Духовно – нравственное воспитание через экологию.
статья на тему

Скворцова Елена Юрьевна

В материале рассматриваются духовно – нравственное воспитание через экологию  из опыта работы воспитателя детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno_nravstvennoe_vospitanie_cherez_ekologiyu.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание через экологию.

В настоящее время от правильного духовно - нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества.

С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, правильно относиться к другим людям и к себе самому.

Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к природе, к себе.  Результатом духовно-нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора духовных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, использую для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, ребенок овладевает духовно- нравственными нормами жизни в человеческом обществе.

Однако путь этот очень долог, поэтому руль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе, т.е. экологическое воспитание.

Формирование экологической культуры следует начинать с дошкольного возраста. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношений к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой смогут быть решены только при условии формирования у всех людей экологического мировоззрения, повышение их экологической грамотности и культуры.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостях переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес  к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых – естествоиспытателей (К.А. Тимирязеева, И.В. Мичурина), писателей, художников и композиторов (А.С. Пушкин, М.Пришвин, И.Леветана, П.Чайковского и т.д.)  ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в них сознания реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит не редко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношений детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и других. Это не только приносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить не правильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, что бы дети в дошкольном возрасте получали верные сведения о природе.

Умный и добрый воспитатель может организовать с малышом тесные доверительные отношения, обеспечивающие глубокое удовлетворение социальных потребностей ребенка и его гармоническое развитие. Каждому воспитателю нужно определить специфику, которая бы обеспечивала благоприятное эмоциональное самочувствие и развития способностей ребенка, осознание им своей индивидуальности и нужности людям.

Духовно – нравственное воспитание требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понимание относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и может быть, не совсем в той форме и не в том качестве каких мы ожидаем. Преобладающим в духовно – нравственном воспитании дошкольника должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способом действия.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, беречь и заботиться о ней, а так же уметь замечать действия других людей,  давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить о том, что за частую небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них, не обходимых знаний, вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.

В нашем детском доме мы стараемся подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранить и приумножить ее красоту.

У нас в детском доме воспитываются дети от 3 до 7 лет. Работу по экологическому воспитанию мы строим следующим образом:

  • Через занятия  -  формирование у детей представлений о  природе;
  • Наблюдение –  возможность чувственного познания, накопление конкретных сведений;
  • Словесный метод –  различные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию, которая чаще всего не доступна для наблюдения;
  • Практическая самостоятельная и совместная деятельность дошкольников – индивидуальные проявления детей в этой деятельности, являющиеся показателем степени их экологической культуры;
  • Природоохранительные акции – комплексные мероприятия, выходящие за пределы жизни детского дома;
  • Экспериментирование в природе - формирование начальных естественнонаучных представлений;

 В каждой группе создан уголок природы, где размещены растения. Дети с желанием ухаживают, и заботятся за растениями, радуются новому распустившемуся цветку. Такая забота и увлечения не пройдут бесследно: дети просто так не сорвут цветок, не сломают ветку.

Также во всех группах созданы мини огороды на подоконнике, где дети с педагогом (в зимний период) выращивают лук, огурцы, помидоры, землянику. Какое же это чудо когда из маленького семечка вырастает растения. Сколько нужно выдержки, терпения, заботы, трудолюбия, что бы дождаться результата.

Ребенок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно: все увиденное стремиться потрогать, обследовать со всех сторон. Такое восприятие природы вызывает у детей чувства береженого и заботливого отношения. И мы учим видеть проявления жизни природы во всей ее красоте.

Коллектив детского дома продумал как построить работу в летний период, что бы детям было интересно проводить летние месяцы, т.к. наш детский дом не имеет возможности выезжать за город , на природу. Поэтому мы постарались максимально приблизить природу к детям. На территории детского дома создали экологическую тропу.  Цель, которой формирование потребностей здорового образа жизни закладывание основы экологической культуры личности.

Одной из задач экологической тропы является формирование способности эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям ее красоты и неповторимости. На видном месте вывешен план экологической тропы, краткое описание маршрута, необходимые мероприятия. Совместно с воспитанниками высадили целебные травы: пижму, герань луговую, тысячалистник, подорожник, мать-и-мачеху, ромашку аптечную, лопух, череду.

Наши медицинские работники знакомят детей со свойствами лекарственных растений, их пользой. Ребята с удовольствием пьют ароматный,  фито-чай в летнем кафе «Витамика».

Так же у нас есть цветник и огород. Рассаду дети выращивают с  педагогами, а потом высаживают ее и каждая группа ухаживает за своей грядкой. Дети получают практические навыки ухода за растениями, наблюдают за их ростом.

Труд в природе способствует развитию у детей импатии (сочувствие, сострадание, сопереживание), позволяет ребенку увидеть результат своей деятельности. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка. Сколько восторга и радости получают дети от полученного результата, когда проводятся праздники «Урожая» и «Цветов», где их видят и оценивают воспитанники всего детского дома, тем самым у ребят повышается самооценка от достигнутого

Лето дает большую возможность соприкоснутся с миром насекомых, растений, птиц. Дети рассматривают бабочек, муравьев, жуков, слышат стрекотание кузнечика, пение птиц, ощущают нежный запах цветов.

В летний период у нас проходят тематические дни: путешествие в мир насекомых :

- «В гостях у муравьишки»

- «Встреча с Комаром-пискуном»

- «Встреча с пчелой Майей»

Цель этих мероприятий помочь детям погрузится в мир природы, систематизировать их знания. Дети лучше усваивают обобщающие понятия, понимают взаимосвязь разных явлений в природе, роль человека в ней. Так же  учим детей преодолевать чувство страха и брезгливости по отношению к насекомым.

Мы учим помогать птицам и растениям тогда, когда это им действительно не обходимо. Зимой все группы мастерят кормушки и развешивают на территории детского дома. Проходит праздник «Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли». Всю зиму дети подкармливают зимующих птиц. После снегопада расчищают дорожки, ведущие к кормушкам, стряхивают с кормушек снег, окапывают снегом корни кустов, отряхивают снег с веток деревьев и кустарников после сильного снегопада. Весною вместе с взрослыми развешивают скворечники.

Поэтому главным становится неформальная ориентировка на достижение ребенком конкретного результата, а возможность активного его включения в познавательную деятельность, воспитание его самостоятельности и инициативности при выполнении любых заданий, что приводит к развитию самой деятельности ребенка, а значит и его личностному развитию.

В систему работы с детьми так же включена разнообразная деятельность с литературными произведениями о природе. Таких авторов как В.В. Бианки, К.Т. Паустовского, Е.И. Чарушина, С.В. Сахарова, а также наших дальневосточных писателей П.С. Каморова и В.П. Сысоева. Дети с интересом слушают эти произведения, инсценируют и разыгрывают их. Вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Описание природы помогают ребенку осмысливать жизненные наблюдения, обобщать впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше ребенок накапливает знания о природе, тем богаче, ярче становится его жизненный опыт.

Непосредственное воспитывающее и обучающее воздействия на дошкольника, развитие его духовно – нравственных качеств многократно усиливается при создании педагогических ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой. Поэтому мы ввели персонаж – Лесовичка. Он не живет в группе, а приходит в гости. Он обладает волшебной способностью видеть и знать обо всем, что происходит в группе. Лесовичек любит всех детей, радуется их добрым делам и хорошим поступкам. Плохие поступки его очень огорчают, но он не когда не ругает детей, хотя может сказать и показать, как он расстроился, содержание общение Лесовичка с детьми не ограничивается только нравственной сферой. Для разнообразия он время от времени, но не слишком часто, приносит скромное угощении; диск с мультфильмами; дидактическую игру, т.е. любую вещь, которая обрадует и заинтересует детей.  

У нашего детского дома давняя и большая дружба с нашим «Зоосадом», с конноспортивным клубом «Мустанг», с центром кинологической службы УВД на транспорте. Выезжая на экскурсии, дети получают возможность приобрести жизненный опыт в не стен детского дома, что имеет огромное значение для наших воспитанников. Как надеяться педагоги, непосредственное наблюдение за животными поможет развить чувственное познание и восприятие, привить навыки поведения в природе, воспитать культуру общения с животными. Такие встречи очень полезные для детей. Они развивают, повышают уровень развития психических процессов (память, внимание, речь). Дети становятся эмоционально раскрепощенными, а значит, лучше происходит процесс социализации.

Педагоги детского дома не останавливаются на достигнутом, а ищут новые формы работы с детьми по экологическому воспитанию и развитию духовно – нравственных качеств.

Таким образом, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает духовно – нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Список литературы:

1.Ладыгина Л. В. Воспитатель в детском доме. М., Изд – во «ГНОМ и Д», 2006

2.Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М., Изд – во «ТЦ Сфера», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание через искусство"

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Воспитать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разг...

Духовно-нравственное воспитание через сказку

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Духовно-нравственное воспитание через искусство

Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры...

Духовно-нравственное воспитание через экологию, воспитание любви к природе родного края"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Там - лес погубили, там ...