Родительское собрание. «Защита прав и достоинства маленького ребенка»
материал (подготовительная группа) на тему

ЧЕРНЫХ МАРИНА ЮРЬЕВНА

Родительское собрание "Защита прав и достоинства маленького ребёнка"-расширять знания родителей о правах ребёнка, провозглашённых в "Конвенции о провах ребёнка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Нововоронежский

Детский сад №5

Родительское собрание.

 «Защита прав и достоинства маленького ребенка»

 

2016г.

Цель: Пропаганда правового воспитания детей в семье.

         Задачи: Расширить знания родителей о правах ребенка, провозглашенных в «Конвенции о правах ребенка».

Способствовать расширению педагогического кругозора родителей; стимулированию их желания стать хорошими родителями;

Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им.

Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными сведениями; оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком

 Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!

(Выступление воспитателя:)

1. Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда  были крепки. Охраняйте это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью и обережете детей, то создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда.

                                                                                                     И. Я Яковлев.

Уважаемые родители!

Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку. Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос:

-Что такое семья? (высказывания родителей)

«Семья – группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами». (Толковый словарь С. И. Ожегова)

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их – только через детей.

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав.

Жизнеобеспечение детей и защита детства относятся к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики государства, решению которых в последнее время постоянно уделяется внимание.

Ребенок приходит в наш мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей и от взрослых, его окружающих, от мира на Земле, от экологического состояния планеты.

Ребенок верит в любовь и доброе отношение взрослых к нему и в свою очередь рассчитывает на их любовь и защиту.

В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Она состоит из 54 статей, которые раскрывают права каждого человека от рождения до 18 лет на выживание, развитие, защиту от эксплуатации и насилия и других форм злоупотребления.

Конституция РФ закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, утвердила основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилье, социальное обеспечение и т. д. Таким образом, Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Семейный кодекс РФ ст. 63 предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, их оскорбление или эксплуатацию.

Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.

Многие родители при негативном поведении ребенка используют телесные наказания, угрозы, запугивание, проявляют чрезмерную строгость. При этом они не придают значения переживаниям детей. Они не понимают, что их дети нуждаются в защите и любви со стороны всех членов семьи, что уверенность в себе и свои возможности, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируется прежде всего в семье.

Следует помнить, что можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Причем недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняет психику, они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе думают, иначе ведут себя.

Недаром врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви. Мы недооцениваем роль детских переживаний. Обследование большой группы лиц, осужденных за тяжелые преступления, сотрудниками ВНИИ МВД показало, что 80-85% преступников не имели эмоциональных контактов, т. е. нормальных теплых отношений со своими родителями в детстве.

Можно ли это считать нарушением прав ребенка? (вопросы для родителей)

- Лишение свободы движения.

- Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

- Применение физического насилия к ребенку.

- Унижение достоинств ребенка – грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм.

- Угрозы в адрес ребенка.

- Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

- Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

- Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

- Отсутствие должного внимания и заботы, любви.

Если раньше система общественного воспитания фактически снимала с семьи ответственность за воспитание ребенка и родители целиком полагались на детский сад и школу, то в настоящее время согласно Семейному кодексу РФ в статье 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.

Защита прав и интересов детей возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Обеспечение интересов детей является предметом основной заботы родителей.

Таким образом, Семейный кодекс закрепил общепризнанные принципы и нормы международного права: «право ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение» и т. д.

Для чего мы завели ребенка? (высказывания родителей)

Малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет, ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Однако Ваш ребенок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек.

Cсобственническое отношение родителей к своему ребенку приводит к тирании. Раз у Вас есть ребенок, то это накладывает на Вас ответственность  за его развитие, воспитание и обучение. Нет времени - не должно звучать  из уст родителей. Воспитывает все, каждая свободная минутка, которую мы должны находить, несмотря на нашу занятость. «Умел дитя родить, умей и научить», гласит народная пословица.

Мать – это самое дорогое и родное, что есть у ребенка. Далеко идущие последствия для умственного развития ребенка и формирования его личности имеет лишение его материнской любви в раннем детстве. Любовь и забота матери – источник развития ребенка. Прямое подтверждение этому быстрое физическое, психическое и умственное развитие африканских детей по сравнению с европейскими детьми в первые два года жизни. Объясняется это их особой близостью с матерью, которая повсюду носит ребенка с собой в мешке и кормит грудью до двух лет. После 2 лет контакты обрываются и как следствие - отставание в развитии от европейских детей в последующие годы.

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», по которым растущий человек проверяет и строит свое поведение.

«Люди, воспитанные без родительской любви, - часто искалеченные люди,» - так считал А. С. Макаренко.

«Любить детей, - писал А. М. Горький, - это и курица умеет. А вот уметь воспитать их – это великое государственное дело, требующее таланта, широкого знания жизни».

2. Блиц опрос «Забота о детях»

В семье ребенок должен постоянно видеть, что его любят и о нем заботятся.

Как это сделать? (высказывания родителей)

Сколько раз в день Вы обнимаете своего ребенка? (высказывания родителей)

Известный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. При этом говорила, что четыре объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее восьми объятий в день. И между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Если Вы заняты и в данный момент не можете пообщаться с ребенком, как следует поступить? (высказывания родителей)

Лучше всего доброжелательно сказать ребенку: «Извини, я сейчас очень занята и не могу это сделать, я стираю» и т. д. Следует внимательно относиться к детским вопросам, просьбам и жалобам, не отмахиваться от них, уметь успокоить, помочь ребенку решить его проблему. Важно помнить, что ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что его не любят.

Если ребенок совершил плохой поступок, как следует поговорить с ним? (высказывания родителей)

«Ты поступил плохо. Но мы тебя любим и надеемся, что ты сам поймешь, что это плохо, и не будешь больше так поступать». Однако нельзя накапливать в ребенке отрицательные эмоциональные впечатления. Мы должны быть терпимы к действиям и поступкам малышей, при этом следует помнить, что дети имеют право на ошибку. Наша задача - отмечать и поддерживать любые успехи ребенка, уважать его интересы, предоставлять ему право выбора. Нельзя выдавать детские тайны, не следует подшучивать над ребенком, когда ему плохо, а также в присутствии взрослых и детей обсуждать его поведение.

Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (высказывания родителей)

Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.

Не следует покупать, давать в игру всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в логические настольные  игры. Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.

Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши фильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки.

Часто взрослые недооценивают роль игры, увлекаясь различными формами обучения, тем самым осуществляя недопустимую искусственную акселерацию, его «о взросление». Однако значение игры в жизни ребенка велико. Недаром Организация Объединенных Наций и Декларации прав ребенка и в Конвенции о правах ребенка провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. Ответственность за соблюдение этого права также возложена на родителей. Хотя у школьника основной деятельностью является учеба, но и игре необходимо уделять достаточное внимание. В игре он чувствует себя значимым, самостоятельным. В игре развивается воображение, мышление, память, речь. В игре он как бы переживает мир взрослых изнутри, наполняя его эмоциями, ролями и сюжетами.

Играйте вместе с детьми, и Вы сделаете их счастливыми!

Период детства – это время, когда контакты взрослых с ребенком достаточно легки и желанны со стороны ребенка. Со временем, если такие контакты не установлены, будет трудно, подчас и невозможно обрести взаимопонимание со своим повзрослевшим ребенком.

Анкетирование и тестирование для родителей

Вопросы

Ответы

Можете ли Вы

Могу и всегда так поступаю

Могу. Но не всегда так поступаю

Не могу

1

2

3

4

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

А

Б

В

Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

Признаться ребёнку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А

Б

В

Извиниться перед ребёнком в случае неправоты?

А

Б

В

Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел Вас из себя?

А

Б

В

Поставить себя на место ребёнка?

А

Б

В

Поверить хотя бы на минутку, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

А

Б

В

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

А

Б

В

Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

Выделить ребёнку один день, когда он может делать что хочет и вести себя так, как захочет, и ни во что не вмешиваться?

А

Б

В

Не прореагировать, если Ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

А

Б

В

Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?

А

   Б

В

«Я и мой ребёнок»

Ответ

Число очков за ответ

А

3

Б

2

В

1

                                     

   От 30до39 очков. Ребёнок-самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.

   От 16 до 30. Забота о ребёнке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитания, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях-излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

   Менее 16 очков. У Вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо терпения, а возможно и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

3. Игра для родителей «Права ребёнка» (волшебный сундучок с карточками).

Родители должны всегда верить в лучшее, что есть в ребенке. Так пусть же наши дети, которые родились на свет, живут радостно и счастливо!

Желаем им светлого и ясного неба, доброго и удачного жизненного пути!

Берегите детей, берегите
Злые чары от них отводите,
Счастье, радость, заботу дарите –
Берегите!

Берегите детей, берегите:
Их жалейте, лелейте, любите
И любить их других научите –
Берегите!

Берегите детей, берегите:
От невзгод и потерь их храните,
Их печали себе заберите –
Берегите!

                                Решение родительского собрания:

  1. Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем.
  2. Не допускать нарушения прав ребенка в семье.
  3. Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым.
  4. Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.
  5. Всем родителям раздать памятки по защите прав и достоинства ребенка в семье.

 

Памятка для родителей по защите прав и достоинства ребенка в семье:

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть и любить его.
  2. Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день.
  3. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  4. Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.
  5. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
  6. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
  7. Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать – не наказывайте.
  8. Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания – сообщайте ему об этом.
  9. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
  10. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
  11. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.

                                               

                     Любите своего ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Защита прав и достоинства маленького ребенка"

На данном собрании рассматриваются основные документы по защите прав и достоинства ребенка, предлагаются педагогические ситуации, памятка "Наказывая. подумай зачем?"...

Заседание родительского клуба по теме: "Защита прав и достоинств маленького ребенка"

Предлагается материал родительского собрания по теме: "Защита прав и достоинств маленького ребенка",где родители будут ознакомлены с основными документами по правам ребенка, им предлагается просмотрет...

Родительское собрание "Защита прав и достоинств маленького ребенка"

Цель: сформировать правовую компетентность родителей  в части защиты основных прав и свобод личности ребенка, закрепленных Декларацией....

Конспект родительского собрания в старшей группе "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье"

Конспект родительского собрания в старшей группе "Защита прав и достоинства   маленького ребенка в семье"...

Родительское собрание: "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье ".

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Поэтому проблема, поднятая на собрании актуальна. Очень часто в последне...

Родительское собрание « Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье».

.Повестка собранияОзнакомление с темой собрания.Доклад « Основные направления работы по реализации прав ребенка в семье».- право на защиту его от всех форм жестокого обращения;-право на жи...