Развитие чувства любви к Родине в старшей группе детского сада
статья (старшая группа) по теме

Касович Светлана Геннадьевна

У каждого человека есть своя Родина – то место, где он родился или вырос. С первых лет жизни человек знакомится с этим местом, узнает, чем оно отличается от других. Первые знания о Родине ребенок получает от родителей или воспитателя в детском саду. Учёными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. В детском саду закладываются основы гражданского патриотизма, проявляющегося в зрелом возрасте. Военный, полицейский, пожарный, рискуя своей жизнью, делают это не ради заработной платы или славы, это веление сердца, решение, продиктованное патриотическим настроем. Задача воспитателя заключается в том, что он должен привить ребенку, маленькому гражданину своей страны, любовь к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие чувства любви к Родине в старшей группе детского сада

Актуальность: У каждого человека есть своя Родина – то место, где он родился или вырос. С первых лет жизни человек знакомится с этим местом, узнает, чем оно отличается от других. Первые знания о Родине ребенок получает от родителей или воспитателя в детском саду. Учёными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. В детском саду закладываются основы гражданского патриотизма, проявляющегося в зрелом возрасте. Военный, полицейский, пожарный, рискуя своей жизнью, делают это не ради заработной платы или славы, это веление сердца, решение, продиктованное патриотическим настроем. Задача воспитателя заключается в том, что он должен привить ребенку, маленькому гражданину своей страны, любовь к Родине.

Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшей группы детского сада

Задачи: Формировать чувства привязанности к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; Формировать представление о России как о родной стране; Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России; Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно. Патриотизм - это результат длительного, целенаправленного воспитания человека, начиная с раннего детства. Прежде всего, это знакомство с государственной символикой: флагом и гербом, прослушивание гимна. Еще с детского сада маленький гражданин должен ассоциировать российский триколор и двуглавого орла с понятием «Родина». Ведь именно под этими символами наши спортсмены добиваются выдающих успехов на международных соревнованиях, а отечественные морские суда представляют наше государство в далеких странах. Флаг и герб, как правило, размещаются в отдельном углу в помещении группы.

Отметим, что главной задачей воспитателя является именно пробуждение, а не навязывание, любви к родине. Прежде всего, к патриотическому воспитанию не следует относиться формально. Ребенок должен на эмоциональном уровне ощутить любовь к Родине, гордость за принадлежность к национальной культуре и уважение к подвигам предков. Потому, без всякого сомнения, можно утверждать, что работа по патриотическому воспитанию в детском саду должна строиться во взаимодействии с родителями. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Таким образом, полноценное решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей.

К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относят отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Любовь к Родине начинается от любви к семье. Потому одним из основных видов патриотического воспитания в старшей группе является обращение к истории России, через историю семьи, когда ребенок при помощи родителей составляет свое генеалогическое древо. При этом важно ориентировать ребенка и родителей подать историю своей семьи не столько в виде перечисления имен предков и демонстрации фотографий, сколько в виде рассказа о том, как история России отражалась в судьбах родственников. Иными словами, необходимо показать какой вклад внесла семья в историю. Например: прадедушка участвовал в Великой Отечественной Войне и получил ордена и медали за какие-то сражения, дедушка или бабушка работали на заводе и производили очень важную для страны продукцию и т.д. На одном из праздников в детском саду можно организовать смотр этих совместных работ детей и родителей.

Неотъемлимой частью патриотического воспитания в старшей группе является празднование Дня защитника Отечества и Дня Победы. Мальчики, как будущие защитники Родины должны принимать самое активное участие в театрализованных сценках, посвященных этим праздникам. Игровой элемент должен сопровождаться разъяснительной работой воспитателя – кратким изложением информации о великих победах русской и советской армий. Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начало патриотических чувств. Особое внимание необходимо обращать на подбор литературных произведений, иллюстративного материала, песенного и музыкального репертуара, способных вызвать у детей чувство сопереживания, подготовить ребенка к осознанию исторических событий. По возможности в преддверии праздника следует организовать осмотр одного из памятников героям Великой Отечественной Войны, находящихся поблизости от помещения детского сада. Если такой возможности нет, необходимо ориентировать родителей на индивидуальное ознакомление ребенка с этими монументами. Полученная на экскурсиях информация, пробуждающая положительные чувства, вызывает и стремление детей к деятельности: желание нарисовать, слепить, поучаствовать в конкурсе, сделать что- то своими руками. Можно рассказать детям о своих любимых местах городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места.

Еще одним из тематических мероприятий, приуроченных к Дню защитника Отечества или Дню Победы могут быть составление (создание) открыток (рисунков) ветеранам Великой Отечественной Войны или призывникам на сборном пункте военного комиссариата. Нужно помнить, что в топонимике большинства российских городов преобладают наименования улиц, площадей, переулков в честь героев Великой Отечественной Войны, выдающихся деятелей науки, культуры и государственного управления. Потому воспитатель может предложить наиболее развитым детям одним-двумя предложениями рассказать, почему улица, где он живет с родителями носит чье-то имя, кто этот человек.

Важнейшей составляющей воспитания любви к Родине у воспитанников детского сада является знакомство с традиционной культурой. В некоторых детских садах даже создаются музеи традиционного быта. Их экспозиция, как правило, состоит из предметов домашнего обихода, уже вышедших из пользования – старые чугунные утюги, прялки, корыто и т.д. Воспитатель должен объяснить детям какую роль играли эти предметы в быту предков. Родители активно привлекаются к комплектованию этого мини-музея (комнаты, или уголка). Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Хорошим инструментом приобщения к национальной культуре у дошкольников является чтение воспитателем детям народных сказок. Фолклор в доступной форме знакомит детей с народными традициями и дает пример положительного героя – труженика, защитника Отечества. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

От того какими глазами ребенок впервые увидит окружающее, что поразило его воображение, что извлек он из общения с взрослыми о событиях современности и историческом прошлом своей Родины, зависит становление личности гражданина. Хотя многие впечатления еще не осознаны им так глубоко, но, «пропущены через детское сердце», значит, останутся в памяти надолго, а может и на всю жизнь. Непосредственное участие родителей в воспитании детей в тесном взаимодействии с детским садом — одно из важнейших условий длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка, направленного на пробуждение патриотических чувств.

Литература:

  1. Петрова И. А. С чего начинается патриотизм //Дошкольная педагогика. –2002. –№ 2. — С.5.
  2. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М. «Молодая гвардия»,1980. — 175с.
  3. Клюева Н. В., Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль. : Академия развития, 2006.
  4. Лисина М. И. Общение и речь: Развитие речи в общении со взрослыми. –М., 1995.
  5. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. – М. : Айрис-пресс, 2006.
  6. Ковалева Г. А. Воспитываем маленького гражданина… Практическое пособие для работников ДОУ. – М., 2003.
  7. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : Линка-Пресс, 2003.
  8. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольника. Под общей редакцией Р. И. Оверчук. - М. 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе детского сада тема: «Бабушкины петухи»

Знакомство детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петуха и его семейства....

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в разных видах деятельности, поэтому одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного воз...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром в соответствии с ФГОС

Старший дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё,...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей е...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром"

quot;Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста старшей группы детского сада при ознакомлении с окружающим миром"Актуальность:...

Конспект НОД "Моя малая Родина" в старшей группе детского сада

Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию "Моя малая Родина"...

Конспект НОД по развитию речи "На поиски котенка" в старшей группе детского сада

Конспект НОД по составлению описательных рассказов с использованием технологии "синквейн" в старшей группе детского сада....