Доклад "Виды и типы одаренности."
консультация (младшая группа) на тему

Хажиева Айгол Масгаровна

Эта работа представлена в виде консультации для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Виды и типы одаренности."79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды и типы одаренности.

       Одаренными являются дети, которые в силу выдающихся способностей, по оценкам опытных специалистов, имеют потенциальные способности для овладения определенной деятельностью в одной или нескольких областях на высоком уровне достижении. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: 
•  интеллектуальной; 
•  академических достижений; 
•  творческого(креативного) или продуктивного мышления; 
• общения и лидерства; 
• художественной деятельности; 
• психомоторной. 
      

Интеллектуальный тип одаренности.

Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ). Эта практика вызывала много споров. Об этом много писали и продолжают писать в профессиональной литературе, подчеркивая, что "коэффициент интеллекта" (IQ) - это вовсе не то, что "природный ум". Не будем касаться этих сложных профессиональных вопросов, рассмотрим лишь главную проблему, которая и привела к дискредитации эту теорию и порожденную ей практику.

 Ребята этого типа одаренности умудряются самостоятельно углубить и расширить знания в интересующей их области и философски осмыслить прочитанное. Однако интерес к одной сфере деятельности и безразличие к другим порой приводит к тому, что дети блестяще успевают по одним предметам и спокойно получают двойки по другим. Но именно они - потенциальные светила науки, генераторы идей, способные совершить значимое открытие. 

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется прежде всего общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются прежде  всего в одной какой-либо специальной области знания. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени — сначала высокие способности проявляются как бы «по всему фронту», а со временем обнаруживается специализация способностей и, соответственно, интересов.

Познавательная потребность, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов».

Успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники. Здесь все определяется не самим по себе интеллектом, а отношением к учению и вообще к школе.
     

 Академический тип одаренности

     В лексиконе педагогов и психологов есть такое слово - "обучаемость". Они давно заметили такую особенность: ребенок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело. Потом, один ребенок "все схватывает на лету", а другому требуются долгие часы для освоения учебного материала. Естественно, что особенно внимательны к этой характеристике ребенка учителя, именно они склонны утверждать, что одаренные дети - "это те дети, которые хорошо учатся".

На первый план выходят способности детей именно к процессу обучения. Учеба сама по себе для них приятна и не составляет никакого труда, причем не важно, идет ли речь о математике, физике, биологии или литературе. Это типичные медалисты, из которых потом получаются добротные профессионалы. Иногда довольно трудно различить первый и второй тип одаренности. Однако если "интеллектуалы имеют критическое мышление, стремятся к философскому осмыслению сложных научных проблем, то "академики" - это всегда гении ученья, мастера быстрого и качественного усвоения материала. 

Академический тип одаренности несколько отличается от интеллектуального.  При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одарённости прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы,  чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Академический тип одаренности также имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой способностью к обучению (они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках), а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам или к гуманитарным).

Креативный (творческий) тип одаренности

Одним из первых практиков, обнаруживших это несоответствие, был американский учитель и психолог Е. П. Торранс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

     Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей.

Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.

Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

Он выражается в нестандартном мышлении, в особом взгляде на мир, стремлении создавать оригинальные проекты. Дети часто конфликтны, трудно управляемы, независимы в своих суждениях, пренебрежительно относятся к условностям. Например, могут прийти в класс в мятой одежде, в их тетрадях царит беспорядок. У таких учеников легко увидеть недостатки, а вот их творческие способности определяются лишь после специальной работы психолога. Чтобы выявить такую одаренность, нужно предложить деятельность, допускающую их самобытность, будь то необычные темы сочинений или исследовательские проекты. 
     
Лидерская (социальная) одаренность

     Следующий тип, который легко увидеть, но часто нелегко принять, - это социальная (лидерская) одаренность. Этот тип характеризуется способностью понимать людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, развитую интуицию, способность к сопереживанию. Существуют "эмоциональные" лидеры, являющиеся своеобразной "жилеткой" для каждого, но есть и лидеры действия. Они умеют принимать правильные решения, определять цели и задачи для других людей. Часто так бывает, что у школьников, обладающих одаренностью к лидерству, интерес к процессу образования слаб. Имея сильный и независимый характер, они откровенно игнорируют школу и имеют репутацию хулиганов.  

     Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия — они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Многие ученики с этими способностями не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе. Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок. Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны ответное негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и в не меньшей степени их учителей. Нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе.

Художественный тип одаренности

Еще один тип одаренности, не представляющий при диагностике особого труда для учителей,— это художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально с ним заниматься.

Как и в предыдущих случаях, этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть творческие личности, а соответственно и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

Указанные выше четыре типа одаренности сравнительно легко определяются самим учителем, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ученика учителя считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или к творческой одаренности.

Этот тип одаренности, который легко диагностировать.  Он проявляется в интересе ребенка к творческой деятельности: музыке, танцам, живописи, скульптуре, актерскому мастерству. 

Психомоторная (спортивная) одаренность.

Как показывают опросы известных спортсменов, мнение об их пониженной умственной способности не соответствует действительности. Наоборот, большинство из них имеют высокий уровень интеллекта. Ученые давно доказали прямую связь моторного (двигательного), психического и интеллектуального развития. Подростки, имеющие спортивную одаренность, не всегда хорошо учатся не потому, что школьные науки им не даются, а потому, что у них просто не хватает времени на занятия.

Единой, общепринятой классификации видов одаренности не существует. Ученые выделяют от четырех до десяти видов одаренности.

Сразу следует отметить, что бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности — это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Этапы творческой деятельности

Название этапа

Содержание (процесс)

Результат этапа

  1. постановка проблемы
  • возникновение проблемной ситуации,
  • осознание противоречия
  • формулирование проблемы

Проблема –

  • вопрос, схватывающий противоречие
  • художественный замысел
  1. поиск

решения

  • выдвижение гипотез
  • проверка гипотез

Решение  –

  • идея, понимание нового знания
  • импровизация
  1. выражение решения
  • выражение решения профессиональным языком в принятой форме

Продукт  –

  • рукопись – книги, статьи, диссертации, доклада
  • картина, рукопись – нотная, литературная
  1. реализация продукта.
  • публичное представление продукта

Реализация продукта -

  • публикация, выступление
  • исполнение, выставка

Взрослое творчество предполагает наличие всех этапов творческой деятельности, в то время, как детское творчество может пройти от одного до четырех этапов, т.е. если одаренный ребенок сочинил музыку, то он прошел всего два этапа творческой деятельности (замысел и импровизация), отсутствуют третий этап – запись музыки профессиональным языком – нотами и четвертый этап – публичное представление продукта.

Отличительным признаком взрослого творчества является реализованный продукт, в детском творчестве важен каждый этап творчества сам по себе как процесс или продукт. Критерием взрослого творчества является новизна и ценность продукта творческой деятельности. Критерием детского творчества является оригинальность, ребенок создает что-то свое, оригинальное, но не новое и ценное для науки, для общества в целом.

Различны и уровни творчества. Во взрослом творчестве существуют три уровня творчества: творческий профессионал, талант и гений. Детское творчество представлено одним уровнем творчества – ниже профессионала, т.е. согласно Матюшкину, ребенок в детском возрасте (от 0 до 14 лет) не может достигнуть уровня творческого профессионала.

Кроме этого, этапы творческой деятельности соответствуют возрастным этапам, границы которых очень условны.

Творческий тип развития: возрастные этапы

1 этап возрастного развития – 0 – 3 года, творчества нет, но есть творческая потребность, высокая поисковая исследовательская активность. К году ребенок начинает исследовать (ломает, разбирает, рвет руками – ищет новые впечатления). В результате поисковой деятельности накапливаются первичные знания о мире.

2 этап возрастного развития – 2\3 – 5\6 лет, соответствует первому этапу творчества. К 2-3 годам ребенок начинает говорить, он может спросить об интересующей его проблеме. Важно отметить, что в 2-3 года все дети задают вопросы, но это вовсе не означает, что перед вами одаренный ребенок (вопросы, как правило, познавательные, с целью получения информации). Но можно разглядеть и одаренных детей, их вопросы настойчивые, глубокие и разнообразные. К 5-6 годам у одаренных детей появляются вопросы – проблемы. Например, почему движется стрелка компаса? В психику одаренных детей добавляется противоречие.

3 этап возрастного развития – 5\6 – 7\10 лет, соответствует второму этапу творчества. Вопрос, который одаренный ребенок ранее задавал родителям, уходит внутрь, ребенок задает вопросы себе, начинает самостоятельно искать решение своих проблем. Ответы он ищет в книгах, наблюдает за предметом своего исследования (маленький Дарвин часами наблюдал за жуками), ставит опыты, экспериментирует (маленький Эдисон сам высиживал гусиное яйцо).

4 этап возрастного развития – 7\10 - 12 лет, соответствует третьему этапу творчества. Появляется продукт творчества (музыка, картина, опыт). Одаренному ребенку на данном этапе своего развития хочется поделиться своим исследованием, продуктом своей творческой деятельности. Но он не знает профессионального языка (нот, формул и т.п.).

5 этап возрастного развития – 12  - 15 лет, соответствует четвертому этапу творчества. Творчество выражается полностью.

6 этап возрастного развития – 15 лет, ребенок решает проблему выбора: быть творческим человеком или нет.