Проект "Здоровьеформирующие технологии"
проект на тему

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Здоровьеформирующие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

 «Здоровьеформирующие технологии в  ДОУ».

Вид проекта: практико - ориентированный

Проблема: 

12 ноября 2009 г в своем послании к Федеральному Собранию России президент обозначил основные тенденции развития Государства в ближайшие годы.

Одним из основных направлений было выделено развитие медицины, фармацевтического рынка и программ здоровья граждан.

…Наряду с внедрением новых технологий профилактики и лечения необходимо с особым вниманием относиться к созданию  мотиваций и условий для здорового образа жизни.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Все это способствует ослаблению здоровья и аллергическим проявлениям у детей дошкольного возраста. Именно поэтому наш коллектив принял решение создавать условия и формировать культуру здорового образа жизни.

Здоровьеформирующие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьеформирующего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.

Основная форма здоровьеформирующего воспитания детей раннего и дошкольного возраста – разные виды интегрированной непосредственной деятельности детей. Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, художественные, литературные и др.

Организация непосредственной образовательной деятельности по воспитанию, сохранению и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.

Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.

Цель:         Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста:

  • разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний;
  • развитие разнообразных двигательных и физических качеств;
  • укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности;
  • внедрение инновационных технологий в работе с детьми.

Задачи:

  • создание предметно – оздоровительной и воспитательной среды в детском саду;
  • культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единственно целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
  • закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;
  • формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма;
  • воспитывать у ребенка способности к самосозиданию – «творению» собственной телесной организации в приемлемых для него формах;
  • помочь детям овладеть доступными навыками психологической самокоррекцией, прививать чувство психологической взаимопомощи;
  • способствовать развитию познавательного интереса к своему и чужому телу, его возможностям;
  • формирование культуры правильного питания;

При разработке здоровьеформирующих технологий мы ориентировались на концепцию «валеологически обоснованного образования», программу «Здоровье», разработанную специалистами детского сада, саногенетический мониторинг в рамках преемственности со школой, согласно которым следует проводить  образовательную, воспитательную  и оздоровительную работу с детьми.

План реализации проекта включает в себя семь основных направлений.

  1. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:
  • Работа с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет);
  • Уроки здоровья для дошкольников (от 3 до 7 лет).
  1. Физическое развитие и оздоровление детей:
  • Закаливание;
  • Массаж;
  • Игры, которые лечат;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Здоровый сон;
  • Сбалансированное питание;
  • Организация двигательного режима.

  1. Лечебно-профилактическая работа:
  • лечебная физкультура;
  • лечебный и общеукрепляющий массаж;
  • кислородные коктейли;
  • фитотерапия;
  • самомассаж;
  • Точечный массаж;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Электронные физкультминутки;
  • Динамические паузы;
  • Ортопедическая гимнастика;
  • физиотерапия.
  1. Обеспечение психологического и эмоционального благополучия:
  • Музыкотерапия;
  • Арттерапия;
  • Сказкотерапия;
  • Логоритмика;
  • Коррекционно-развивающая работа.
  1. Специально созданная среда для часто болеющих детей и детей с аллергодерматозом.  
  2. Работа с педагогами.
  3. Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам здоровьеформирующих технологий.

Оздоровительная и воспитательная направленность образовательного процесса в дошкольном учреждении включает следующие мероприятия:

  • Лечебную физкультуру, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, сбалансированное питание;
  • Фитотерапию путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера;
  • Работу с природными материалами (песком, красками, тестом)
  • Музыкальную терапию (регулярно проводимые музыкальные паузы, игры на музыкальных инструментах, использование музыки по утрам в момент прихода малышей в детский сад, перед сном, для пробуждения после дневного сна).

Непосредственная образовательная деятельность  представлена организацией разных форм работы с детьми и интеграцией образовательных областей.

Методическая работа с кадрами

  •  консультации
  • Семинары
  • Семинары – практикумы
  • Педсоветы
  • Круглые столы
  • Тренинги
  • Мастер-классы
  • Беседы…

Взаимодействие с родителями

  • консультации
  • Семинары
  • Семинары – практикумы
  • Собрания
  • Круглые столы
  • Тренинги
  • Мастер-классы
  • Беседы
  • Совместные праздники
  • Открытые показы НОД
  • Организация совместных экскурсий …

Мониторинг  сформированности культуры здорового образа жизни.

Практические материалы по реализации проекта

Функции специалистов ДОУ в организации коррекционно-развивающей работы:

Методическая служба

  • Организационно-педагогическая работа;
  • Внедрение в образовательный процесс современных инновационных технологий;
  • Оказание консультативной и методической помощи;
  • Контроль;
  • Работа с детьми, родителями, педагогами.
  • Взаимосвязь с социумом.

Учитель – логопед

  • Обеспечение гибкого, щадящего режима.
  • Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.
  • Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.
  • Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.
  • Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.
  • Работа с воспитателями и родителями.

Педагог-психолог

  • Развитие всех психических функций.
  • Психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая).
  • Текущее обследование.
  • Психотренинг (консультации для педагогов и родителей).

Воспитатель

  • Обеспечение гибкого оздоровительного режима.
  • Наблюдение за динамикой развития детей.
  • Коррекционная работа.
  • Использование оздоровительных технологий.
  • Работа с родителями.

Медицинская сестра

  • Вакцинация, витаминизация, медикаментозная помощь.
  • Физиотерапия.
  • Лечебно-профилактические мероприятия.
  • Закаливание.

Массажист

  • Индивидуальный лечебно-коррекционный и общеукрепляющий массаж.

Инструктор по ЛФК

  • Коррекция нарушений осанки, положения стоп, комбинированных дефектов.
  • Формирование двигательного режима.

Педагоги дополнительного образования

  • Коррекция мелкой моторики (оригами).
  • Коррекция речедвигательной моторики (театральный кружок).
  • Коррекция сенсорного недоразвития (кружок изобразительной деятельности).
  • Валеологическое образование (уроки здоровья).

Предполагаемый  результат:

 Благодаря внедрению инновационных здоровьеформирующих технологий в работе у детей сформируется культура здорового образа жизни. Полученные знания позволят более сознательно относиться к своему здоровью. Результатом обучения и воспитания дошкольников станут новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...