Мастер - класс "Путешествие в Песочную страну"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Шпилевая Мария Валерьевна

Открытое занятие по познавательному развитию старших дошкольников. Экспериментирование с песком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_shpilevaya.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД  с детьми старшего дошкольного возраста

«Путешествие в Песочную страну»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Подготовила: воспитатель МБДОУ ДС  № 32 Шпилевая Мария Валерьевна

село Первомайское 2014 г.

Тема: «Путешествие в Песочную страну».

Задачи: 

-познакомить детей с составом и свойствами природного песка;

-развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта;

-расширять представления о песке, его качествах и особенностях;

-стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и неживой природы.

Материалы: образцы песка, 1 стакан с водой, ложечка, шаблоны, разноцветный песок, клей, кисточка – на каждого ребёнка; поднос, иллюстрации, презентация, банка с песком, лейка,  2 емкости с песком (влажным и сухим), гуашь разных цветов.

  1. Организационный  момент.

Воспитатель: А вы любите путешествовать? Тогда я вас приглашаю в удивительную «Песочную страну». Здесь, в песочнице, живет Хранитель песка. Он невидимый, но очень веселый, добрый, знает много интересного, хочет поделиться своими секретами и очень хочет, чтобы его увидели. Вы хотите ему помочь? Тогда мы отправляемся в «Песочную страну!».

Воспитатель: Чтобы попасть в «Песочную страну», сначала надо встать в круг и взяться за руки. Теперь назовите свои имена. Вытяните руки ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и повторяйте за мной волшебные слова.

В ладони наши посмотри,

В них доброту, любовь найти.

Секреты нам свои открой

И мы подружимся с тобой.

Откройте пожалуйста, глаза.

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам стать исследователями. Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.

Воспитатель: Ребята, у вас на столе есть то, что нужно нам для занятия.

Что же это, ребята?

Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?

Дети: На речке, в песочнице и т.д.

II. Показ презентации про песок.

Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок.

Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, жилых домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, рисуют песком.

ВЫВОД: песок создан природой.

III. Опыты

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. У каждого на столе есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка.

 Опыт 1. На ощупь.

Обследовать сухой песок пальцами.

Воспитатель: А давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?

Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.

Воспитатель: Вы знаете, что это? (Показывает микроскоп).

Дети: Микроскоп.

Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок. Просто удивительные снимки!

Опыт 2. Растворяется или нет?

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

Дети: Нет, песок сел на дно стакана.

 Опыт 3.  Окрашивание песка

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наш песок стал цветным?

Дети: Покрасить его.

Воспитатель: А как мы будем делать это? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Нам нужно во влажный песок добавить красок и тщательно размешать до получения однородного цвета.

Динамическая пауза.

Пустыня добрая страна,

Хоть одноцветная она.

Чтоб волшебниками стать,

Надо музыку позвать.

В ладоши дружно мы похлопаем,

Встанем ножками потопаем.

Опыт 4. У ящиков с песком.

Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне. (Подходят к тазу или ящику с песком влажным.) У меня здесь два ящика (тазика) с песком. Скажите, какой он?

Дети: Сухой.

Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно из сухого сделать влажный?

Дети: Полить его.

(Просим полить из лейки)

Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?

Определим, какого они цвета?

Дети: Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.

Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?

Дети: Сыпучий песок – сухой.

Воспитатель: А из какого будет хорошо лепится ком? Давайте проверим. Попробуем слепить из песка ком. Из какого песка можно лепить?

Дети: Из влажного песка.

Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Воспитатель: А как вы думаете на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?

(Дать игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)

Вывод: Следы остаются на влажном песке.

Воспитатель: А теперь пересыпьте песок через ситечко песок. Что у вас получилось?

Дети: Сухой песок легко пересыпается.

Опыт 5. Барханы

Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка?

Дети: В пустыне.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (выслушиваются ответы, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

Воспитатель: Давайте превратимся в ветер: несильно, но довольно долго будем дуть на песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы. Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?

(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными  ходами и выходами).

Посмотрите, как вы думаете, такое может быть в пустыне? Что это? Это оазис. В пустынях встречаются участки, которые благоприятны для жизни.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать необычную картину из песка. Подойдите и посмотрите, что я для вас приготовила. В этих коробочках – песок. Посмотрите, каких необычных цветов он. Почему? Да, я покрасила его и высушила. А вот и заготовка для нашей картины. Лепестки нужно смазать клеем и присыпать цветным песком. Берите кисточки и клей. Выбирайте понравившийся цвет песка и приступайте к работе.

Итог.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась! Мы ее обязательно повесим в нашей группе. А сейчас давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Вам понравилось? Что мы сегодня делали? Что интересного узнали?  (Ответы детей).

Воспитатель: Я благодарю вас за совместное путешествие.