ПРОЕКТ «РЕБЁНОК И БЕЗОПАСНОСТЬ»
проект (средняя группа) на тему

Галяутдинова Рушания Шайхелисламовна

Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект1017 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение


Центр развития ребенка – детский сад №28 «Жемчужинка»


муниципального образования г. Саяногорск


655602 Хакасия, г. Саяногорск, Центральный  мкр., дом 11

РЕБЁНОК И БЕЗОПАСНОСТЬ

Долгосрочный  проект

                                                                    Разработан: Галяутдиновой Р.Ш.

                                                                                              Воспитатель 1 кв. кат.

2012 -2015г.г

ПРОЕКТ «РЕБЁНОК И БЕЗОПАСНОСТЬ»

«От шалости до беды один шаг»

Актуальность проекта.

В 21 веке перед человечеством встает одна из главных проблем – всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у всех людей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Леденящие душу сообщения о преступлениях против детей свидетельствуют о том, насколько наши дети не защищены перед лицом опасности. Дошкольным  образовательным учреждениям в вопросе формирования основ безопасности отводится особая роль. Самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание. Об актуальности данной темы можно говорить много и всё будет главное.

Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Это и послужила мне основанием для выбора тему проекта «Ребёнок и  безопасность».

К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо учить безопасному поведению дома, на улице, в природе ближе к тому времени, когда он пойдёт в школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек складывается с самого раннего возраста. Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила безопасного поведения (и дома, и на улице, и в природе) и научить поступать так же своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо. Поэтому задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые порой сами не замечают, как часто они повторяют слова «не трогай», «отойди», «нельзя». Или напротив, пытаются объяснить что-либо путём долгих наставлений. Всё это даёт обратный результат.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком. Только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Чтобы подготовить детей к адекватному поведению и рациональным действиям в постоянно возникающих опасных ситуациях, с раннего детства необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям ( в старших группах можно привлечь детей к разработке этих правил), а затем следить за их выполнением. Ведь человек, вне зависимости от возраста, будет следовать правилу только в том случае, если ему понятен его смысл.

Реализация проекта основана на парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста», разработанной авторами Авдеевой Н.Н, Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б.

Проблемы, решению которых будет способствовать проект:

  • Привитие навыков безопасного поведения детям дошкольного возраста.  
  • Помочь дошкольникам овладевать элементарными навыками поведения дома, на улице, в природе, в транспорте.

Сфера использования:

  • Проект может быть востребован и использован в практике воспитателей           ДОУ, педагогами дополнительного образования.

Основные направления работы по теме «Ребенок и безопасность»

Цель проекта:

  • Формирование у детей  дошкольного возраста навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

Задачи:

  • Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.
  • На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности.
  • Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.
  • Воспитывать самостоятельность и ответственность за своё поведение.
  • Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
  • Познакомить детей с пожароопасными предметами, сформировать чувство опасности огня, довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно.
  • Рассмотреть и обсудить причины и ситуации возникновения пожаров, научить детей, как действовать вовремя пожара.
  • Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах, во дворах, дома, в природе.
  • Отслеживать уровень знаний и умений детей по правилам безопасного поведения в начале и конце учебного года.
  • Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей во всех жизненных ситуациях. Привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.

Инновация проекта в том, что организация образовательного процесса строится с использованием метода ситуационного обучения и основывается на внедрении парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н, Князевой П.Л., Стеркиной Р.Б.

Гипотеза проекта: Применение игровых технологий на развитие внимания, реакции, умения ориентироваться в окружающей обстановке обеспечит усвоение правил безопасности жизнедеятельности.

Ожидаемый результат:

  1. Снижение уровня травматизма у детей дошкольного возраста.
  1. Формирование основ экологической культуры;

     ценностей здорового образа жизни;

     осторожного обращения с опасными предметами;

           безопасного поведения на улице.

 

 

   

Интеграция образовательных областей.

ФИЗИЧЕСкое

 развитие

 Художеств.

Эстетическ.

ПОЗНАВА-ТЕЛЬНОЕ

 РЕЧЕВОЕ

РАЗВИТИЕ

Социальнокоммуникативное

 

Формы    работы с детьми.

 

 Тематический план работы с детьми 2 младшей группы «А»

На 2013-2014 учебный год

Задачи воспитания и развития детей:

  1. Развитие представлений о человеке (себе, сверстнике и взрослом) и признаках здоровья человека.
  2. Развитие интереса к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения.
  3. Развитие интереса к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья).
  4. Обогащение представлений о доступном ребенке предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования.
  5. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

П/П

Сроки

выполнения

Форма

работы

Тема

1

Сентябрь

1.  Диагностика особенностей безопасного поведения детей в бытовых условиях.

2. Беседа с родителями

3.Наглядность

4. Тетрадь здоровья

Изучение анатомо-физиологических и возрастных особенностей детского организма детей

4-го года жизни.

 «Физическое и психическое развитие детей»

«Режим дня в детском саду и дома».

Определить группу здоровья (врач), номер мебели, составлять перспективный план физкультурно-оздоровительный работы.

2

Октябрь

1. Моделирование ситуации.

 

2. Прогулка.

3. Изготовление макета комнаты с указанием опасных зон, предметов.

4.  Дидактическая игра

Ознакомление с групповой комнатой – запретные зоны.

«Проказы Мишки-шалунишки» - правила поведения в умывальной, спальной, раздевальной комнатах.

«Какие опасности подстерегают нас на участке?» - опасные зоны.

«Чем опасен бег в группе?»

«Чем опасен мяч в группе?».

«Чудо – овощи».

3

Ноябрь

1. Дидактическая игра.

2. Сюжетно-ролевая игра.

3. Проект.

4. Моделирование ситуации.

5. НОД

«Хорошо – плохо»

«Больница» - полечим Мишку-шалунишку.

«Мои дети,  какие они?» - создать портрет своей группы».

«Нос, умойся, грязь, сдавайся!» -  воспитание навыков самообслуживания.

«Как звери в лесу готовятся к зиме»

4

Декабрь

1. Наглядность.

2. НОД

3.Сюж. – ролевая  игра

3. Моделирование ситуации.

 «Правила поведения на дороге».

«Волшебный светофор»

«Я еду по городу»

«Я потерялся в детском саду – что делать?»

5

Январь

1. Экспериментирование

2. Прогулка.

3. Чтение.

4. Моделирование ситуации.

5.  НОД

«Вода – друг и недруг»

«Прокатись – не упади» - с горки, по ледяной дорожке.

К. Чуковский «Айболит».

«У меня зазвонил телефон».

«Ух, ты, зимушка – зима»

6

Февраль

1. Рассматривание иллюстраций.

 

2. Чтение.

3. Экспериментирование.

4. Труд в уголке природы.

«Опасные ситуации».

 

«Кошкин дом» С. Маршак.

«Опасная свеча».

«Посадка лука в землю, в воду» - эксперимент:

7

Март

1. Родительское собрание.

2.  НОД

3. Беседа.

4. Моделирование ситуации.

Игра – тренинг «Как быть здоровым душой и телом?».

«Это я!» - части тела.

«Наши друзья и недруги» (Электроприборы).

«Подай ножницы, карандаш».

8

Апрель

1.  НОД

2.  Игра-шутка

3. Экскурсия.

4. Модель птицы.  

«Насекомые».

« И я тоже».

«Сосульки на крыше».

«Птички – шарики»

9

Май

1. Наглядность.

2. Наблюдение.

3. Развивающая игра.

 4. Диагностика развития детей

«Ядовитые растения».

«Солнце – друг и враг».

«Заселяем дерево» - где живут птицы, насекомые, животные.

Тематический план работы с детьми  средней группы

 на 2014-2015 учебный  год

Задачи воспитания и развития детей:

  1. Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе. В общении с незнакомыми людьми.
  2. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.
  3. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
  4. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

П/П

Сроки

выполнения

Форма

работы

Тема

1

Сентябрь

1.  Диагностика особенностей безопасного поведения детей в бытовых условиях.

2.Наглядность

4. Тетрадь здоровья

Изучение анатомо-физиологических и возрастных особенностей детского организма детей 5-го года жизни.

 «Ребенок дома»

Определить группу здоровья (врач), номер мебели, составлять перспективный план физкультурно-оздоровительный работы.

2

Октябрь

1. Моделирование ситуации.

2.  Дид. игра

3.  Моделирование игровой ситуации используя макет комнаты

4. НОД

 Экскурсия по игровым уголкам «кухня», «парикмахерская».

 «Подбери игрушки Танюшке»

 

 «Что я вижу в комнате - опасные предметы»

«Ядовитые грибы»

3

Ноябрь

1. Дидактическая игра.

2. Сюжетно-ролевая игра.

4.  Развивающая игра.

5. НОД

«Так и не так»

«Светофор» - знаки: светофор,зебра.

 « Дорожные ситуации» (пазлы)

 «Здравствуй, улица!»

4

Декабрь

1. Наглядность.

2.Сюж. – ролевая  игра

3. Настольно-дидактическая игра

4. НОД

 «Опасный огонь»

«Пожарная машина».

«Опасные ситуации» (о пожаре)

«Огонь – друг и враг»

5

Январь

1. Экспериментирование

2. Дидактическая игра

3. Игра-драматизация

4. НОД

« Лёд, снег, вода»

« Потеряшка» - знания о себе.

«Петушок – золотой гребешок»

« Не ходи по льду водоёма».

6

Февраль

1. Рассматривание игровых ситуаций

2. Моделирование ситуации

 

3.  Развлечение.

«Опасные ситуации». (О здоровье)

«Доктор кролик советует» - как заботиться о зубах (полоскать рот после еды).

  «Витамины моей семьи»

7

Март

1. Рассказывание по картинам

2.  НОД

3.  Педагогическая ситуация.

 «Один дома», «Один на прогулке»

«Электроприборы».

«Поможем няне: стираем, гладим, делаем уборку».

8

Апрель

1. НОД

 

2. Сюжетно-ролевые игры

3. Дидактическая игра

« «Укусила собака» Модель действий.

«Больница», «Семья».

«Загадки и отгадки» - животные, насекомые

9

Май

1. Наглядность.

2..  Путешествие в мир растений.

3.Повторение и закрепление полученных знаний

 

«Ядовитые растения».

 Значимость ядовитых растений. Красная книга

Литература:

     1. Безопасность. Программа для ДОУ/ Н.Н.Авдеева, О.Л Князева, Р.Б.Стеркина – СПб «ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004 – 144с

     2. «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Н.А.Бабаева и др. – СПб.: Акцидент, 1996. – 224с.

     3.Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста:  К.Ю Белая, В.Н.Зимонина, Л.А.Кондрыкинская и др. – М.: Просвещение,1998. – 96с.

     4. Образовательная область «Безопасность». Учебно-методическое пособие /  науч. ред. А. Г.Гогоберидзе. – СПБ. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», М. : «Сфера»,2012. – 144с.

     5. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников / Островская Л.Ф.: Кн. для воспитателя дет.сада – М.: Просвещение, 1990. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Реализация права ребёнка на безопасность и здоровье: Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.          Роль количества машин на улицах городов и посёлков нашей стра...

Программа формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей второй группы раннего возраста на 2018-2019 учебный год «Ребёнок и безопасность»

       В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких дет...

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Ребёнок и безопасность»

Понятие безопасности является актуальным в любом возрасте. Дети дошкольного возраста в силу своей познавательной активности, природного любопытства и неполного осознания возможных угроз здоровью...

Проект: "Ребёнок и безопасность"

Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила безопасности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребёнка – быта, игры, движения. Прямой обязанност...

Безопасность ребёнка дома. Безопасное окно

Консультация для родителей...

Проект "Ребёнок и безопасность"

Проект "Ребёнок и безопасность"...