игру ребенка, обогащать ее новыми игровыми действиями, новыми сюжетными ситуациями и при этом сохранять ее самостоятельный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ

Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...

Становление изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

В данной статье описаны  этапы развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте и даны рекомендации для развития изобразительных навыков у дошкольников....

«Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере дошкольников с ЗПР с использованием схем – карточек».

Использование схем- карточек при проведении: утренней гимнастики, занятий, подвижных игр....

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

в статье подробно рассказывается о том, каким образом происходит формирование игровой деятельности у дошкольников....

Педагогический совет на тему " Развитие у воспитанников способности к самоконтролю и к самооценке при выполнении движений и становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной деятельности"

Материал содержит подробный сценарий тематического педагогического совета по развитию у дошкольников очень важных психических процессов как саморегуляция, самоконтроль и самооценка в двигательной деят...

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

 Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.   Творческие способности заклю...