Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Роль художественного слова в воспитании детей дошкольного возраста.

    Коростелева Оксана Александровна

    Конечно, хорошо, если воспитатель знает и любит литературу, но ему еще нужно уметь «заразить» этой любовью детей. Богатые возможности для формирования этого умения предоставляет практика. Д\В №5, 2006.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль художественного слова в воспитании детей дошкольного возраста.

                 В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное действие.

         Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для детей одной из форм познания мира, помогают ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащают его новыми понятиями, расширяют жизненный опыт.

      Писатели – природоведы знакомят детей с жизнью животного и растительного мира. Произведения М.М.Пришвина, В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, Н.И.Сладкова и других не только дают детям полезные знания, но и учат их тонкой наблюдательности, материалистическому пониманию явлений природы, воспитывают гуманное отношение к животным.

         Произведения детской художественной литературы помогают ребенку выработать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.

    Маленький ребенок верит слову художника. Слушая рассказ или сказку, он живет жизнью героев, сам как бы становится участником передаваемых событий, сочувствует добру, осуждает зло. Народная сказка привлекает детей не только занимательным сюжетом, поэтической формой, но и своей идейной сущностью. Характерные для сказки торжество справедливости, победа добра над злом вызывают сочувствие ребенка. Таковы любимые детьми сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди», «Крошечка - Хаврошечка», «Царевна-лягушка» и многие другие. В сказке ребенок видит убедительные примеры подлинной дружбы («Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко» и др.).

         Поучительны и народные песенки, которые слышит ребенок с самых ранних лет.

         В течении многих веков сказка и песенка любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

         Доступные детям произведения классиков пользуются любовью детей и не утратили своего большого воспитательного воздействия. Рассматривая иллюстрации к  «Сказке о рыбаке и рыбке», ребенок, увидев старуху, сидящую у разбитого корыта, говорит: «Так тебе и надо, жадная!». Рассказы Л.Н.Толстого «Лев и собачка», «Филиппок» и другие до сего времени составляют золотой фонд литературы для детей.

         Замечательная книга К.Д.Ушинского «Родное слово» воспитала не одно поколение русских людей.

         Книги советских писателей – В.В.Маяковского, К.И.Чуковского, А.П.Гайдара, С.В.Михалкова и многих других, пронизанные гуманизмом, говорят детям о любви к Родине, о честности, героизме, дружбе.

         Слушая художественные произведения, ребенок учится родному языку, запоминает постоянные эпитеты народной речи, чувствует красоту поэтической метафоры:

    - Туча по небу идет… (А.С.Пушкин)

    - Елка плакала сначала

      От домашнего тепла… (С.Я.Маршак)

    - К нам на длинной, мокрой ножке

      Дождик скачет по дорожке… (З.Н.Александрова).

         Любовь к художественному слову нужно воспитывать в раннем детстве; с ней ребенок перейдет из детского сада в школу и в дальнейшем будет любить родную литературу.

    Проблемы:

    Говорите правильно.

       Для педагога выразительное чтение – это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и дает им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребенок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение, он «влюбляется» в художественные тексты – ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями.

    Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоциональной речью.

    Вот почему будущему воспитателю необходимо овладеть искусством выразительного чтения. Это нелегкая задача. Но главная проблема в том, что не все воспитатели хотят эту проблему решать. Или считают, что проблемы вообще нет. « Как умею читать, так и читаю» – думают они. А ведь, умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путем постоянной тренировки дикции и голоса.

    В статье Н.Мироновой (кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры методики преподавания литературы, МПГУ), говорится о том, как овладеть навыком выразительного чтения и уметь применять его при работе с дошкольниками. Д\В №6,2006.

    Конечно, хорошо, если воспитатель знает и любит литературу, но ему еще нужно уметь «заразить» этой любовью детей. Богатые возможности для формирования этого умения предоставляет практика. Д\В №5, 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в подготовительной группе «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

    Задачи:дать родителям знания о значении развивающих игр в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к игре ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из ...

    Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

    Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...

    «РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Влияние чтения художественной литературы на детей дошкольного возраста....

    Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

    Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...

    Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

    Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...