Рекомендации родителям
консультация на тему

Павленко Анна Сергеевна

рекомендации родителям по гендерному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_kurs_solovyova.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям и воспитателям по гендерному воспитанию дошкольников

Подготовила: Павленко Анна Сергеевна

    Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по–разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по–своему прекрасными, какими создала их природа.

Если вы воспитываете мальчика:

При формировании полоролевого поведения мальчиков следует ограждать от влияния ряда гендерных стереотипов, в особенности касающихся их эмоциональной сферы. В частности, наиболее травматичным запретом общества является отрицание чувств: «Большие мальчики не плачут», «С тобой ничего не случилось, вставай быстрее», «Ты же не очень сильно ушибся», «Не злись», «Ничего страшного». У каждого ребенка независимо от пола есть право на эмоции. Позволяйте мальчику иногда плакать, если ему действительно очень больно или обидно. Только прочувствовав весь спектр эмоций — боль, обиду, злость, он сможет вырасти внимательным, заботливым, способным к состраданию мужчиной.

     Мальчики дошкольного возраста нуждаются в руководстве. Дети, которым не хватает примера взрослого — уверенного в себе мужчины, способного направлять ребенка, — вырастая, вынуждены вести суровую борьбу с самими собой, чтобы обрести внутренний стержень и сформировать систему самоконтроля. Однако мальчики, которым был предоставлен слишком широкий выбор, впоследствии испытывают большие затруднения при принятии решений.

     В воспитании мальчика очень важно участие мужчины. Если нет папы, его место должны занять значимые мужчины ( дедушка, дядя и др.)

     Твердо установленный распорядок дел дома и в детском саду позволяет свести к минимуму «борьбу» с мальчиками, преодоление их сопротивления при одевании, чистке зубов, собирании игрушек: достаточно просто быть рядом, чтобы при необходимости помочь ребенку.

     Снисходительно относитесь к непоседливости и шумливости мальчиков, обращая, однако, их внимание на то, что мужчина должен быть спокойным, сдержанным.

     Все мальчики по натуре исследователи: им хочется до всего дотянуться, потрогать, попробовать. Соответственно родители и воспитатели обязаны сделать «опыты» и «экспедиции» ребенка спокойными и максимально безопасными.

     Плохое поведение ребенка лучше игнорировать: обращая на него внимание, взрослые только закрепляют нежелательную модель. Хороший пример — реакция родителей на бранные слова, сказанные мальчиком. Попытка вымыть ребенку рот с мылом в буквальном или переносном смысле приведет лишь к тому, что незначимое выражение станет для мальчика значимым и будет использоваться, в частности, для привлечения к себе внимания взрослых. Воспитателям и родителям необходимо провести четкую границу между личностью ребенка и его плохим поведением.

     Для полноценного развития мальчика необходимо также уделять внимание здоровой сексуальности. Отношения между родителями расскажут сыну больше, чем любые слова, поэтому взрослым нужно прежде всего определить собственные ценности в сфере интимных отношений. Мальчик замечает, как его родители относятся друг к другу, как они общаются, как распределяют домашние обязанности, насколько внимательно относятся к чувствам, мнениям и потребностям партнера, как обсуждают проблемы и планы семьи и обсуждают ли их вообще. Ласково прикасаясь к ребенку, взрослые учат его любви и привязанности.

Приучать мальчиков к опрятности нужно мягко, спокойно. Если такое приучение началось слишком рано и проводится слишком решительно, оно может вызвать у ребенка чувство вины, привести к неуверенности в себе, стыду за свое тело, сомнению в способности себя контролировать. Мальчик научится гордиться своим телом, а не стыдиться его, если и родители и воспитатели спокойно, просто и понятно ответят на его вопросы, связанные с взаимоотношением полов.

     Мальчики ищут лидера, выбирая пример для подражания. Огромное влияние в этом возрасте оказывают на ребенка окружающие взрослые (родители, бабушки и дедушки, воспитатели), товарищи по играм, персонажи книг и фильмов. Мальчики начинают копировать поведение своего «героя», создавая внутренний образ мужчины и формируя собственные нравственные ценности. Взаимодействуя с ребенком, нужно учитывать: поступки людей всегда производят на него более глубокое впечатление, чем их слова.

     Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

     Мальчику необходим опыт успеха, опыт победы, и прежде всего над собой — над своим телом и мозгом. Если ребенку не удается то, что он считает важным, у него появляется ощущение собственной неполноценности. Некоторые дети в старшем дошкольном возрасте очень любят соревнования, другие же избегают любых игр, где возможно соперничество. Лучше всего, если мальчик соперничает с самим собой, постоянно совершенствуя свое мастерство в каком-либо деле, а не стремится сравняться с кем-либо или превзойти кого-то. Роль взрослого в данном случае заключается в организации такой деятельности, в которой ребенок сможет добиться успеха.

Если воспитываете девочку:

Девочкам нужно развивать физическую силу и выносливость: это даст им уверенность в себе, а овладение новыми навыками повысит самооценку.

Эмоциональный рассказ ребенка лучше слушать не прерывая, дать возможность высказаться: поддержка, сочувствие взрослого помогают девочке переводить выражение эмоций в выражение чувств. С младшими девочками (от 2 до 7 лет) потребуются совместные действия, с детьми постарше (после 8 лет) — обсуждение и поиск компромисса. При общении с ребенком нельзя использовать технику активного слушания (дословное повторение фраз собеседника): стараясь облегчить состояние девочки, родители или воспитатель могут упустить из виду цель ее рассказа. Фразами типа: «Я не знаю, что тебе сказать, но понимаю, что тебе очень тяжело» взрослый показывает девочке, что поддерживает ее, независимо от того, разделяет ее чувства или нет.

Воспитатель должен откликаться на быстрое изменение эмоционального состояния девочки, показать ей, как можно справиться со своими чувствами. Лучший способ — наблюдение за тем, как это делают другие. Не лишайте ребенка права на любые эмоции. Отрицая чувства девочки, взрослые препятствуют развитию у нее способности понимать себя и действовать, исходя из этого понимания.

Гендерный стереотип у девочки нужно формировать с учетом современных реалий. Ребенок должен понимать, что женщины всегда работают: и дома, и вне его, поэтому, чтобы сберечь силы, им не следует пытаться быть совершенством во всех отношениях—и как мать, и жена, и как деловая женщина.

Не стоит сомневаться в умственных способностях девочек. Утверждение о том, что женщины не могут мыслить логично и рационально, что им не по плечу математика, что они не добьются успеха в «мужских» профессиях — смогут стать учеными ракетчиками, инженерами, программистами, — потому что в экстремальной ситуации пойдут на поводу у эмоций, давно устарело.

Игра — один из способов решения возрастных задач в дошкольный период жизни девочки. Игры девочек с раннего детства включают в себя те виды деятельности, которые они могут наблюдать вокруг. Если в игру девочки никто не вмешивается, это способствует развитию в ней сосредоточенности, последовательности, творческой активности, формирует здоровую самооценку, развивает навыки сотрудничества и приносит удовлетворение. После того как девочка тщательно обследует интересующий ее объект или завершит свое дело, она готова с охотой участвовать в семейных делах, которые ей по силам. Несговорчивость и упрямство обычно возникают у нее из ощущения, что ее игру постоянно прерывают, не давая спокойно доиграть.

     Не спешите высказывать свое негативное отношение к девочке - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

Девочкам нужны занятия, игрушки и книжки, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Не нужно ограничивать круг ее чтения только книгами, где есть сильный женский характер, потому что девочкам, как правило, нравятся и хорошие книги о мальчиках. И никогда не рано начинать читать такие книги девочкам вслух, потому что это дает пищу ее воображению, здоровой самооценке, облегчит ее будущую жизнь как женщины, жены, матери. Старайтесь подбирать для девочек книги, которые учат ее искать мирные способы разрешения конфликтов, помогут оценить прелесть непохожести людей друг на друга.

В дошкольном возрасте девочки интересуются сексуальными вопросами так же, как и любыми другими открытиями, которые им удается сделать в этом мире. Воспитателям и родителям важно помнить, что в дошкольные годы девочка мыслит образами, поэтому сначала надо понять, о чем конкретно она спрашивает, и уж потом решить, насколько подробное объяснение ей требуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Рекомендации родителям будущих первоклассников""

Советы логопеда родителям: на что обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника....

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Рекомендации родителям: "10 рекомендаций родителям детей младшего и среднего возраста"

Материал консультации для родителей по особенностям развития и воспитания ребенка....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...