Заседание родительского клуба по теме: "Защита прав и достоинств маленького ребенка"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Голованова Елена Владимировна

Предлагается материал родительского собрания по теме: "Защита прав и достоинств маленького ребенка",где родители будут ознакомлены с основными документами по правам ребенка, им предлагается просмотреть документальный фильм Р.Быкова "Я сюда никогда не вернусь" с дальнейшим его обсуждением.а также памятки Леви "Наказывая. подумай, зачем?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_dlya_roditeley.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание родительского клуба по теме:

«Защита прав и достоинства маленького ребенка»

Цель: просвещение родителей в вопросах соблюдения прав  и достоинств ребенка в семье.

Участники: воспитатели, психолог, инспектор по защите прав ребенка, родители старших групп.

Предварительная работа: оформление выставки для родителей литературы по теме защиты прав и достоинств ребенка, выставка детских рисунков «моя семья», интервью детей «Моя семья»

Ход заседания.

Семья – это крохотная страна.
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!
Э.Асадов

Ведущий:  Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную  с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку. Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?» (высказывания родителей)

Теперь давайте послушаем ответы ваших детей на вопрос «Что же такое семья?» ( прослушивание интервью детей)

Итак, семья - это группа живущих вместе родственников ( муж, жена, родители с детьми); объединение людей, сплоченных общими интересами.

( Ожегов С.И., Словарь русского языка)

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно ничем заменить. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их – только через детей.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание,  образование и развитие получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в нашем быстро меняющемся мире.

Жизнеобеспечение детей и защита детства относятся к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики государства, решению которых в последнее время постоянно уделяется внимание.

Ребенок верит в любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту.

В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Она состоит из 54 статей, которые раскрывают права каждого человека от рождения до 18 лет на выживание, развитие, защиту от эксплуатации и насилия и других форм злоупотребления.

Конституция РФ закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства. Утвердила основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования ,право на жилье, социальное обеспечение и т.д. Таким образом. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека согласно общепринятым нормам международного права.

Семейный кодекс РФ ( ст.63) предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное жестокое. грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, их оскорбление или эксплуатацию.

Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от  негативных последствий. В слабых рук руках малышей- наше с вами будущее, наш завтрашний день.

Воспитатель: Уважаемые родители! Жизнь, психическое и физическое здоровье ребенка, его будущее  целиком зависит от родителей и взрослых, его окружающих, от того, что он видит в семье , от отношения к нему взрослых. Мы спросили детей, как наказывают их дома, и вот что они ответили: (интервью детей)

Многие родители при негативном поведении ребенка используют телесные наказания, угрозы, запугивания, проявляют чрезмерную строгость. При этом они не придают значения переживаниям детей. Они не понимают , что их дети нуждаются в защите и любви со стороны всех членов семьи, что уверенность в себе и свои возможности, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируется прежде всего в семье.

Психолог. Мы сегодня предлагаем Вам посмотреть десяти минутный документальный фильм Ролана Быкова «Я сюда никогда не вернусь», где на примере одной семьи, вы увидите многие проблемы ,существующие во многих современных семьях. Девочка в игре проигрывает все семейные ситуации. Это фильм-быль. Ребенок играет саму себя. В фильме есть жестокие сцены. Поэтому данный фильм можно смотреть только взрослым.( просмотр фильма 10 минут)

Обсуждение фильма.

  • Какое впечатление произвел на вас фильм?
  • Можно ли сказать, что некоторые моменты фильма можно наблюдать и в обычных семьях?
  • О чем Вас  заставил задуматься этот фильм?

Психолог: Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе думают, ведут себя.

Недаром врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви. Мы недооцениваем роль детских переживаний. Обследование большой группы лиц, осужденных за тяжелые преступления, сотрудниками НИИИ МВД показало, что 80-85% преступников не имели эмоциональных контактов, то есть нормальных теплых отношений со своими родителями в детстве.

Выступление инспектора по правам ребенка.

Можно ли считать это нарушением прав ребенка? ( мини анкета для родителей)

  • Лишение свободы движения
  • Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного ( ст.156 Уголовного кодекса РФ запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего)
  • Применение физического насилия к ребенку.
  • Унижение достоинств ребенка- грубые замечания, высказывания в адрес ребенка- воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм.
  • Угрозы в адрес ребенка.
  • Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  • Отсутствие элементарной заботы о ребенке; пренебрежение его нуждами
  • Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования. медицинской помощи.
  • Отсутствие должного внимания и заботы, любви.

Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сади школу, то в настоящее время  согласно Семейному кодексу РФ ( ст. 63) оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье. Физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.

Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов детей является предметом основной заботы родителей.

Воспитатель: В жизни встречаются разные ситуации, иллюстрирующие наши взаимосвязи с детьми. давайте разберем некоторые из них.

Ситуация 1. 

Мать в очередной раз ругает ребенка за то, что тот роняет игрушки с полок и не убирает их на место.

Мать. Ты опять устроил погром в комнате, ну что за неряха!                                                                                                                    

Сын. Они сами упали, я искал солдатиков, не мог достать... И пусть лежат так...                                                                                                                          

   Мать. Что значит пусть? Ты что, делаешь мне назло? Разбрасываешь игрушки - не подходи больше к ним!

Ситуация 2. 

Вы идете по улице с ребенком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили. Вы не можете этого сделать. Причины могут быть разные: нет денег, это что-то из еды, а скоро обед и т.д.  Малышу это не нравится, и он начинает капризничать все сильнее и сильнее, проще говоря, не слушается. Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 3.  Во время обеда ребенок возит по столу  чашку, полную сока. Взрослый делает ему замечание: "Осторожно! Разольешь!" Ребенок делает вид, что не заметил этих слов.   Взрослый  повторно делает замечание: "Не балуйся! Пей сок!" Ребенок молча продолжает свои действия, И длится это до тех пор, пока он  наконец не обольет себя липким соком.   Как в данном случае поступить взрослому?                        

   Психолог:  Давайте попробуем проанализировать некоторые  негативные формы воздействия на детей.

            Недопустимы физические наказания. 

Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой — боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.

        Крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций  на детей, педагогическая беспомощность ("я не могу общаться с ребенком"). Любой крик — это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых.                                                                                                                      В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплескивая эмоцию, мы можем рассчитывать только на ответную эмоцию. У ребенка чаще всего ответная реакция — страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может.            А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою очередь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, ибо приводит к неврозу.                                                                                                               КогДа можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим.                                                                    

 Другое дело — запреты. Они очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом.                          

Изоляция - часто применяемый способ, когда ребенок выводиться в специальное место «виноватый» стульчик, находящийся в поле зрения взрослого. Время, которое проводит ребенок, наблюдая за движением стрелки часов или пересыпание  песка, становиться для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает  в способ справиться со своими эмоциями.

   Лишение приятного - наиболее применяемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше,  лишая  его хорошего, чем делая ему плохое.

     К педагогически  оправданным наказаниям относятся:

   -замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

  -выговор- серьезно  и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

  - лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых  телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Упражнение в виде мозгового штурма «Что у вас в семье можно ребенку, а что нельзя?». Ответы записываются на доске. Полученные варианты анализируются. 

Выделим то, что всегда нужно помнить взрослому, которому хочется наказать ребенка:

-общайтесь с ребенком «глаза в глаза», на уровне роста ребенка, уверенным голосом;

-всегда соблюдайте четкую позицию: «Я взрослый»;

-учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию;

-в особых ситуациях необходимо брать ребенка за руку, останавливая его действия.

И наше заключительное упражнение «Наши любимые дети».

Родителям предлагается нарисовать портреты своих детей на большом листе. Упражнение проводится под музыку.( рисунки родителей вешаются рядом с работами детей)

Памятка для родителей

«Наказывая, подумай: "Зачем?"» 

- Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать...

- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

- За один раз - одно! Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души!

- Наказание - не за счет любви; что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

- Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные воспитатели, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

- Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

- Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

- Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения...

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
       
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жесткое обращение» и определяет меры защиты и признание права каждого ребенка.
       
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.
         
Семейный кодекс РФ гарантирует права ребенка и применяет меру: «лишение родительских прав» при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка.
Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.
           
Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».