Музейная педагогика и интегрированные занятия в образовательной деятельности.
статья (старшая группа) по теме

Точилова Ирина Михайловна

Без памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания нет - духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа,  как исторической личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika_i_integrirovannye_zanyatiya.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика и интегрированные занятия

в образовательной деятельности.

В наши дни в задачи образования входит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость создания такой системы образования, которой предусматривала бы условия для освоения детьми ценных и целевых установок современной жизни общества. Инновационные  образовательные технологии, приемы, методы, внедряемые в нашем учреждении, призваны помочь педагогу модернизировать развивающую среду. Мы, считаем, что создание единого музейно-педагогического пространства будет позитивно влиять на сознание ребенка, на развитие личностных качеств, способность ориентироваться на общечеловеческие ценности. Наша прямая задача - культивировать у детей нравственные, гражданские, патриотические чувства через освоение детьми опыта предшествующих поколений, приобретение умений пользоваться им в различных ситуациях. Музейная педагогика ставит перед собой такие задачи:

  • расширение сферы образования через приобщения к музейным ценностям;
  • гармонизация развития творческой личности;
  • формирование национальной идеологии;
  • сохранение традиций, возвращение к духовным ценностям;
  • патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
  • расширение пространства влияния музея;
  • взаимодействие участников педагогического процесса.

   Это взаимодействие зависит от личностных и профессиональных качеств, индивидуальных особенностей детей, педагогической культуры родителей.

    Основные направления деятельности в мини-музее: поисково-исследовательское;

экспозиционное (оформительское);  экскурсионное.

Практический опыт показал, что система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует особой обстановки, которая помогала бы своей наглядностью и образностью обеспечить детям полноту ощущений и эмоциональных переживаний. В нашей группе был организован мини-музей. Центральная часть оформлена в виде русской избы, в которой собраны старинные предметы быта (печь, прялка, самовар, чугунок, кадка, ухват, кочерга, коромысло и т.д.), куклы в национальных костюмах. В этой же части экспозиции находятся макеты деревянных крестьянских домов. Следующая часть экспозиции посвящена декоративно-прикладному искусству (гжельская керамика, дымковская и игрушки и т.д.). В музее есть и сменные композиции, где проходят тематические выставки, например «Русские богатыри», «История вещей», «Смотрясь, в семью как в зеркало». Детям доставляет радость и удовольствие заниматься в мини - музее. Здесь они усваивают правила гостеприимства: «Не красна изба углами - красна пирогами», «чем богаты - тем и рады». На занятиях знакомятся с бытом, традициями русского народа, читаем художественную литературу, разучиваем считалки и поговорки, играем в народные игры, водим хороводы, расписываем русские костюмы, поем песни, проводим праздники и т.д. Все это позволило интегрировать разные виды деятельности в нашем мини-музее. Сокровища музеев оказывают здесь неоценимое и уникальное воспитательное воздействие. Одним словом, занятия эти призваны посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.Освоение родной культуры не может обойтись без исследования собственной родословной. Тема эта чрезвычайно важна, так как побуждает ребенка - впервые в своей жизни - предпринять попытку самостоятельного исследования. Под руководством взрослых поднимаются семейные архивы, изучаются семейные реликвии - предметы, подчас долгие годы, лежавшие без внимания в полном забвении. Историческое мышление у маленького человека складывается не тогда, когда повествуется о больших и далеких событиях, которые он еще не в состоянии осознать и оценить, а когда речь идет о нем, его близких, о тех и о том, что составляет его еще очень небольшой мир. Разумеется, в работу активно включаются родители, бабушки и дедушки. И как свидетельствует опыт, в результате подобных занятий не только повышается интерес ребенка к его собственной истории, но и заметно сплачивается семья, рождается взаимопонимание между поколениями.Дети старшего дошкольного возраста посещают Хакасский краеведческий музей,  музей железнодорожного транспорта,  мемориал «Вечная слава», знакомятся сдостопримечательностями нашего города (микрорайона). Такая работа активизировала потребность воспитателей в приобретении новых знаний и умений. Она привела к положительным  результатам в целом ряде областей: интеграции детской деятельности; расширении их кругозора;овладении детьми духовно-нравственных ценностей предыдущих поколений через знакомство с историей вещей, предметов быта;активизации деятельности детей;увеличении числа форм и методов педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Прогулка в осеннем лесу"

Закрепить представления об изменениях в природе с наступлением осени.Закреплять знание о составе числа 7 из единиц.Упражнять в понимании пространственного расположения геометрических фигур на лис...

Конспект открытого интегрированного занятия непосредственно – образовательной деятельности (экология + аппликация). Тема: "Зимняя прогулка"

Программное содержание: 1. Закрепить предоставления об особенностях внешнего вида зимующих птиц: синица, воробей, голубь, снегирь. 2. Развивать интерес и любовь к родной природе. 3. Развивать умен...

Конспект интегрированного занятия по образовательной деятельности «познание» ознакомление с окружающим во второй младшей группе на тему: «Зимушка-зима»

Конспект интегрированного занятия по образовательной деятельности «познание» ознакомление с окружающим во второй младшей группе на тему: «Зимушка-зима»Задачи:·...

Интегрированное занятие Непосредственно образовательной деятельности во второй группе раннего возраста Познавательная область коммуникация Тема: «На лесной тропинке»

Интегрированное занятиеНепосредственно образовательной деятельности во второй группе раннего возрастаПознавательная область коммуникацияТема: «На лесной тропинке»...

Конспект интегрированного занятия непосредственной образовательной деятельности "Мы пекари" в подготовительной группе, по мотивам белорусской сказки «Легкий хлеб».

Конспект интегрированного занятия непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе"Мы пекари", по мотивам белорусской сказки " Лёгкий хлеб".Конспект разработалстарший воспи...

Конспект интегрированного занятия, непосредственно образовательной деятельности в образовательной области, художественно эстетическое развитие (изобразительная деятельность) «Снежное волшебство»

Конспект интегрированного занятия по изобразитеельной деятельности в ДОУ "Снежное волшебство" Можно проводить в младшей и средней группе. Техника нетрадиционного рисования будет интересна де...