Статья "Трудовое воспитание дошкольников"
статья (младшая группа) на тему

Волошина Наталия Степановна

Цель - правильно организовывать и качественно осуществлять различные виды труда доступные дошкольнику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon трудовое воспитание40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

        Цель – научить правильно организовывать и качественно осуществлять различные виды труда доступные дошкольнику.

        В процессе трудового обучения ребенок может овладеть всеми компонентами трудового процесса и общетрудовыми умениями:

        - принять или поставить цель труда

        - спланировать свой труд

        - отобрать предметы и оборудование

        - организовать рабочее место

        - поддержать порядок во время труда

        - оценить свой труд.

        Трудовое обучение может проводиться индивидуально и с подгруппой детей, на спец.занятиях и в повседневной жизни.

Трудовое обучение в младшей группе

        Направлено на освоение процессов самообслуживания (умываться, одеваться).

        Этапы.

        1. Предполагает формирование у детей знаний и умений по выполнению отдельных микропроцессов.

        На этом этапе дети осваивают знания о строении одежды, знакомятся с оборудованием для умывания и осваивают элементарные способы действия.

        2. Предполагает освоение детьми целостных процессов самообслуживания, т.е. учим ребенка полностью совершать действие (умываться или раздеваться).

        На этом этапе важно закрепить знания о последовательности трудовых процессов, уточнить ориентировочные действия (верх-низ, право-лево).

Методика обучения

        1. Обучение должно проходить в естественной обстановке и мотивироваться естественными потребностями ребенка (в режимные моменты).

        2. Показ и объяснения воспитателя как делать.

        3. Оказывать необходимую помощь, но не выполнять функцию скорой помощи, не делать за него.

        4. Использовать обыгрывание (потешки, стишки) ситуации.

        5. Использование наглядных меток  (колготки, рукавички).

        6. Показ результата неудовлетворительного качества (в одну штанину две ноги «А почему ты так медленно идешь? Что тебе мешает?»).

        7. Дидактические игры с куклой «Научим куклу мыть руки», «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу» (Катя не умеет, ее надо научить.).

        8. Материал М.Монтесори (застежки, шнуровки).

Трудовое обучение в средней группе

        Индивидуальное и фронтальное обучение.

        Появляется хозяйственно-бытовой труд: сервировка стола, мытье игрушечной посуды, обтирание пыли (полки), стирка салфеток.

        Этапы.

        1. Наблюдение за выполнением данного трудового процессе взрослых (сначала организовать наблюдение).

        2. Само обучение на спец.организованном занятии, можно с группой, можно с подгр.

«Научим Почемучку мыть посуду»

        1часть. На столе грязная посуда. В-ль вносит Почемучку, хочет угостить морсом, вот и чашки, но они грязные. Почемучка: – Я не умею.  – Ребята, научим? Давайте сначала рассмотрим фото (дев.наливает в таз воду, намыливает губку и т.д.).

        Вместе с  детьми готовят оборудование. Чтобы было удобно работать

        Напомнить что надо мыть с двух сторон. В-ль намыливает.

        - Давайте налью морс.                                                                        Это делает

        - Нет! Нельзя, она мыльная!                                                               Воспитатель!

        Ополоснуть, поставить на поднос.

        2 часть. Подготовка рабочего места для каждого ребенка. Процесс мыться. Оценка.

        Занятие по трудовому обучению лучше проводить во 2-й половине дня, в часы для повседневной трудовой деятельности. Закреплять в дидактических играх.

Трудовое обучение в старшей группе

        Проводится по аналогичной методике  средней группы, но мотивация не должна быть игровой (вы скоро в школу. Давайте научимся, чтобы потом помочь маме, няне).

        САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –

КАК СРЕДСТВО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

        Самостоятельный труд может быть повседневный и коллективный.  Повседневный – это трудовые поручения (индивид. и подгрупп.) и дежурство (по столовой, уголок природы, занятия). Коллективный (1 раз в неделю) – общий и совместный.

        Прежде чем ввести дежурство, все дети группы должны пройти через индивидуальное трудовое поручение. Причем содержание трудового поручения должно полностью дублировать содержание работы дежурного.

        Кроме того, прежде чем ввести дежурство, дети должны понаблюдать за трудом взрослого, сам воспитатель показывает полностью процесс накрывания на стол и т.п. Обязательно проговорить где хранится материал, рассказать где тарелки, ложки, как брать. Для закрепления можно провести дидактические игры с куклой «К Маше пришли гости», «Поможем Маше накрыть на стол».

        Сначала учим ребенка накрывать на 1 персону.

        В младшей группе рекомендуется от каждого стола по одному дежурному (уровень умения мал, поэтому объем работы д.б.небольшой; для малыша это трудно, у них легкая отвлекаемость; чем чаще дежурит, тем быстрее приобретает навык).

        В старшей группе возможно дежурство в несколько дней,  воспитывать настойчивость, целеустремленность. По окончании – самоотчет: Саша с Машей дежурили всю неделю. Как они дежурили?

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД

        Это самая сложная форма организации самостоятельного труда, т.к. требует от детей высокого уровня сформированности, умения и навыка.

        Умение трудиться в кол-ве: умение осознать общественную значимость коллективного труда, умение распределять обязанности, умение решать конфликтные ситуации, умение трудиться вместе.

        Вывод: коллективный труд вводится только в старшем дошкольном возрасте.

ОБЩИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД

        Это труд в котором есть общая цель и общий результат. Надо помыть растения в уголке . Каждый ребенок получает по цветку и набору инструментов, действия ребенка, результат. Может быть: Вася должен помыть цветок, Настя – заклеить книгу, Света – протереть пыль. У каждого ребенка свой набор инструментов, свои трудовые действия.

        В совместном коллективном труде  цель и результат общий. Объект труда один на всех детей. Набор инструментов у детей разный, трудовые действия тоже разные. Например: подклейка книг (отобрать, нарезать полоски и т.п.).

        Сложнее когда делим детей на 3-4 подгруппы, и внутри каждой подгруппы организуем коллективный труд:

        1 – навести порядок в кукольном уголке      1 и 2 – общий коллективный труд

        2 – навести порядок в уголке природы

        3 – помыть строительный инструмент   - совместный коллективный труд

Методика, организация и проведение

        1. Воспитатель ставит для всей гр.цель. Показать значимость. (навести порядок в группе).

        2. Воспитатель уточняет содержание труда, при необходимости показ и объяснение (что надо сделать?

Вытереть пыль, помыть посуду, постирать кукольное белье).

        3. Воспитатель делит детей на подгруппы и в каждой подгруппе назначая бригадира определяет содержание работы (дает конкретное поручение).

        4. Воспитатель предлагает детям приготовиться к работе (на столе под салфеткой, выберите что вам надо для работы или пойдите туда-то и возьмите что надо).

        5. Трудовые действия: наблюдает, помогает, подсказывает.

        За 3-4 минуты до окончания работы, предупредить всех детей.

        По окончании работы убираем рабочее место, после оценка, подведение итогов.

        Сначала отчитываются бригадиры о работе своей бригады, потом воспитатель обобщает.

        Воспитатель вместе с детьми обходит каждое место где трудились бригады. Предлагает отчитаться бригадиру: что делала твоя бригада? Как были распределены обязанности? Справились ли вы с работой? Кто хорошо трудился? Кто мешал? Вы довольны своей работой?

        После этого оценка воспитателя. Акцент на:

        1. Общественную значимость коллективного труда (мы все трудились, теперь у нас свежо, чисто).

        2. Характер взаимоотношений (у нас с вами труд коллективный).

        3. Демонстрация успехов каждой бригады, каждого ребенка(к сожалению были такие, которые нам мешали, но мы надеемся что в следующий раз они постараются).

        

        Коллективный труд планируется 1 р.в неделю, чаще в пятницу. Длительность 20-30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...