Проект "Здоровьеформирующие технологии"
проект на тему
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Здоровьеформирующие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьеформирующие технологии в дошкольном учреждении | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Здоровьеформирующие технологии в ДОУ».
Вид проекта: практико - ориентированный
Проблема:
12 ноября 2009 г в своем послании к Федеральному Собранию России президент обозначил основные тенденции развития Государства в ближайшие годы.
Одним из основных направлений было выделено развитие медицины, фармацевтического рынка и программ здоровья граждан.
…Наряду с внедрением новых технологий профилактики и лечения необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Все это способствует ослаблению здоровья и аллергическим проявлениям у детей дошкольного возраста. Именно поэтому наш коллектив принял решение создавать условия и формировать культуру здорового образа жизни.
Здоровьеформирующие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения, Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьеформирующего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.
Основная форма здоровьеформирующего воспитания детей раннего и дошкольного возраста – разные виды интегрированной непосредственной деятельности детей. Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, художественные, литературные и др.
Организация непосредственной образовательной деятельности по воспитанию, сохранению и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.
Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.
Цель: Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста:
- разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка;
- сохранение и укрепление здоровья;
- формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний;
- развитие разнообразных двигательных и физических качеств;
- укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности;
- внедрение инновационных технологий в работе с детьми.
Задачи:
- создание предметно – оздоровительной и воспитательной среды в детском саду;
- культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единственно целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
- закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;
- формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма;
- воспитывать у ребенка способности к самосозиданию – «творению» собственной телесной организации в приемлемых для него формах;
- помочь детям овладеть доступными навыками психологической самокоррекцией, прививать чувство психологической взаимопомощи;
- способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям;
- формирование культуры правильного питания;
При разработке здоровьеформирующих технологий мы ориентировались на концепцию «валеологически обоснованного образования», программу «Здоровье», разработанную специалистами детского сада, саногенетический мониторинг в рамках преемственности со школой, согласно которым следует проводить образовательную, воспитательную и оздоровительную работу с детьми.
План реализации проекта включает в себя семь основных направлений.
- Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:
- Работа с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет);
- Уроки здоровья для дошкольников (от 3 до 7 лет).
- Физическое развитие и оздоровление детей:
- Закаливание;
- Массаж;
- Игры, которые лечат;
- Дыхательная гимнастика;
- Здоровый сон;
- Сбалансированное питание;
- Организация двигательного режима.
- Лечебно-профилактическая работа:
- лечебная физкультура;
- лечебный и общеукрепляющий массаж;
- кислородные коктейли;
- фитотерапия;
- самомассаж;
- Точечный массаж;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика;
- Электронные физкультминутки;
- Динамические паузы;
- Ортопедическая гимнастика;
- физиотерапия.
- Обеспечение психологического и эмоционального благополучия:
- Музыкотерапия;
- Арттерапия;
- Сказкотерапия;
- Логоритмика;
- Коррекционно-развивающая работа.
- Специально созданная среда для часто болеющих детей и детей с аллергодерматозом.
- Работа с педагогами.
- Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам здоровьеформирующих технологий.
Оздоровительная и воспитательная направленность образовательного процесса в дошкольном учреждении включает следующие мероприятия:
- Лечебную физкультуру, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, сбалансированное питание;
- Фитотерапию путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера;
- Работу с природными материалами (песком, красками, тестом)
- Музыкальную терапию (регулярно проводимые музыкальные паузы, игры на музыкальных инструментах, использование музыки по утрам в момент прихода малышей в детский сад, перед сном, для пробуждения после дневного сна).
Непосредственная образовательная деятельность представлена организацией разных форм работы с детьми и интеграцией образовательных областей.
Методическая работа с кадрами
- консультации
- Семинары
- Семинары – практикумы
- Педсоветы
- Круглые столы
- Тренинги
- Мастер-классы
- Беседы…
Взаимодействие с родителями
- консультации
- Семинары
- Семинары – практикумы
- Собрания
- Круглые столы
- Тренинги
- Мастер-классы
- Беседы
- Совместные праздники
- Открытые показы НОД
- Организация совместных экскурсий …
Мониторинг сформированности культуры здорового образа жизни.
Практические материалы по реализации проекта
Функции специалистов ДОУ в организации коррекционно-развивающей работы:
Методическая служба
- Организационно-педагогическая работа;
- Внедрение в образовательный процесс современных инновационных технологий;
- Оказание консультативной и методической помощи;
- Контроль;
- Работа с детьми, родителями, педагогами.
- Взаимосвязь с социумом.
Учитель – логопед
- Обеспечение гибкого, щадящего режима.
- Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.
- Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.
- Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.
- Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.
- Работа с воспитателями и родителями.
Педагог-психолог
- Развитие всех психических функций.
- Психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая).
- Текущее обследование.
- Психотренинг (консультации для педагогов и родителей).
Воспитатель
- Обеспечение гибкого оздоровительного режима.
- Наблюдение за динамикой развития детей.
- Коррекционная работа.
- Использование оздоровительных технологий.
- Работа с родителями.
Медицинская сестра
- Вакцинация, витаминизация, медикаментозная помощь.
- Физиотерапия.
- Лечебно-профилактические мероприятия.
- Закаливание.
Массажист
- Индивидуальный лечебно-коррекционный и общеукрепляющий массаж.
Инструктор по ЛФК
- Коррекция нарушений осанки, положения стоп, комбинированных дефектов.
- Формирование двигательного режима.
Педагоги дополнительного образования
- Коррекция мелкой моторики (оригами).
- Коррекция речедвигательной моторики (театральный кружок).
- Коррекция сенсорного недоразвития (кружок изобразительной деятельности).
- Валеологическое образование (уроки здоровья).
Предполагаемый результат:
Благодаря внедрению инновационных здоровьеформирующих технологий в работе у детей сформируется культура здорового образа жизни. Полученные знания позволят более сознательно относиться к своему здоровью. Результатом обучения и воспитания дошкольников станут новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...