Главные вкладки

    календарно-тематическое планирование ОО "Чтение художественной литературы" стар группа, для детей с ОНР
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Русова Анна Георгиевна

    представленный материал по ОО "Чтение художественной литературы" для воспитателей ДОУ с детьми ОНР. можно использовать и в группах обычного вида. комплексно представленна работа по областям театрализ деятельность, свободная деятельность и работа с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chkhl.doc190 КБ

    Предварительный просмотр:

    • Учить, более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Т.к. дети уже могут различать жанры и некоторые специфические особенности каждого жанра:

    сказка – более глубокий анализ идейного содержания и художественного достоинства;

    стихотворение – помочь ребёнку почувствовать красоту и напевность, глубже осознать содержание;

    рассказ – открыть перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, какими словами автор характеризует героев и их поступки.

    • Учить детей при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

    • Формировать умение пользоваться богатством русского языка в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

    • Помочь ребёнку реализовать творческие способности по литературным сюжетам в ролевых играх, драматизац., инсцеир, выразительном чтении стих-ий и т.д.

    • Поддерживать и развивать детскую эмоциональность, впечатлительность, т.к. эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогащает духовный мир детей.

    Программа развития и воспитания детей Д/с «Детство»,

    О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

    Сокращения:

    С.Д. – свободная деятельность                                                    РНС – русская народная сказка

    СНМ – сказки народов мира                                                         СЗП – сказки зарубежных писателей

    «ХДЛ» - хрестоматия по детской литературе                       «ЗДЛ» - «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш

    «ВС» - «Воспитание сказкой» Л.Б.Фесюкова

    «ЧД» - «Читаем детям»

    месяц

    занятие

    свободная деятельность

    семейное чтение

    театральная деятельность

    ИЗО  

               

          лепка                                                                                                                                  

    рассматривание иллюстраций

    портрет

    выставка литературы

    октябрь

    1.К.И.Чуковский

    цели:

    систематизировать знания детей о литературном творчестве писателя; закреплять ранее прочитанные произведения (викторина); добиваться выразительного чтения отрывков произведений; развивать творческое воображение

    выставка рисунков  понравившегося героя

    к ранее изученным произведениям;

    из сборников

    К.И.Чуковский

    книги для тематической выставки разных оформителей

    «Чудо – дерево»

    закрепить произведение; развитие чувства юмора

    драматизация отрывка из произведения «Тараканище»

    атрибуты к драматизации: маски, предметы – заместители, распределение ролей, выбор действий под  текст

    2. А.Л.Барто

    цели: систематизировать знания детей о литературном творчестве писательницы; познакомит с новым стих-ем «Игра в стадо»; добиваться выразительного чтения стих-ий из сборника «Игрушки»

    Д/И «Нарисуй и вырежи»

    лепка «Моя любимая игрушка»

    репродукции на тему «Детский сад»; из сборников к произведениям

    А.Л.Барто

    книги для тематической выставки разных оформителей

    стихотворения из сборника «Игрушки» с целью придумать продолжение к какому – либо произведению продолжение – сказку из 6-8 предложений

    зарисовки к произведениям из сборника «Игрушки» выбор настроения, действий, приёмов, интонац. выразитель. речи.

    3. С.Михалков «Дядя Стёпа»

    цели: учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью, развивать способности замечать особенности поэтического строя, языка стих-я, учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов

    с. 108 «Знакомим дошколь с лит-рой» Ушакова, Гавриш

    «Волшебное превращение чистого листа» - восковые картинки; беседа по ним

    иллюстрации крупного формата к произведению

    С.Михалкова

    сборники и книги с отдельными произведениями писателя

    выучить небольшое стихотворение

    обыгрывание ситуаций связанных с ПДД;

    4. С.Я.Маршак «Мальчики и девочки»

    цели: продолжать учить понимать содержание стих-ия, юмористич смысл несоответствия, помочь осмыслить значение образных выражений в тексте, активизировать эмоционально – оценочную лексику.

    Фесюкова «Воспитание сказкой» с.354

    нарисуй свою подружку девочку, друга мальчика

    шаржи на девочек и мальчиков

    С.Я.Маршак

    сборники произведений

    повторить произведение, составить задачку или считалку о девочках и мальчиках

    обыгрывание коротких сценок - шуток

    С.Д.: К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Черепаха», «Путаница» с.191 «ХДЛ», с. 185 «ЧД»;              А.Л.Барто «Вовка – добрая душа», «Помощница» с. 224, 226 «ХДЛ»,  «Урок в саду», «Всё на всех» с.30, 38, 42-43,45, 47  «ЧД»;

    С.Михалков «Овощи», «Трезор», с.30, 52 «ЧД»; «А что у вас?», «Песенка друзей», «Недотёпа» с. 234 «ХДЛ»

    С.Я.Маршак «Вот какой рассеянный», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» с. 207 – 221 «ХДЛ»; «Мяч» с. 85 «ЧД»

    ноябрь

    1. Литературная викторина

    цели: систематизировать знания детей о творчестве дет писателей: Барто, Чуковского, Маршака, Михалкова; добиваться выразительного чтения стих-ий; умение придумывать загадки на заданную тему

    с.112 «ЗДЛ»

    выставка детских работ по творчеству писателей «Лучшая работа»

    иллюстрации к произведениям; шаржи

    портреты данных писателей

    выставка книг

    свободное чтение; загадки для родителей от детей

    зарисовки подгруппами по произведениям писателей – учить работать в подгруппах, развитие творч способностей, умение выбирать выраз средства

    2. Н.Н.Носов «Живая шляпа»

    цели: познакомить с творчеством писателя, учить понимать юмор ситуации, уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличий от других лит-ных жанров, учить придумывать продолжение  и окончание рассказа

    с. 93 «ЗДЛ», с. 289 «ХДЛ»

    лепим героев рассказа + составление композиций

    иллюстрации к произведению

    портрет Н.Н.Носова

    выставка книг

    придумать и записать продолжение и окончание рассказа

    варежковый театр

    3. «На горке»

    цели: учить чувствовать и понимать характер образов художеств произведений, усваивать последов - сть развития сюжета, замечать выраз – изобраз средства, обогащать речь фразеологизмами, учить понимать переносный смысл

    с.106 «ЗДЛ»

    «Зимние забавы» - рисунки

    картина «На горке»

    см.выше

    см выше

    придумать и записать рассказ из 8 – 10 предложений о зимних развлечениях

    мимика пантомима

    4. «Приключение Незнайки»

    цели: см.выше

    кол – ая композиция «Цветочный город»; рисуем, вырезаем, клеим

    иллюстрации к произведению

    см выше

    сборники разных оформителей

    описательный рассказ про понравившегося героя из 6 – 10 предложений + сделать куклу для театр деят

    обыгрывание сценок произведения (настольные куклы)

    С.Д.: «Огурцы» с. 292 «ХДЛ»; просмотр мультфильма «Незнайка на луне», «Цветочный город» (чтение)

    с. 348 – 358 Фесюкова «ВС» Стихи - шутки

    декабрь

    1. «Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам»

    цели: уточнять представления о жанровых особенностях произ-ии МФФ; учить понимать переносное значение образ выражений; учить составлять рассказы, сказки

    с. 102 «ЗДЛ»; с. 4 – 8 «ХДЛ»

    рисование по шаблонам; раскраски;

    Д/И «Подбери отгадку»

    иллюстрации по тематике;

    карточка – символ для зрительного восприятия и различения МФФ

    «ХДД»; выставка книг (книжки – малышки; сборники пословиц, загадок, поговорок, потешек)

    выбрать потешку – заучить; придумать загадку о каком – либо предмете с. 55 «План – прогр. Детство»

    мини этюды; диафильмы;

    театрализация придуманных на занятиях сказок;

    приложение к раб. прогр. «Ребёнок в Д/С» 5/02г с.71

    Д/В 7/02 с.10

    2.  З.9 стр. 91

    3.  З.31 стр. 117

    4. Занятие - викторина

    С.Д.: с. 80 – 83 «ЧД»; с. 4 – 8 «ХДЛ»; с. 191 – 203 Фесюкова «ВС»

    январь

    1.Чтение РНС «Лисичка – сестричка и серый волк»

    цели: продолжать учить воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнять представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стих-я, загадки

    с. 85 «ЗДЛ»

    выставка рисунков понравившихся героев;

    лепка героев с элементами русского костюма

    разных художников

    карточка – символ для зрительного восприятия

    сборники РНС разных издательств

    диалог лисы и волка по ролям

    варежковый театр

    2. Рассказывание РНС «Хвосты»

    цели: учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобраз-выразит средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать словарь эпитетами; упражнять в подборе синонимов

    с. 87 «ЗДЛ»

    подобрать, придумать и заучить загадки о животных

    драматизация (маски)

    3. Чтение СНМ. «Три поросёнка»

    цели: учить понимать эмоц-образное содержание сказки, её идею; развивать образность речи: подбирать определения, сравнения к заданному слову;

    с. 81 «ЗДЛ»

    использование в лепке героев природных материалов (шишки, скорлупа, ракушки)

    к сазке разных худож - оформителей

    символ

    выставка книг разных изд,

    сборники СНМ

    чтение, заучивание песенки поросят

    настольный театр

    4. Чтение СНМ. Нанайская сказка «Айога»

    цели: учить понимать и оценивать характер главной героини; закреплять знания о жанровых особенностях литер произведений; учить понимать переносное значение пословиц поговорок; воспитывать «- « отношение к лени

    с. 105 «ЗДЛ», с. 303 «ВС»

    лепка челов тела; закреплять пропорции, части тела

    дать детям познавательный материал про кукушку

    театр теней

    С.Д.: СНМ с.301 – 348 Фесюкова «ВС»; с.41 – 65 «ХДЛ»; коми сказки

                РНС с. 11 -34 «ХДЛ», с.94 – 189 Фесюкова «ВС» (по программе «Детство»)

    февраль

    1.Чтение СЗП. Ш.Перро «Золушка»

    цели: учить чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием, сравнивать с др похожими сказками; учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования (фантаст превращения, противопоставления, афористичность языка) развивать умение придумывать различные варианты сказоч приключ

    с. 362 «ВС»; с 114 «ЗДЛ»

    обрывание + мозаика

    к сказкам Ш.Перро

    Ш.Перро

    сборники разных изд

    чтение и беседа по сказке «Кот в сапогах»

    диафильмы по СЗП;

    настольный театр «Красная шапочка»

    2. Прослушивание аудиозаписи по сказке братьев Грим «Бременские музыканты»

    с. 379 «ВС»

    по шаблону рис-ие

    по сказке

    б.Гримм

    выставка книг разных изд

    чтение и беседа по сказке «Горшочек каши»

    музыкальные импровизации

    3. Л.Н.Толстой «Два товарища»

    цели: продолжить знакомство детей с произведениями писателя; учить воспринимать идею, образное содержание произведения; познакомить с жанром – басня; развитие нравственности; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов

    с. 212 «ВС» Фесикова Л.Б.

    схематично изобразить расказ

    к произведениям; растений и животных;

    Л.Н.Толстого

    выставка книг и сборников

    чтение были «Лев и собачка»

    «Добрая девочка» с. 102 приложение «Ребёнок в д/с» 5/2002

    4. «Старик сажал яблони»

    с. 217 «ВС»

    импровизация по рассказу

    С.Д.: СЗП «Красная шапочка», «»Кот в сапогах», «Дюймовочка» - прослушивание записей, диафильмы, мультипликация; с. 360 – 384 «ВС» Фесюкова

                Л.Н.Толстой произведения из сборников + с.136 «ХДЛ»; с.209 – 226 «ВС» Фесюкова

    март

    «Детям о животных»

    1.Е.Чарушин «Воробей»

    цели: познакомить с писателями, описывающими жизнь животных; учить детей пересказывать рассказы самостоятельно (в ситуации письменной речи), передавая интонацией своё отношение к содержанию; понимать образные выражения

    с.135 «ЗДЛ»

    композиция «Жители леса» глина, пластилин;

    выставка рисунков (по шаблонам, самост)

    к произведениям различных  художников;

    схемы

    Е.Чарушина

    выставка книг и сборников; энциклопедия животных

    наблюдение за воробьём. Составить описательный рассказ, записать.

    придумать небольшую сказку (по заданному началу) о животном и обыграть

    2. М.Пришвин «Берестяная трубочка» с. 95 сборник «Этажи леса»

    М.Пришвина

    дать детям информацию о необходимости в цепочке жизнедеятельности леса этих животных

    3/4. В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» с. 64 сборник «Лесные домишки»

    В.Бианки

    просмотр мультфильма

    см.выше

    С.Д.: М.Пришвин с. 251 – 253 «ХДЛ» «Ребята и утята», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг»; «ЧД»

                В.Бианки  с. 266 – 268 «ХДЛ» «Теремок», «Купание медвежат», «Лис и мышонок», «ЧД»

                Е.Чарушин с. 268 – 270 «ХДЛ»; «ЧД»

    апрель

    1. заучивание стихот – ия С.Есенина «Черёмуха»

    цели: закреплять стих жанр, его особенности; учить выразительно читать стих-ие, чувствовать напевность языка: развивать образную речь: понимание языковых выразительных средств, умение подбирать эпитеты, сравнения для описание картин весенней природы

    с. 123 «ЗДЛ»  

    весенний пейзаж (рисование, пластилиновые картинки)

    репродукции картин о весенней природе; грамзапись П.И.Чайковского «Апрель»

    С.Есенин, П.И.Чайковский

    рассказать родителям

    мимические этюды

    2. Ф,И.Тютчев «Зима недаром злится…»

    цели: см.выше, с. 113 «ХДЛ»

    см.выше + зимние пейзажи для сравнения

    Ф.И.Тютчев

    РНС «Снегурушка»

    с. 151 «ЗДЛ» (стих – е)

    3. А.С.Пушкин  «Сказка о царе Салтане…» (отрывок)

    цели: познакомить с творчеством; воспитывать умение эмоционально  воспринимать образное содержание сказки; замечать и выделять изоб-выразителбные средства, понимать их значение.

    с. 254 «ВС», с. 106 «ХДЛ»

    нарисовать по представлению после чтения

    репродукции к сказкам ; музыкальное сопровождение

    А.С.Пушкин

    книги и сборники

    придумать сказку про волшебные орешки

    обыгрывание сказки придуманной детьми

    4. Заучивание отрывка «Ветер по морю гуляет…»

    цели: см.выше З.1

    на мокрой бумаге изобразить ветер

    дать познавательный материал о ветре, его свойствах, силе и т.д.

    С.Д.: чтение стихотворений, отрывков на других занятиях, подходящие под лексические темы («ХДЛ», «ВС», «ЧД»).

    май

    1. Д.Родари З.17

    цели: познакомит с творчеством; учить чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; замечать выразительные средства, понимать их использование; придумывать варианты окончания сказок.

    с. 101, 144 «ЗДЛ»

    иллюстрации к сказкам

    Д.Родари

    выставка книг

    чтение и беседа по стих-ю Д.Родари «Чем пахнут ремёсла»

    РНС « три медведя»

    2. «Дудочник и автомобили»

    цели: учить понимать характеры сказочных героев, ситуаций; развивать умение придумывать разные варианты окончаний

    с. 109, 140 «ЗДЛ»

    рисовании «Волшебные автомобили»

    беседа на тему: почему труд хорошо пахнет, а безделье не пахнет никак?

    театр на столе «Гуси – лебеди»

    3. «Волшебный барабан»

    цели: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; формировать образную речь

    с. 115, 147 «ЗДЛ»

    нарисовать и вырезать волшебный барабан; «игрушки для магазина» - лепка

    игрушечный барабан, картинка - идея

    сделайте рисунок на тему «Кем быть?»

    импровизация по стих – ю «Чем пахнут ремёсла?»

    4. «Хитрый Буратино»

    цели: вызвать у детей радость от общения со сказкой, от возможности поиграть в неё; продолжать учить осмысливать содержание, характеры персонажей; развивать речетворческие способнос; умение придумывать разные варианты концовок

    с. 120, 137 «ЗДЛ»

    карандаши, бумага

    картинки – идеи; иллюстрации к сказке «Прикл Буратино»;

    книга А.Толстого «Приключение Буратино»

    «Хитрый Буратино»

    С.Д.: с. 425 «ХДЛ» «Какого цвета ремёсла?», с. 209 «ЧД» сказка, «Приключение Чиполино» - чтение + просмотр мультфильма.


    Пояснительная записка.

    Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. Дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определённого содержания и стиля (сказочным, приключенческим, историческим, лирическим, фантастическим и др.). дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, героев, рассказать о своих переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с книгой активно развивает творческие способности и умения детей, которые они самостоятельно переносят в другие виды исполнительской деятельности.  

    Особенности психо-речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

    Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью. Формирование интеллектуальной сферы ребёнка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь в свою очередь дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребёнка и становление его личностных качеств.

    Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушение речи подразделяются на две группы:

    • Нарушение средств общения
    • Нарушения в применение средств общения

    Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

    Контингент логопедических групп дошкольных общеобразовательных учреждений за последние годы заметно изменился. Речевая патология стала значительно сложнее, и всё чаще стали выявляться признаки нарушения речи во взаимодействии с нарушениями психического развития. Отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревания  ЦНС или негрубыми повреждениями отдельных мозговых структур (30%-40% дети с ЗПР).

    При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функций равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны: снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость(повышенная тревожность, агрессия, неуверенность в себе и своих силах, …). Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, изменений двигательной активности: множество движений, неусидчивость. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью. Фиксация на речевом дефекте часто порождает у ребёнка чувство ущемлённости, а это, в свою очередь, делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детей его деятельности.

    Недоразвитее речи, особенно лексико-грамматической её стороны, значительным образом складывается на процессе становлении ведущей деятельности ребёнка. Речь, как отмечает в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребёнка; с её помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет.

    С расширением знаково-смысловой функцией речи радикально меняется весь процесс игры (который является основным видом деятельности детей 4-5 лет): игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднён у детей с ОНР (нет практических навыков и умений общения). Это сигнал - предпосылка к дезодаптации  ребёнка в школе, если не будет оказана своевременная коррекционная помощь.

    Т.о., нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

    Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузи в течении дня и рабочей недели, преемственность в работе педагогов ДОУ (логопеда, воспитателей, узких специалистов).  

    Даная программа рассчитана на год работы с детьми 5 -6 лет в условиях ДОУ комбинированного вида (коррекция речи детей с ОНР), приоритетным направлением – развитие речи.

    Программа составлена на основе следующих общеобразовательных программ:

    1. «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: С-Пб: Детство-Пресс, 2001г
    2. «Коррекционно-образовательная программа для детей с ОНР» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: М: МГЗПИ, 1991г
    3.  «Парма» под редакцией С.С.Белых, С.И.Штекляйн, И.Б.Поталициной; КРИКО и ПК, 2001г.

    Обновление материала по приоритетному направлению обеспечивается в реализации парциональной программы О.С.Ушаковой «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду» Т.У.Сфера, 2001г.

    В содержании программы использованы методы и приёмы следующих авторов: О.С.Ушаковой,Е.М.Струниной, Н.В.Гавриш, Арушановой, Ю.Богатырёва, Л.Б.Фесюковой, Л.Н.Смирновой, О.А.Воронкевич, Е.А.Мироновой, Т.Гризик, Л.Тимощук, Н.В.Нищевой.

    Особенностью курса является выделение специального времени для решения задач по НРК (национально регионального компонента) в занятиях и сопутствующих видах деятельности. Задачи по реализации НРК в содержании программы отмечены (*).

    Организация педагогического процесса

     по реализации содержания учебной рабочей программы предусматривает:

    месяц

    неделя

    лексическая тема

    количество занятий

    сроки

    октябрь

    1

    К.И.Чуковский

    1

    4 занятий в месяц

    2

    А.Л. Барто

    1

    3

    С.Михалков «Дядя Стёпа»

    1

    4

    С.Я.Маршак «Мальчики и девочки»

    1

    ноябрь

    1

    Литературная викторина

    1

    4 занятий в месяц

    2

    Н.Н. Носов «Живая шляпа»

    1

    3

    «На горке»*

    1

    4

    «Приключение Незнайки»

    1

    декабрь

    1

    «Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам»

    1

    3 занятий в месяц

    2

    1

    3

    1

    январь

    3

    Чтение СНМ. «Три поросёнка»*

    1

    2 занятия в месяц

    4

    Чтение СНМ. Нанайская сказка «Айога»*

    февраль

    1

    Чтение СЗП. Ш.Перро «Золушка»

    1

    4 занятий в месяц

    2

    Прослушивание аудиозаписи по сказке братьев Грим «Бременские музыканты»

    1

    3

    Л.Н.Толстой «Два товарища»

    1

    4

    «Старик сажал яблони»

    1

    март

    1

    Е.Чарушин «Воробей»*

    1

    4 занятий в месяц

    2

    М.Пришвин «Берестяная трубочка»

    1

    3

    В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»

    1

    4

    1

    апрель

    1

    заучивание стихот – ия С.Есенина «Черёмуха»*

    1

    4 занятий в месяц

    2

    Ф,И.Тютчев «Зима недаром злится…»*

    1

    3

    А.С.Пушкин  «Сказка о царе Салтане…» (отрывок)

    1

    4

    Заучивание отрывка «Ветер по морю гуляет…»

    1

    май

    1

    Д.Родари

    1

    4 занятия в месяц

    2

    «Дудочник и автомобили»

    1

    3

    «Волшебный барабан»

    1

    4

    «Хитрый Буратино»

    1

    Организация педагогического процесса по реализации учебной рабочей программы предусматривает изучения 29 лексических тем: 1 тема изучается в течение недели и предусматривает 1 занятия по 25 минут.

    Диагностика уровня ЗУН детей по ознакомление детей с художественной литературой осуществляется 2 раза в году (сентябрь, май) педагогами группы.

    В основу данной учебной рабочей программы заложены следующие принципы:

    • Научности, т.е. содержание программы, спланировано в соответствии с ведущими научными теориями усвоения языка в дошкольном детстве
    • Концентричности, т.е. систематизация материала программы
    • Линейности, т.е. постепенное усложнение содержания программы в соответствии с зонами «актуального и ближайшего развития»

    Цель программы: Учить, более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание; поддерживать активное тяготение старших дошкольников к книге, развивать интерес и любовь к ней.

     

    Коррекционные задачи и

    задачи по ознакомление детей с художественной литературой и театрализованной деятельности:

    1. Открыть детям мир словесного искусства: учить пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
    2. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к книге, стремление к повторной встрече с ней;
    3. Учить различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка произведений.
    4. Учить  соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом;  устанавливать причинные связи в тексте; различать границы фантастического и реалистического; давать элементарную оценку героям, их поступкам
    5. Развивать произносительную сторону речи; развивать фонематический слух и восприятие, речевое дыхание, темп, громкость, интонационную выразительность речи.
    6. Развивать и совершенствовать словарь: знакомить со словами, обозначающие качества, свойства предметов; учить понимать обобщенное значение слов; учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту. Обогащение словаря детей понятиями, которые отражают национально-региональные особенности Коми края.
    7. Развивать грамматические навыки устной речи: упражнять в правильном употреблении предлогов; существительных и прилагательных во всех падежах единственного и множественного числа; глаголов; обучать составлению простых предложений и знакомить детей с видами простых предложений по цели высказывания
    8. Способствовать развитию связной речи: развивать диалогическую речь; готовить к обучению связной монологической речи
    9. Создавать условия, способствующие активизации речи: рассматривать с детьми работ по ИЗО-деятельности, репродукции к книгам; в процессе различных видов деятельности побуждать к высказываниям различного типа; создавать культурную и богатую речевую среду
    10. Формировать умение с удовольствием запоминать и воспроизводить стихи, активно участвовать в играх по литературным сюжетам, в хороводах, драматизациях и инсценировках
    11. Познакомить с авторами: портрет, краткая автобиография или яркий момент из жизни; его жанровыми произведениями

    В программе имеются межпредметные связи по следующим разделам: развитие речи, познавательное развитие, математика, сенсорное развитие, продуктивные виды деятельности и игровая деятельность.

    Требования к уровню подготовки воспитанников

     по реализации данной учебной рабочей программы:

    должны знать: авторов: портрет, краткая автобиография или яркий момент из жизни; его жанровые произведения; сюжет пройденных литературных произведений; жанры, понимать их специфические особенности; что книга – это средство передачи информации, её надо беречь; слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а так же лежащие в основе этих обобщениях существенные признаки; слова и выражения необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления.

    должны уметь: соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом;  устанавливать причинные связи в тексте; различать границы фантастического и реального; давать элементарную оценку героям, их поступкам; с удовольствием запоминать и воспроизводить стихи, активно участвовать в играх по литературным сюжетам, в хороводах, драматизациях и инсценировках; использовать в речи изученный словарь; свободно пользоваться простыми предложениями, согласовывая члены предложения в роде числе; самостоятельно пользоваться системой окончаний сущ-ых, прил-ных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания; правильно использовать суффиксы и приставки при словообразовании; пользоваться предлогами «на, в, под, за, около, перед», согласовывая их в предложении; составлять короткие описательные рассказы, из собственного опыта, пересказывать литературные произведения; говорить в среднем темпе, по мере возможности детей, внятно;  

    должны иметь представление о том: что стихотворения, литературные произведения читаются выразительно, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от его содержания; о понятиях, которые отражают национально-региональные особенности Коми края.

    Список литературы:

    1. Программы:
    1. Программа «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: СПб: Детство-Пресс, 2001г.
    2. Программа «Парма» под редакцией С.С.Белых, С.И.Штеклейн, Н.Б.Поталициной: КРИКО и ПК, 2001г.
    3. «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой: Т.У. Сфера, 2001г.
    4.  «Коррекционно-образовательная программа для детей с ОНР» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: М: МГЗПИ, 1991г
    5. «Программа дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А.Стебелёва: изд. «Просвещение», 2003г.

    1. Методики, технологии:
    1. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой, Е.М.Струнина: ВЛАДОС, 2003г
    2. «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш: М: ТУ Сфера, 2003г (ЗДЛ)
    3.  «Речь и речевое общение»; Арушанова
    4. «Дошкольникам о Пушкине»; Ю.Богатырёва
    5. «Хрестоматия по детской литературе» (ХДЛ)
    6. «Читаем детям» (ЧД)
    7. Авторские сборники.
    8. «Воспитание сказкой» Л.Б.Фесюкова (ВС)
    9. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н.В.Нищева: СПб: Детство-Пресс, 2001г
    10.  «Логопедия в детском саду» Л.Н.Смирнова: М: Мозайка-Синтез, 2005г
    11. «Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич: СПб «Детство-Пресс», 2003г
    12. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» Е.А.Миронова: М: «Просвещение», 1991г
    13. «Методическое пособие по развитию речи детей 4-7 лет» Т.Гризик, Л.Тимощук: Ж «Ребёнок в детском саду» № 1,2,3,4,5,6: 2002

    «Департамент социально-культурных и Дошкольных образовательных учреждений»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида» №11 («Катюша»)

    Перспективное планирование по разделу:

    «Ознакомление детей с художественной литературой

    и театрализованная деятельность

    в старшей логопедической группе».

    Авторы: Русова А.Г., Котрунова Т.И.  – воспитатели логопедической группы №8

                   

    Рецензенты: …………………………………………………………………………………………………………

    Принята на совете педагогов МДОУ № 11

    протокол № …………………………………

    от «…….»…………………………. 200…. г

    «Утверждаю»

    заведующая МДОУ № 11

    ……………………………………..

    «……...» …………………. 200…г

    МО ГО Воркута

    ДОМАШНЯЯ РАБОТА на октябрь

    1.К. Чуковский «Чудо – дерево»:

    закрепить произведение; развитие чувства юмора

    2.Повторить какое – либо стихотворение из сборника «Игрушки» с целью придумать продолжение– сказку из 6-8 предложений. Оформить на листе А4 (текс, рисунок, коллаж, наклейки, вырезные картинки ит.д.)

    3.Выучить небольшое стихотворение С.Михалкова

    4.Повторить произведение С.Я.Маршака «Мальчики и девочки», составить задачку или считалку о девочках и мальчиках. Оформить на листе А4 (текс, рисунок, коллаж, наклейки, вырезные картинки ит.д.)

    ДОМАШНЯЯ РАБОТА на ноябрь

    1.Свободное чтение произведений детских писателей Чуковский, Маршак, Михалков, Барто и т.д.; загадки для родителей от детей о прочитанных произведениях «Отгадай, о какой сказке говорю?»

    2.Придумать и записать продолжение и окончание рассказа по произведению  Н.Н.Носов «Живая шляпа». Оформить на листе А4 (текс, рисунок, коллаж, наклейки, вырезные картинки ит.д.)

    3.Придумать и записать рассказ из 8 – 10 предложений о зимних развлечениях

    4.Описательный рассказ про понравившегося героя по произведению «Приключение Незнайки» из 6 предложений + сделать куклу для театр деятельности (вязанную, из бумаги, бросового материала и т.д.)

    ДОМАШНЯЯ РАБОТА на декабрь

    1.Выбрать потешку – заучить;

    2. Придумать загадку о каком – либо предмете. Записать её.

    ДОМАШНЯЯ РАБОТА на январь

    1. РНС «Лисичка – сестричка и серый волк» - диалог лисы и волка разыграть по ролям

    2.Подобрать, придумать и заучить 2 загадки о животных

    3. «Три поросёнка» - выучить песенку поросят

    4. Дать детям познавательный материал про кукушку

    ДОМАШНЯЯ РАБОТА на февраль

    1.Чтение и беседа по сказке «Кот в сапогах»

    2. Чтение и беседа по сказке «Горшочек каши»

    3. Чтение были «Лев и собачка»

    ДОМАШНЯЯ РАБОТА на март

    1. Наблюдение за воробьём. Составить описательный рассказ, записать.

    2. Дать детям информацию о необходимости в цепочке жизнедеятельности леса животных по произведениям:  М.Пришвин «Берестяная трубочка», В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».

    ДОМАШНЯЯ РАБОТА на апрель

    1. Рассказать родителям стихотворение С.Есенина «Черёмуха»

    2. Придумать сказку про волшебные орешки. Оформить на листе А4 (текс, рисунок, коллаж, наклейки, вырезные картинки ит.д.)

    3. Дать познавательный материал о ветре, его свойствах, силе и т.д.

    ДОМАШНЯЯ РАБОТА на май

    1. Чтение и беседа по стихотворению Д.Родари «Чем пахнут ремёсла»

    2. Беседа на тему: почему труд хорошо пахнет, а безделье не пахнет никак?

    3. Сделайте рисунок на тему «Кем быть?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕРСПЕКТИВНО-КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

    Перспективно-календарное планирование работы позволяет обеспечить развивающее обучение, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как любознательность...

    Календарно-тематическое планирование логопеда в старшей группе для детей с ОНР 3 уровня в соответствии с ФГОС

    Предлагаемое календарно-тематическое планирование – составная часть комплексного планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДО...

    Перспективное планирование бесед в подготовительной группе для детей с ОНР

    Перспективное планирование бесед в подготовительной группе для детей с ОНР...

    Календарно-тематическое планирование реализации коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной к школе группы для детей с ОНР

    Календарно-тематическое планирование  коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной к школе группы для детей с ОНРТемаОсновное содержаниедеятельности Литература Грамма...

    Перспективное планирование прогулок в старшей группе для детей с ОНР на апрель

    Планирование совместной деятельности с детьми старшей группы на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, индивидуальная работа по физическому воспитанию)...