Опыт работы с родителями воспитанников.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Обобщенный опыт приемов, форм работы с родителям за пять лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_s_roditelyami.docx41.28 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы с родителями  воспитателя  Виноградовой С.А.

 От сосуществования-

 к сотрудничеству и партнёрству.

«Чем чаще смеётся в доме ребенок,                                                                                тем правильнее идет  воспитание».

   Кей Кузьма                                                                                                

                  Далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни родители не хотят воспитывать, другие не умеют, а третьи не понимают, зачем им это нужно.  Во всех случаях необходима квалифицированная помощь специалистов.

Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом мы создаём  оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Наш девиз в  работе с родителями воспитанников : от сосуществования  к сотрудничеству и партнёрству .  

Цель  взаимодействия:

  • Создание единого образовательно- воспитательного пространства, в котором всем участникам процесса  комфортно, полезно и интересно: и детям, и родителям, и педагогам.

Сотрудничество с родителями опирается  на принципы :

  • Целенаправленность и систематичность;
  • Открытость детского сада для семьи; доброжелательность;
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • Дифференцированный подход к каждой семье с учетом специфики семьи, возраста родителей;
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей  единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • Мониторинг общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

 Сотрудничество с семьёй осуществляется  посредством разнообразных, как традиционных, так и  нестандартных форм взаимодействия:

  • Коллективные  / родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер- классы, ролевые игры,  дискуссии, семинары- практикумы, творческие лаборатории,  круглые столы, конференции, конкурсы, анкетирование и тестирование /
  • Индивидуальные  /консультации, анализ педагогических ситуаций,  день  вопросов и ответов о проблемах детского развития, посещение  родителями образовательной и  игровой деятельности,  тетрадь «Говорят дети»  и пр./
  • Наглядно- информационные  / уголок педагогической информации, сменная информация «Тема недели» и «Сегодня», фотоуголок, выставки   детского и семейного  творчества, уголок коротких новостей «Актуально!» и «Наши успехи»,  советов специалиста /логопед и ГИБДД/,  рекомендации медицинского работника, поздравительный стенд, библиотечка для родителей и т.д./

  Расскажу о становлении  родительского коллектива нашей  группы. Взаимодействие с  родителями  началось в  2009 году с первой младшей группы. Известно, что ранний возраст- это период маленьких достижений. Участие родителей в жизни малыша в это время наиболее важно для полноценного развития ребенка и его успешной адаптации к ДОУ.  

Взаимодействие с семьями начали  со знакомства.  Изучили  взаимоотношения в них, взгляды на воспитание. Использовали следующие методы:

  • анкетирование;  индивидуальные беседы с родителями;  наблюдения;
  •  Выборочное посещение семей;
  • Беседы с ребенком и наблюдение за ним.

По результатам исследования  выявилось  три группы родителей в зависимости от их позиций:

группа

характеристика

Позиция

Количество

1.

Родители, очень занятые на работе. Детский сад им необходим жизненно. Ожидают от сада не только присмотра и ухода за ребенком, но и развития, оздоровления, обучения и воспитания, интересного досуга.

В силу занятости часто посещать ДОУ не смогут. Но при правильной организации взаимодействия  будут активными участниками конкурсов, выставок, субботников и т.п./ в удобное для них время/

12

2.

Родители с удобным рабочим графиком. Имеют неработающих бабушек или дедушек. Дети их могли бы не посещать ДОУ, но родители не хотят лишать детей полноценного общения со сверстниками, развития и обучения.

Могут оставаться на позиции пассивных наблюдателей. Требуется активизация их умений, вовлечение в дела.

7

3.

Семьи с неработающими мамами. Ждут интересного общения для детей со сверстниками, и для себя. Хотят дать детям правила поведения в коллективе, обучение и развитие ребенка.

Энергичны, могут стать членами родительского комитета и помощниками педагога. Опора в подготовке групповых мероприятий.

8

Из наиболее активных родителей был сформирован родительский комитет, который стал опорой  для педагогов и проявил себя в позитивной деятельности в течение всех 4 лет существования группы.   Родительский комитет :  

  • оказывает помощь в оформлении пространства развивающей среды группы;  занимается благоустройством  территории участка для прогулок детей;   участвует в оформлении и подготовке совместных мероприятий и т.п.

Различные формы взаимодействия, которые предлагались родителям в группе, помогли им осознать не только ценность этапа раннего развития ребенка, но и восполнить живое общение с ним в ходе совместной двигательно- игровой деятельности:

Форма взаимодействия в первой младшей группе:

Предлагаемая тема:

Информация в родительском уголке

«Девочки и мальчики адаптируются по- разному»   и т.п.

Консультация

«Ваш малыш учится общению»  и т.п.

Памятка

«Как помочь  ребенку адаптироваться к условиям детского сада?»   и т.п.

Индивидуальные беседы

«Трудности адаптации»   и т.п.

День открытых дверей

Совместное  /родители и дети/ развлечение в группе

Советы специалиста

«Игры перед сном»   и т.п.

  Адаптация детей группы прошла успешно у 99% детей:

Степень адаптации:

Количество детей:

Легкая степень /длится 1- 2 недели/

14 детей

Средней тяжести / до 30 дней/

12 детей

Тяжелая степень  / более 40 дней с длительными периодами заболеваний/

1 ребенок

Причина тяжелой адаптации -  в  неподготовленности данного ребенка родителями к посещению детского сада, частые болезни.

Родительский коллектив сложился в группе  не сразу. Возникающие между педагогом и родителями разногласия решались, не выходя за рамки группы и  д/с. Причинами  разногласий становились  запачканные на прогулке штанишки или поломанная игрушка, принесенная ребенком из дома. Родители сумели  оценить компетентность воспитателей группы. Позитивная атмосфера, доброжелательность и взаимное доверие содействовали  процессу сотрудничества.  Становлению партнерских отношений  способствовала организация совместных мероприятий  нестандартных форм:

  • Развлечение с  игротекой и элементами рукотворчества «Шарики воздушные, легкие, послушные!»/ присутствовали дети, родители, воспитатели/
  • Выставка родительского творчества «Умелые ручки»;
  • Родительское собрание в середине года в форме творческой лаборатории по теме «Окружающий мир глазами и руками ребенка и взрослого».  Родители обучались практическим приемам.

В конце первого года итоговое собрание прошло «За круглым столом». Воспитатели и родители поделились успехами и вспомнили о том, как преодолевали  трудности.      

С  помощью анкетирования  были выявлены запросы родителей об информировании :

Родителям необходимы:

%  от числа опрошенных:

Максимально полная информация о ребенке

36%

Педагогические советы по общению с ним, психологическую консультацию

28%

Рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома

14%

Рекомендации по выбору литературы о воспитании детей

12%

Устраивает  объём  предоставляемой информации

10%

Для укрепления партнерских отношений планомерно придерживались стратегии сотрудничества. Наиболее активных родителей, бабушек и дедушек  поощряли :

  • Благодарственное письмо, грамота или диплом  за победу,  участие в выставке или конкурсе, в акции;
  • Информация о проявившем себя родителе помещалась на стенде в приемной;

Дети взрослели, а вместе с ними становились мудрее родители. Обогащался новыми знаниями  их опыт воспитания собственного ребенка. Отношение к детскому саду становилось всё более позитивным.

На родительских собраниях сегодня всегда  полный зал. Нетрадиционные формы проведения, актуальные темы, эмоциональный настрой под тихую инструментальную музыку в начале каждой встречи делают их не похожими друг на друга.

Задачи  родительских  собраний:

  • Создание атмосферы общности интересов;
  • Оказание помощи родителям в овладении психолого-  педагогическими знаниями по развитию ребенка- дошкольника;
  • Развитие у родителей умения анализировать и критически оценивать собственную воспитательную деятельность, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.

Возраст детей

Тематика родительских собраний

Форма проведения

Аудитория

3 – 4 года

1.Возрастные особенности детей. Сохранение здоровья ребенка- забота общая.

2.Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию обстановки комфортного самочувствия ребенка в ДОУ и в семье.

Устный журнал

Круглый стол

Родители. Учитель- логопед.

Медицинская сестра ДОУ.

Воспитатели группы.

Родители и педагоги группы.

4 – 5 лет

1.Развивающая среда группы как фактор успешности воспитательно- образовательного процесса.

2.Законодательное обеспечение системы образования в РФ. Введение новых ФГТ.

3.Значение трудовых поручений. Возрастные особенности детей 4- 5 лет.

4.Мониторинг интеллектуального, творческого и физического развития детей.

Информационная корзина с элементами круглого стола.

Собрание- совещание.

Устный журнал с просмотром видеоклипов о трудовой деятельности детей в группе.

Собрание- выставка.

Педагоги и родители.

Педагоги и родители. Заместитель директора по ОВД.

Педагоги группы и родители.

Совместно дети, педагоги и родители.

5 – 6 лет

1.Старший дошкольник в детском саду. Взаимоотношения со сверстниками.

2.Ребенок входит в мир социальных отношений.

3.Мониторинг развития детей старшего возраста.

Информационная корзина с элементами деловой игры.

Устный журнал с элементами игрового тренинга.

Собрание –выставка.

Присутствует логопед ДОУ.

Родители и педагоги группы.

Педагоги, дети и родители группы.

Совместно дети, педагоги, родители.

В.А.Сухомлинский: 
« Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени и труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».
 

Общение с коллективом родителей осуществляем  с  опорой на конструктивные  правила:

  • Говорим только о том, судить о чем мы имеем право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
  • Планируя серьезный разговор с родителями, никогда не начинаем его утром, на улице, на ходу, в детской приемной при скоплении других родителей; приглашаем пройти в группу и присесть . Это дает гарантию того, что нас услышат и дослушают до конца.
  • Никогда не начинаем разговор со слов «Ой, извините, вы не уделите мне несколько минут для беседы?»  или  «Вы не понимаете всей важности разговора…», «Вы должны меня выслушать…» . Начинаем беседу со слов: «Хочу с Вами посоветоваться»  или «Сегодня Тимоша меня приятно удивил».  
  • Не сравниваем  неумения ребенка с успехами других детей, чтобы не создавать ситуацию неловкости, каждый день находим маленький успех.
  • Научились говорить строго по делу и приводить конкретные факты, предлагать пути решения сложной ситуации.
  • Не стремимся демонстрировать родителям свое интеллектуальное превосходство в  педагогических знаниях, говорим доступным языком.
  • В формировании общественного мнения по актуальному вопросу опираемся на родителей- единомышленников, имеющих авторитет в группе.
  • При общении, убеждении родителей в чем- либо стараемся помнить поговорку : «К каждому замку найдется свой ключ». Результат не всегда оправдывает ожидания.
  • Содержание выставляемой для ознакомления информации четко структурируем, обязательно обращая на свежую информацию внимание фразой: «Вас это обязательно заинтересует!»
  • Выкладываем на подоконник в приемной периодически литературу на актуальные педагогические темы.
  • Напоминаем, что всегда рады видеть их в группе на любом мероприятии.
  • Не скупимся на благодарности, помещаем хвалебную информацию в приемной на всеобщее обозрение в качестве стимула для других, менее активных родителей, а также для детей, чтобы учились гордиться  друг другом.
  • Систематически обновляем фотографии в фотоуголке.

Применение этих простых правил позволило нам увидеть эффективность вложенных усилий. По результатам опроса:

Показатели эффективности

Результативность

Проявление интереса к образовательной и воспитательной деятельности в ДОУ

На высоком уровне- 74% родителей

На достаточном- 26%

На низком уровне- 0 %

Проявления активности

Высокий уровень- 56%

Средний- 42%

Низкий- 2%

Посещение родительских собраний и других просветительских мероприятий

              82- 98%

Поведение на родительских собраниях

*участники дискуссий на собрании;

*увеличение вопросов педагогу и их усложнение по вопросам воспитания, педагогического процесса, игровой деятельности детей и т.п.;

*доброжелательные взаимоотношения  друг с  другом, сопереживание;

Авторитет педагога и сотрудников ДОУ

Повышение авторитета

Количество претензий и агрессивность по отношению к педагогам и друг другу

Агрессивность отсутствует, претензии минимальны, обоснованны , не выходят за пределы группы.

Проявления солидарности и ответственности

Родители ощущают свою общность не только с детьми, но и с педагогами группы, оказывают им действенную помощь по многим вопросам.

           

  Семья- одна из величайших ценностей, созданная человечеством за всю историю его существования. Современное общество заинтересовано в её сохранении и позитивном развитии. В надежной семье нуждается каждый человек и государство.  В группе сложилась традиция семейных праздников:

  • «Пусть бабушки и дедушки  улыбаются!»
  • «День Материнской славы»
  • «Новогодняя сказка»
  • «Зимние посиделки» для родителей
  • «Колядки» для детей
  •  «Папа, мама, я- здоровая семья!»
  • «Мой папа – защитник Отечества!»
  • «Весенний мамин день!»
  • «Мы немного подросли, в группу старшую пошли»

Здесь всегда царит атмосфера эмоциональной доброжелательности, творчества и удивления друг другом. Связь поколений- важный аспект воспитания дошкольников. Сегодня близким людям не всегда хватает времени на полноценное общение друг с другом. В группе мы стараемся объединить старших  членов семьи, детей и внуков, подарить им минуты радости. Бабушки и дедушки- частые гости на групповых мероприятиях. К Дню Победы дети вели поисковую деятельность, выявляли интересные факты из жизни бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. По итогам поиска была оформлена фотовыставка, состоялась встреча  с чествованием старшего поколения. Пользу этого мероприятия трудно переоценить.

  На праздниках родители не только гости, они с удовольствием перевоплощаются в сказочных героев:

  • Кукла Лена на развлечении «День игрушки»,
  • Веселый клоун с заданиями в сюжетной игре «Умники и умницы»,
  • Баба Яга или Зайка, Солнышко или Пугало огородное,
  • Зимушка или Дед Мороз со Снегурочкой.

Для нормального развития ребенка необходима не только материнская, но и отцовская  любовь. Отсутствие внимания со стороны отца может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения ребенка. А если нет отца, его заменяет дедушка или дядя.

   Папы в нашей группе очень активны и отзывчивы: умеют не только отремонтировать или прикрутить, но и  посоревноваться в  перетягивании каната.

На городском конкурсе по ПДД  родители поддержали детей и  с достоинством показали свои умения.

В нашей группе очень любят  пешие экскурсии. Дети систематически посещают  промышленные и продуктовые  магазины,  Отделение связи, АЗС и Автомагазин, СТО, водоем по ул.Марчука. В некоторых экскурсиях нас сопровождают  родители или бабушки.

Весной  родители помогли  организовать в нашей группе проведение велосипедного заезда в автогородке детского сада.

Дети еще раз закрепили знание правил безопасного  движения.

В.А.Сухомлинский
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
Родители нашей группы приняли активнейшее участие в двух городских выставках в рамках мамонтовских фестивалей и в ежегодных выставках внутри ДОУ и группы.

   Реализуя задачу педагогического просвещения родителей нашей группы, мы помогаем  им получать такие знания, которые они используют теперь, как руководство к действию, а не как оторванную от жизни абстракцию.

 По нашим наблюдениям  более,  чем у 58%  родителей сформированы элементы педагогической рефлексии.  Они научились самокритично оценивать себя как воспитателей и смотреть на ситуацию глазами ребенка, не стесняются обратиться за советом к  педагогу. Мы сделали вывод:  

  • партнерские отношения с коллективом родителей в нашей группе сформированы на достаточно высоком  уровне .

Выиграли в этом процессе наши воспитанники.   «Дети- это россыпи алмазов на земле, требующие тщательной огранки мастера». Так писала в своей книге английский психолог Кей Кузьма.

Родительский коллектив нашей группы, педагоги, дети  -  это коллектив единомышленников. И пусть не всегда всё получается так, как задумывается, но все вместе  взрослые  мы стремимся личным примером, полезной и нестандартной деятельностью  помочь детям  научиться  уважать и беречь  семейные традиции,  хотеть стать достойными  членами современного общества,  неравнодушными, инициативными  гражданами своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе работе с родителями воспитанников

Данные рекомендации разработаны для педагогов ДОУ для повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в рамках ФГОС ДО....

Опыт работы с родителями "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников"

«Человек - высший продукт земной  природы.  Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным»(И.П.Павлов)     ...

ОПЫТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРНЕТ - ТЕХНОЛОГИЙ.

ОПЫТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРНЕТ - ТЕХНОЛОГИЙ.«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом… как если бы от этого зависела Ваша жизнь»Л.КьюбиСемья и детский ...

Опыт работы с семья воспитанников.

В этой работе я делюсь методами  работы, которые я применяю в своей работе с семьями воспитанников в нашем ДОУ ....

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...