Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Мы - журналисты".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Молчанова Ирина Леонидовна

Цель: создание условий для саморазвития детей посредством их включения в поисково-исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-t_zanyatiya_my_-_zhurnalisty_molchanova_i.l.docx436.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                                                                                                                                                                                         «Детский сад общеразвивающего вида № 105»                                                                                              муниципального образования города Братска

Конспект

познавательно-исследовательской

деятельности

с детьми старшего

дошкольного возраста

по теме

 «Мы - журналисты»

Составила:

Молчанова И.Л.

воспитатель

1 кв. категории

J:\фото занятия И.Л\SAM_0209.JPG

г. Братск

Цель: создание условий для саморазвития детей посредством их включения в поисково-исследовательскую деятельность.

Интеграция видов деятельности.

Познавательно-речевое развитие:

Содействовать овладению детьми системными знаниями по профессии журналист, способам наглядного моделирования в специально созданных условиях.

Расширять и обогащать личный опыт детей о явлениях окружающего мира.

Активизировать знания детей о правилах дорожного движения.

Развивать умение строить связные высказывания, предположения, делать умозаключения и выводы, формулировать гипотезу.

Художественно-личностное развитие:

Закреплять умения продумывать содержание своего репортажа, композиционно правильно располагать изображения на листе.

Развивать творческие способности,  воображение, чувство композиции и цвета.

Физическое развитие:

Способствовать посредством проведения самомассажа по профилактике простудных заболеваний повышению защитных свойств слизистых оболочек носа, гортани, бронхов и других органов, а также улучшению протекания нервных процессов путем воздействия на биологически активные точки.

Коммуникативно-личностное развитие:

Формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.

Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

Предварительная работа:

Беседа о профессии «журналист»; рассматривание иллюстраций, фотографий и составление рассказов по ним; выставка книг, журналов, газет; показ презентаций «Профессия – журналист», «Берём интервью» и другие; просмотр видеофрагментов о работе журналиста.

Оборудование:

Презентация «Профессия – журналист»; видеоматериалы;  конверты; разрезные картинки; карточки со слогами для составления слов; карточки-схемы; листы для создания репортажа, клей, карандаши, клеёнки, салфетки; мультимедийная установка, ноутбук, телефон, микрофон, ручка, фотоаппарат, блокноты.

Ход.

  1. Мотивация.

Дети входят под спокойную музыку в музыкальный зал и встают в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем,

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

Слайд - солнышко

Воспитатель. Представьте себе, что каждый из вас тёплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же тёплые лучики. Откройте глазки. У нас накопилось много тепла, и мы готовы поделиться этим теплом со всем миром! Посмотрите, какое большое, тёплое и доброе солнышко! Поиграем с ним?

Массаж биологически активных зон «Солнышко»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(Поднимают руки вверх, потягиваются, гладят головку).
Гладит грудку.
(Массируют «дорожку» на груди снизу вверх).
Гладит шейку.
(Поглаживают шею большими пальцами рук сверху вниз).
Гладит носик.
(Кулачками растирают крылья носа).
Гладит лоб.
(Проводят пальцами по лбу от середины к вискам).
Гладит ушки.
(Ладонями растирают уши).
Гладит ручки.
(Растирают ладошки).
Дарит нам тепло. Вот!
(Поднимают руки вверх).

Воспитатель. Мы, все вместе, - большое яркое солнце, и не какие тучи не смогут нас разъединить. Вот с таким приятным ощущением нашего единства мы с вами отправляемся в очень интересное и увлекательное путешествие.

А куда? Попробуйте догадаться сами.

На столе лежат: микрофон, ручка, компьютер, фотоаппарат.

Воспитатель. На столике вашему вниманию представлены предметы. Как вы считаете, люди, какой профессии ими пользуются? А почему вы так думаете? Для чего нужен микрофон? Фотоаппарат? Компьютер?

  1. Сюрпризный момент.

Раздаётся звонок телефона.

Разговор ведётся  по скайпу (видеоматериал).

Журналист. Ирина Леонидовна, здравствуйте! В нашем журнале «Дорожный патруль» проходит акция «Осторожно! Дети!». В связи с этим у меня к Вам предложение: подготовьте, пожалуйста, вместе со своими воспитанниками репортаж о правилах дорожного движения. Необходимую информацию я отправила вам на электронную почту. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. До встречи.

Воспитатель.  Ребята, девушку, которая мне позвонила, зовут Лена. Она работает в журнале «Дорожный патруль». А как вы думаете, кем она может работать в журнале? (журналистом). Какое совпадение! Ведь именно в интересный и увлекательный мир журналистики я и хотела вас пригласить.

А как вы считаете, чем занимаются журналисты? Чем интересна эта профессия? Какую пользу приносит  труд журналиста людям?  Хотите попробовать себя в роли журналистов? Присаживайтесь за стол, посмотрим, что нам отправила Лена.

Слайд – письмо.

На экране появляется письмо, которое пришло по электронной почте:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Отправляю Вам материалы для репортажа. Но сначала я хочу убедиться, что вам знакома профессия журналиста. Вашему вниманию представлена скрытая фотография происшествия. Она откроется тогда, когда вы выполните подготовленные мной задания, которые  находятся в зале в отдельных конвертах под соответствующими номерами. Желаю удачи!».

Письмо читает или ребёнок (по желанию), или воспитатель.

Воспитатель.  Готовы ли вы к выполнению заданий? Тогда начнём. Конверт с какой цифрой вы будете искать сначала? (1). Дети самостоятельно ищут все конверты, открывают их и выполняют задания.

Дети ищут соответствующий конверт.

  1. Дидактическая игра «Составь картинку».

В конверте находятся разрезные картинки, их необходимо собрать. Но части картинок от двух изображений. Дети собирают их и объясняют, что изображено на них.

Слайд – «Профессия – журналист».

Воспитатель. Обратите, пожалуйста, внимание на экран. Что же изображено на слайде? (фотографии с разными видами деятельности журналиста). В чём состоит работа журналиста?  (берёт интервью, фотографирует и снимает на камеру интересные события, обрабатывают информацию, готовят репортажи).

Дети ищут следующий конверт.

  1. Игра «Составь слово».

В конверте карточки, на которых написаны слоги:

ДИК-ТО-ФОН
КА-МЕ-РА

Задание детям: составить слова.

Воспитатель. Для чего нужен  диктофон? камера?

Дети находят следующий конверт.

  1. Разгадывание ребуса.

Слайд – ребус.

На экране появляется зашифрованное слово: блокнот.

Воспитатель. Для чего журналисту нужен блокнот?

Дети находят следующий конверт.

Слайд – рабочие предметы журналиста.

  1. Дидактическая игра «Что лишнее?».

На экране слайд «Рабочие предметы журналиста». Две картинки лишние. Необходимо их назвать и аргументировать ответ.

  1. Работа по фотографии на тему «Правила дорожного движения».

Воспитатель. Задания выполнены. Сейчас должны появиться фотографии, которые нам отправила Лена.

Слайд – машины наполовину.

После выполнения всех заданий открываются фотографии, на которых изображена авария, но наполовину.

Воспитатель. Что может быть изображено на этих фотографиях?  (дети выдвигают гипотезы и предположения).

Слайд – целые фотографии.

Воспитатель.  Как вы думаете, почему произошла авария? Придумайте другой вариант. Что могло произойти в результате такой аварии?  Какое у вас отношение к создавшейся на дороге ситуации? Хорошо это или плохо? Почему? Аргументируйте свой ответ. Что нужно делать, чтобы таких ситуаций не было?  А вы знаете правила дорожного движения?

  1. Игра «Вопрос-ответ».

Воспитатель.

А сейчас я  вас проверю,

И игру для вас затею.

Я задам сейчас вопросы –

Отвечать на них непросто.

Если вы поступаете согласно ПДД, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.

Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход?

Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?

Знает кто, что свет зелёный, означает – путь открыт,

А что жёлтый свет всегда нам о внимании говорит?

Знает кто, что красный свет говорит – дороги нет?

Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?

Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?

Слайд по правилам дорожного движения.

  1. Моделирование этапов продуктивной деятельности.

Воспитатель. Нас попросили подготовить репортаж и отправили эти фотографии.  Как вы считаете, о чём должен быть этот репортаж? А для чего он нужен? (чтобы таких аварий не было). Как вы считаете, что для начала нам надо сделать? (распределить нашу работу).  

На доске карточки с этапами выполнения работы.

Воспитатель.

Перед вами на доске 4 карточки с изображением этапов работы. Посмотрите внимательно и попробуйте сами распределить их: что мы сначала должны сделать, что потом.

Так как вы начинающие журналисты, я вам немножко помогу.

Самое первое, что вы должны сделать, это придумать название вашего репортажа. Какая карточка подойдёт для этой деятельности? (дети ставят соответствующую карточку первой).

Как можно назвать репортаж? Какое название больше понравилось? (дети самостоятельно придумывают названия для своих репортажей).

Следующий этап: подобрать нужный материал, в данном случае картинки по правилам дорожного движения. Какая карточка подходит для данного вида деятельности? (дети ставят соответствующую карточку).

Название придумали, картинки подобрали. Что дальше? Посмотрите на карточки-схемы. Что нужно сделать? Какой этап является заключительным? (дети расставляют карточки-схемы).

  1.  Издание  репортажа по правилам дорожного движения.

Воспитатель. Всё готово для работы. Я вас приглашаю в нашу творческую редакцию. Здесь вы можете отобрать нужные вам картинки, а за столами создать свой репортаж. Пока мы с вами беседовали, из типографии нам прислали листы с фотографиями с места аварии. Вы можете работать по одному, а можете объединиться в группы. Желаю творческих успехов, юные журналисты!

Во время работы детей звучит спокойная музыка.

  1.  Итог образовательной деятельности.

Дети, выполнившие задание первыми, помогают товарищам, если они согласны принять помощь. После того, как будут выполнены все работы, воспитатель предлагает выступить со своими репортажами (выступают 1-2 ребёнка). Пока дети рассказывают, воспитатель «отправляет репортажи на электронную почту журнала «Дорожный патруль».

Звонок телефона.

Разговор ведётся по скайпу (видеоматериал).

Журналист.  Дорогие ребята, большое спасибо за подготовленный репортаж. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. До новых встреч.

Слайд – солнышко.

Воспитатель.  Лена отправила вам небольшие подарочки за проделанную вами работу. Это – блокноты, которые вам пригодятся для дальнейшей деятельности в качестве журналистов. А я вам предлагаю пойти в группу: показать своим товарищам ваши репортажи и напомнить им правила дорожного движения.

J:\фото занятия И.Л\SAM_0104.JPG           J:\фото занятия И.Л\SAM_0107.JPG

J:\фото занятия И.Л\SAM_0109.JPG             J:\фото занятия И.Л\SAM_0112.JPG