Родительские собрания
консультация (младшая группа) на тему

Лукьянова Людмила Михайловна

Консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskie_sobraniyard.docx61.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей.

« О здоровье всерьёз».

Для развивающего организма насущная потребность – движения, физические упражнения; они приносят заряд бодрости и здоровья. К.Д. Ушинский: «Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью… Он резвится и двигается целый день и не устаёт ни на минуту, а крепкого сна достаточно, чтобы возобновить детские силы на будущий день.

Если деятельность ребёнка разнообразна, то работа соответствующих групп мышц и нервные центры как бы отдыхают, набираются сил. А если ребёнок находится долго в статичном положении (долго стоит, играет в одной позе и т.п.), то падает нагрузка на одни и те же мышцы и нервные центры, которые быстро утомляются. В нашей группе предусматриваются различные упражнения во время утренней гимнастики для всех видов мышц. Физические занятия -3 раза в неделю, прогулка на улице, подвижные игры, игры в группе.

В выходной день – это могут быть поездки в лес, к водоёму, в поле, особенно летом. Всё это оздоравливает, приобщает детей к ознакомлению с окружающим, воспитывает любовь к природе, к родному краю.

Это могут быть и пешие прогулки в удобной обуви, в одежде, не стесняющей движения. Это и катание на велосипеде, самокате, на санках – зимой, лыжах; игры в кегли, в бадминтон, с мячом и т.д. При этом вырабатывается ловкость, координация движений, глазомер, развивается выносливость, катание на качелях развивает вестибулярный аппарат.

  При игре с мячом вырабатывается быстрота реакций, меткость, ориентировка в пространстве. Движения приносят радость, они занимательны и полезны.

   Езда на велосипеде укрепляет мышцы ног и позвоночника, мышцы рук, развивает смелость, настойчивость и сколько положительных эмоций!

  В старшем возрасте предполагаются игры в футбол, бадминтон, теннис и др.

               Привычки личной гигиены.

Следить за чистотой рук, одежды. Ребёнок должен быть причёсан, опрятным, аккуратным,  подстрижены ногти, перед сном подмывать, мыть ноги, полоскать рот, пользоваться носовым платком, нельзя есть пищу, упавшую на пол, есть только мытые овощи и фрукты. Уже с 4, 4,5 лет перед кормлением моют руки ребёнку, надевают нагрудник или салфетку и следят за тем, чтобы лицо и руки во время еды были чистыми. А если испачкался – вытирают, чтобы сложился динамичный стереотип, положительное отношение к процессу кормления. По окончании еды, мыть руки, лицо, вытирать их насухо полотенцем, можно запить пищу небольшим количеством кипячёной воды, прополоскать рот. Дети 2-х лет уже могут это делать самостоятельно. Это и профилактика кариеса, обычно полоскать рот после приёма сладостей, лакомств.

На столе всегда должен быть порядок: постелена чистая скатерть, должны быть салфетки, красивые цветы; всё, чтобы возбуждало аппетит. Если пища упала на пол или пролита на пол, надо сразу убрать, прививать привычку к чистоте.

 Ребёнок 2-х лет уже самостоятельно может убрать чашку, поставить её на поднос, задвинуть свой стульчик. Перед едой надо избегать шумных игр, чтобы дети не были утомлены, не возбуждены. Обычно дети рассматривают книги, иллюстрации или взрослый читает книги. Идёт тщательная подготовка к приёму пищи, необходим определённый настрой. Это красиво сервированный стол. Детям необходимо говорить о том, что они будут кушать, говорить о приятном вкусе, запахе блюд, т.е. даётся соответствующая установка, способствующая выделению «запального» сока.

Лучше, если дети сидят за отдельным столом, чтобы не было соблазнов и поводов для каприза.

   Важным гигиеническим требованием считается неторопливая еда, хорошо пережёванная пища. Во время еды нельзя отвлекаться, громко разговаривать, смеяться, пища может попасть в дыхательные пути. Следует обращать внимание, чтобы дети не чавкали, не стучали ложками, ели с закрытым ртом, соблюдали чистоту и опрятность.

                 Питание в детском саду.

Правильная организация питания детей – это воспитание гигиенических и эстетических навыков приёма пищи. Это продукты легкоусваиваемые и исключают возможность возникновения ряда заболеваний. Меню на каждый день можно прочитать при входе в детский сад и на стенде около кухни. Пища мало солёная и слабо сладкая.

                 Важнейший метод оздоровления     начинается со рта.

Зубная щётка способна дать хорошую зарядку всему организму, на слизистой оболочке рта есть представительство чуть ли не всех важнейших органов: сердца, верхних дыхательных путей, почек, печени и др. Кроме всего, это совершенно необходимая процедура. На всю процедуру чистки зубов должно уходить 2-3 мин., но не 30 сек. Чистку зубов можно сочетать с пальцевым массажем дёсен. Можно пользоваться разными зубными пастами с активными веществами растений. Сначала круговыми движениями чистим наружные зубы и дёсна, затем чистим жевательную поверхность коренных зубов, нижних, затем верхних, затем круговыми движениями чистим внутреннюю поверхность зубов, затем «вымётывающими» движениями от десны к концу зуба снаружи, затем внутри. Не забываем прополоскать рот и язык.

Во время кормления не старайтесь побыстрее накормить малыша. Поддерживайте стремление детей кушать самостоятельно, подкармливайте второй ложкой. Можно давать детям сухарик, яблоко – умение пережёвывать твёрдую пищу. Нельзя, по окончанию еды выходить из-за стола с куском хлеба, яблоком, сладостями. Не следует давать детям в промежутках между кормлениями пищу. Нельзя кормить  детей во время просмотра телепередач, спектаклей и др.

Привычка к случайным приёмам пищи это очевидный вред – нарушение режима питания, снижение аппетита. Лакомство можно давать после приёма пищи, максимально использовать блюда из овощей, фруктов, ягод. Ребёнку надо съедать всю пищу, не оставлять её на тарелке. Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам. А остаток пищи не выбрасывать, а использовать для кормления птиц, животных.

                                      Дыхание.

Глубокий вдох и выдох для хорошей очистки лёгких и улучшения кровообращения, обогащение кислородом.

Важно научить ребёнка дышать носом – профилактика респираторных заболеваний и насморка.

У детей с затруднением носового дыхания возникает чувство тревоги, угнетения, расстройства сна. Научить надо детей правильно сморкаться, поочередно из одной ноздри, затем другой. Если есть проблема с аденоидами – обращаться к врачу.

 Упражнения для носового дыхания: дуем на горящую свечу ртом, затем носом. Пускание мыльных пузырей – весёлое и полезное упражнение.

Во время прогулок предложить детям медленно вдыхать воздух  ещё медленнее выдыхать носом, выдох в 1,5 раза дольше вдоха. Полезно проводить выходные дни на природе, подвижные игры на лоне природы, развивать туризм. Можно выбрать заранее интересный маршрут по живописным местам, в чистом, не запылённом воздухе, вблизи водоёмов. Благоприятное воздействие природы оздоравливает, улучшает физическое развитие, повышает работоспособность.

Развитие костно-мышечного аппарата.

Больше уделять внимание детям с искривлением ног, они больше устают. Можно им подобрать упражнения: пройти, зажав между коленями маленький шарик, комканную бумагу и т.д.

   Для профилактики плоскостопия: нельзя носить мягкую обувь (тапочки), должны быть туфли с жёсткой пяткой, каблук резиновый до 1 см. Полезны упражнения: ходьба на пяточках, на мысочках, с высоко поднятыми коленями, приседания, ходить приставным шагом.

  Полезно ходить босиком по песку, по неровной поверхности, мягкой гальке, также катание мяча стопами, подхватывание мяча пальцами ног, подгребание песка ногами, детей маленьких можно пощекотать.

  Уже на 2-м году жизни возникает нарушение осанки. Осанка зависит, прежде всего, от состояния позвоночника, его искривления (кифозы, лордозы, сколиозы). Неправильная походка – с опущенной головой, неправильное положение тела при опоре на одну ногу и при сидении за столом. У детей скелет содержит много хрящевой ткани, кости мягкие, поэтому легко поддаются искривлению. Необходимо проводить регулярные, систематические упражнения.

 При кифозах – спина круглая, грудная клетка сужена, плечи направлены вперёд. Таким детям надо спать без подушки, на жёстком матрасе, спать на спине. Нельзя долго сидеть, поднимать тяжести, носить тяжёлые предметы. Хорошо проводить дыхательную гимнастику, хорошим профилактическим средством является плавание.

 Боковое искривление позвоночника (сколиозы), т.е. когда одно плечо выше другого. Избавиться можно при помощи коррегирующей гимнастики и плаванием методом кроль.

Хорошим средством являются комплексы гимнастических упражнений с предметами (палка, мяч, обруч). Танцевальные упражнения под музыку, аэробика дают хорошие положительные эмоции.

                               Сон ребёнка.

Недосыпание для растущего организма не меньшее зло, чем, скажем, недоедание. Дефицит сна отражается, прежде всего, отражается на нервной системе, тормозит умственное и физическое развитие, делает ребёнка капризным, раздражительным, неуравновешенным. Почти в каждой ясельной группе есть дети, которые долго не засыпают. Чаще всего, это дети, у которых нарушен домашний режим. В выходные дни, в период болезни, отпуска и т.д. родители вовсе не укладывают детей спать днём. Вот и нарушается стереотип. Можно заставить себя есть, когда не хочется, но заставить спать, когда не хочется, почти невозможно. Но можно создать сонливое состояние, взрослым людям это хорошо знакомо. У которых бывает бессоница.

Некоторым помогает прогулка перед сном, стакан молока с мёдом, другим, вызвать в своём воображении одну и ту же однообразную картинку.

Чтобы ребёнок хорошо засыпал, необходимо выработать стереотип или ритуал подготовки ко сну. Некоторые родители укачивают ребёнка перед сном. Монотонность, ритмичность воздействует на вестибулярный аппарат, способствует засыпанию. Но чем старше ребёнок, тем обременительнее эта процедура, как для ребёнка, так и для родителей. Просыпаясь, дети, как бы контролируют, качают их или нет, мгновенно просыпаясь, начинают плакать. Поэтому, советую не приучать укачивать.

Перед сном проветривать помещение, комнаты, температура воздуха в спальне должна быть на 2-3 градуса меньше обычной. Перед сном обычно детей купают. Сигналом может служить складывание игрушек, умывание, переодевание в пижаму. Многие дети спят со своей любимой игрушкой. Если включена музыка тихая, мелодичная, но, ни в коем случае громкая, резкая. Надо выключить телевизор. Яркий свет, исключить громкие голоса. И, лучше всего мамина колыбельная песенка, успокаивающая, создающая уют, ощущение близости матери, защищённости.

Важно не как спит ребёнок, а сколько спит. Если ребёнок просыпается спокойным, жизнерадостным, значит его индивидуальная потребность во сне исчерпана. Если ребёнок капризничает, хнычет, проснулся раньше времени, то это может быть сон плохо организован или ребёнок не здоров. Имеет смысл понаблюдать за ребёнком во время сна: не разговаривает ли, не вскрикивает, не встаёт ли с постели, ворочается, мечется, значит что-то неладно. Нередко так начинаются острые инфекции или нервно-психические заболевания.

Во сне дети, так же как и взрослые отображают впечатления дня, услышат страшную сказку, испугаются чего-либо, то могут видеть «тематические» сны.

  Если страшные сны повторяются часто, то об этом надо рассказать врачу. Ребёнок должен иметь отдельную кровать, постель не должна быть слишком мягкой, но подушка мягкая, лучше спать в пижаме. Около кровати должен стоять стул  для одежды. Кровать ставить подальше от батареи центрального отопления. Нельзя кутать ребёнка несколькими одеялами, может перегреться. Нельзя спать с закрытым одеялом, закрывшись с головой, это затрудняет поступление свежего воздуха, ребёнок вдыхает собственные испарения. Температура воздуха в спальне 18 градусов, весной, осенью, зимой спят под ватным одеялом, летом – под простынёй.

   Поздний, обильный ужин мешает спокойному сну, ужин должен быть за 1,5 часа до сна. На ужин нельзя давать мясо, рыбу, бульоны, т.к. белок, содержащийся в них долго переваривается и мешает спать. Если ребёнок проснулся, не надо его брать на руки, лучше перевернуть на другой бок, дать немного попить. Лучшей позой является поза на спине. Спать калачиком, поджав ноги к голове не желательно, это препятствует нормальному кровообращению. Перед сном нельзя проводить шумные игры, нельзя наказывать, приговаривая: «за то, что ты сейчас сделал, немедленно ляжешь спать!». У детей богатые воображения, им будут сниться кошмарные сны, страшные картинки. После просмотра передачи «Спокойной ночи, малыши» нельзя смотреть телевизор.

    Перед сном моем лицо, руки, ноги водой комнатной температурой, чистим зубы. Если ребёнок страшится темноты и просит оставить включённым  свет, то можно включить свет в соседней комнате или в коридоре, дверь в комнату малыша оставить открытой. Утром не разрешается долго лежать в кровати, быстро надо вставать, убирать постель, делать зарядку.

                                          Глаза. 

Соблюдать чистоту рук, одежды, помещения.

Конъюктивиты – заболевания грязных рук, бывают вирусные конъюктивиты.

Лечение - слабый розовый раствор марганцовки, спитой чай, 20% раствор альбуцида, раствор фурацилина, 1 таблетка на стакан воды.

Конъюктивиты – воспалительное заболевание соединительной оболочки глаза, характеризуется склеиванием ресниц после сна, светобоязнью, покраснением глаз, припухлостью, отёчностью, отделяемое может быть прозрачным или жёлтым. В осложнённых случаях промывают раствором с антибиотиками, следить за тем, чтобы растворы были свежими. Конъюктивит может обостриться кератитом. При инфекционных заболеваниях берут посевы на флору.

Необходимо следить за тем, чтобы дети в песочнице не обсыпались песком, если попал песок в глаза – сразу же промыть глаза водой.

Если в семье родители страдают близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, косоглазием, нистагмом, то следует обратить внимание на ребёнка, понаблюдать за ним.

Создание благоприятного комфорта для глаз: хорошее освещение помещения, правильная посадка за столом, рассматривание иллюстраций, картинок в книгах на расстоянии 30-35 см от глаза, не сгибаться, а приближать к глазу, пользоваться подставками для книг.

  Существуют специализированные детские сады, где ведётся контроль, гимнастические упражнения для глаз, есть специальное оборудование.

В обычных детских садах во время занятий всегда проходит физкультминутка.

Профилактика: не перегружать детей зрительной нагрузкой, это занятия с мелкими деталями, вышивание, рисование, просмотр телепередач, умеренная физическая нагрузка, подвижные игры, езда на велосипеде, плавание, водные процедуры, игры в бадминтон.

              Гигиенические процедуры.

Важной обязанностью родителей и воспитателей являются такие общеизвестные вещи, как воспитание у детей привычки мыть руки перед едой и после посещения туалета, чистить зубы утром и вечером, убирать постель, ухаживать за своей одеждой, участвовать в уборке помещений дома и в детском саду. Это не только профилактика ряда заболеваний, но и первые  навыки трудового воспитания, закладывающиеся уже в младшем возрасте. Успех их в овладении возможен при систематическом внимании и поддержке взрослых, в единых требованиях, предъявленных в семье и в детском саду.

Большую роль играет личный пример родителей, условия создания положительных эмоций.

     Проблема алкоголизма и наркомании.

Ещё в древности Авицена считал алкоголизм родителей самым большим злом для потомков.

В Древней Греции и Карфагене запрещалось употребление вина во время свадеб. В течение веков на Руси спиртное принимали только мужчины, а на свадьбах не прикасались молодожёны к рюмке с вином. Токсическое действие алкоголя и психотропных веществ выявлено изменением генов и структуры плода. На 1-м году жизни смертность оказывается в 2,5 раза больше у пьющих родителей, в 13 раз больше рождается детей эпилептиков, в 5 раз больше страдают дети различными уродствами, страдает физическое и психическое здоровье. Установлено, что через 50-60 мин. После приёма спиртного в умеренных дозах типа «100граммм» алкоголь можно обнаружить в мужских и женских половых железах. Много детей рождаются с асфиксией (удушье). Дети могут родиться с тяжёлой умственной отсталостью, с задержкой развития речи, недержанием мочи, нарушением питания, диспепсией. Дети могут страдать нервно-психическими расстройствами, могут быть невротические отклонения, заикания, тики, расстройства сна. Дети часто бывают неуправляемы, неуравновешены, плаксивы, злобливы, жестоки, капризны.

                                         Курение.

Курение особенно опасно для женщины во время беременности, пагубно отражается на развитие плода и ребёнка. Происходит отставание физического и психического развития вплоть до юношеского возраста. Такие дети чаще болеют бронхитами, пневмониями, орви.

Отмечается возрастание случаев заболеваний раком лёгких (на 60%).

 Проблема «пассивного» курения, т.е. вдыхание воздуха с табачным дымом вызывает рак, т.к. в воздухе помещений находится больше канцерогенных веществ, чем в дыме, вдыхаемом курильщиком.

В заключении попробуем нарисовать портрет здорового ребёнка дошкольного возраста:

Жизнерадостен, активен, любознателен, доброжелательно относится к окружающим, развитие физических, двигательных функций проходит гармонично. Он вынослив, достаточно быстр, ловок, силён. Режим его жизнедеятельности осуществляется с соответствием индивидуальных биоритмов, с оптимальными соотнесениями периодов подъёма и спада активности, бодрствования и сна. Неблагоприятные погодные факторы, резкая их смена ему не страшны, т.к. он закалён, система терморегуляции хорошо натренирована к разнонаправленным температурам, поэтому он не знает, что такое простуда. Благодаря рациональному питанию этот ребёнок не имеет лишней массы тела, у него есть все возможности для нормального гармоничного роста и развития. Благоприятные психологические условия в семье и дошкольном учреждении способствуют укреплению психического здоровья ребёнка.

                  Об упрямстве и капризах.

Упрямство – это защита от влияния взрослых, своеобразный способ самоутверждения. Личность ребёнка ещё слаба, а зависимость от окружения велика. Взрослые, пытающиеся «втиснуть» поведение ребёнка в жёсткие рамки – встречают резкое сопротивление, выраженное реакцией протеста. Упрямство не всегда относится как к болезни. Однако, у некоторых детей оно затягивается и носит продолжительный срок. Иногда переходит в крайнюю степень – негативизм. Оно выражается в категорическом отрицанием всего, что предлагается со стороны взрослых.

Большого внимания требуют дети в семьях, где воспитывается единственный ребёнок, и в воспитании активно участвуют бабушки и дедушки. В таких семьях чаще растут капризные, избалованные дети, у которых формируются завышенные представления о своих возможностях и такие же потребности.

Складывается понятие «трудновоспитуемый» ребёнок, которое говорит о результатах неправильного воспитания, т.е. понятие «педагогическая запущенность (пз).

В неблагоприятных условиях жизни и при неправильном воспитании создаются определённые предпосылки для появления и закрепления отрицательных качеств, такие как, жестокость, жадность, лживость, которые лежат в основе антиобщественного и даже криминального поведения личности в более старшем и зрелом возрасте.

Недооценку же родителями самых первых проявлений у детей 1,5 и 2-лет самостоятельности (самому снять или надеть штанишки, ботинки, принести бабушке очки, комнатные туфли папе, маме и т.д.)  исследователи связывают с появлением привычки добиваться результатов только с помощью взрослых. Упрямство, пассивность, лень – народная педагогика считает матерью всех пороков. Если своевременно не принять меры по нормализации воспитательной ситуации, то к 6-7 годам у детей могут сформироваться отдельные отрицательные черты характера. Говорят о запущенности взрослыми, в первую очередь родителями, они не сумели или не захотели дать всё то, что необходимо для нормального развития, в итоге малышу трудно общаться с педагогом и товарищами. Ребёнок часто просто не знает, что тот или иной его поступок плох,  а его во всех случаях одёргивают, стыдят, наказывают.

В детском саду создаются наиболее благоприятные предпосылки для исправления (коррекции) поведения и личностных качеств ребёнка. Нельзя недооценивать роль раннего периода детства. Родители считают, что характер и поступки детей не таят в себе серьёзной опасности для окружающих и в своём распоряжении пользуются средствами воздействия – окрик, отстранение от игры, угроза наказания и т.д. Не учитывается главное:  если вовремя не остановить ребёнка, совершивший первый, пусть даже самый незначительный проступок, если не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий и не научить его поступать правильно, то у малыша может сформироваться искажённое понимание нравственных ценностей.

   Об упрямстве и капризах можно судить о появлении задержки психического развития (ЗПР). Такие дети страдают патологической возбудимостью, несобранностью, плохо спят, жалуются на головную боль, рвоту, не могут справиться с простыми умственными задачами, нарушают нормы поведения в детском саду и школе. Такие дети избегают общения с товарищами, не доводят начатое дело до конца, бывают капризны, особенно в присутствии матери. У них не сформированы познавательные потребности, они не любят книги, занятия, не проявляют интерес к окружающему. В старшем возрасте ребёнок избегает непосильных задач, не может преодолеть лень, пользуется авторитетом «неумеха» у сверстников. Поэтому ребёнок озлобляется.

   Другой распространённой формой педагогической запущенности является избалованность. Такие дети растут, как правило, в благополучных, материально обеспеченных семьях, где на единственного ребёнка активно влияют родители, бабушки, дедушки, др. родственники. Он привыкает к роли «кумира» семьи, все пожелания его удовлетворяются. Они хорошо развиты, воспитаны, знают правила поведения. Но в общении со сверстниками бывают грубы, претендуют на главные роли в играх, утренниках. Необходимость уступить своё лидерство вызывает обиду, взрыв, демонстрационный выход из игры. Избалованные дети не приучены к труду, не доводят до конца неинтересное им дело. Избалованность может развиться и в результате болезненности ребёнка, стать следствием щадящего воспитания, которое продолжается и после его выздоровления. Родители, как правило, страдают перед болезнью ребёнка, которую пережили. В таких ситуациях дети бывают менее самоуверенны, но более избалованы, капризны и изнежены. Ситуация усугубляется ещё тем, что родители часто проявляют недоверие к воспитателю, считают, что его ребёнка несправедливо недооценили, несправедливы к нему. Это ещё больше осложняет коррекцию поведения малыша.

   Профилактика появившихся признаков педагогической запущенности должна начинаться с первых дней жизни малыша.

Оптимальное условие для решения поставленных задач – это подлинное единство родителей и педагогов, единые подходы к воспитанию.

Избалованность, аффективное поведение, недружелюбное отношение к товарищам в группе и воспитателю, отставание в развитии – всё это сигнализирует о том, что семья нуждается в особых методах коррекции.

Л.Н. Толстой: «Каждая семья – несчастлива по-своему». В первую очередь это неблагополучные семьи  - источник отрицательного влияния на детей. Семьи пьяниц, тунеядцев и других антиобщественных элементов. Дети в этих семьях не могут контактировать с другими детьми и взрослыми, они особо не ухожены, запущены. Соседи и окружающие с недоверием относятся к этим детям. Повлиять на такую семью бывает не так просто. Требуется порой привлечение общественных и юридических организаций.

    Также существуют педагогически ослабленные семьи, родители не в состоянии активно участвовать в воспитании ребёнка, это инвалиды или люди, в силу специфики своей профессии подолгу не бывающие дома (проводники вагонов, несущие вахтовую смену и т.д.). Также неполные семьи, в которых нет одного из родителей.

Большое внимание требуют семьи, где воспитывается единственный ребёнок, это часто избалованные дети. У них формируется завышенная самооценка и такие же потребности. Учитывается также «мужская проблема» - чаще трудно воспитанными считаются мальчики, это дефицит мужского отцовского влияния, пьянство, алкоголизм отцов.

В настоящее время это проблема наркотиков и процентное отношение девочек к среде неблагополучных, к сожалению, поднимается.

В работе с этой категорией детей воспитателю следует запастись особым терпением и быть готовым к тому, что ребёнок не воспринимает самые убедительные слова и доводы.

  Иногда ребёнок может с большим вниманием выслушать, согласиться, но сделает всё равно  неправильно. Принципиально важно объяснить: «Так нельзя, наши дети так себя не ведут!», - твёрдо надо говорить воспитателю. Ребёнок нуждается в доброжелательном отношении, в поощрении, одобрении воспитателя и родителей.

Но с избалованными детьми похвала, одобрение, поощрение следует чётко дозировать, иначе ребёнок это может понять как превосходство над товарищами. Правила поведения дадут эффект лишь тогда, когда они действительны и обязательны для всего учреждения, для всех детей и взрослых. А вопросы наказания следуют решать в каждом конкретном случае. Иногда бывает достаточно одного сердитого взгляда, пожимания плечами, укора, типа: «Не ожидала от тебя такого!». Применения наказания в детском саду требует от педагога высокого профессионального мастерства, взвешенного, обдуманного подхода к каждому случаю.

«Наказания допустимы лишь в случаях, если другие методы оказались безрезультатными, при затормаживании абсолютно нетерпимых социальных действий: ударить человека, украсть, сжечь кошку и т.д., т.е. поступков, за которые взрослый привлекался бы к уголовной ответственности»    С.Г. Файнберг.

Упрямство и капризы подразумевают  обыкновенную педагогическую запущенность и резко выраженные особенности характера, которые сопровождают нервно-психические заболевания.

Неврозы – это большая группа заболеваний, объединяемые довольно-таки сложно и условно.

Это различные формы расстройств (невростения, истерика, психостения, невроз навязчивых состояний, невроз страха, вегетативный невроз)

Клиническая картина неврозов многообразна. Это и повышенная возбудимость, эмоциональная несдержанность (вспышка гнева, раздражение), или наоборот, вялость, апатия, мнительность, бессоница, слезливость, утомляемость. Это неприятные ощущения в области сердца, лёгких, желудка, кишечника, подавленное настроение, навязчивые мысли.

Главные причины – это перенапряжение нервной системы, переутомление, после тяжело протекающей инфекции и др. заболеваний внутренних органов.

Большую роль играет семья: тяжёлая болезнь близких, непонимание и грубость со стороны окружающих, неблагополучные семьи.

С самого раннего возраста необходимо вырабатывать умение подавлять отрицательные эмоции, воспитывать самоконтроль, терпимость к людям, развитие таких качеств, как чуткость, такт, внимание, доброта, благожелательность.

Созревание организма происходит неравномерно, бывают кризисные периоды жизни, 3-5 лет; 7-9лет; 12-15 лет.

Работа головного мозга – это сложное соотношение двух нервных процессов – возбуждения и торможения. Способность к торможению не дана с рождения, возникает у ребёнка позже, совершенствуется в течение всей жизни при взаимодействии с окружающей средой, овладение тормозными процессами происходит довольно медленно. В дошкольном возрасте возбуждение существенно превалирует над торможением.

С приходом в детский сад жизнь ребёнка преображается внешне и внутренне. Появляются какие-то обязанности и задания, повышается уровень требований, расширяется круг друзей, усложняются взаимоотношения с коллективом детей.

    Дети неодинаково подходят к этому этапу. Одни быстро и легко осваиваются в новой обстановке, таких детей большинство, другие воспринимают изменения резко, обострённо.

   У малышей, у которых нервно-психическая сфера хрупка и ранима, и предъявляются требования, которые являются сверхсильным раздражителем, у таких детей может возникнуть «срыв». Это  может быть невростения – резкая возбудимость и быстрая нервная истощаемость, её называют «раздражительная слабость».

 Истерические реакции – повышенная возбудимость, частые смены настроения, чрезмерные фантазирования, резкая симпатия или антипатия, несдержанность, бурное проявление эмоций, взрывчатость, крайняя требовательность, им быстро всё надоедает. Если взрослый отказывается что либо выполнить, то ребёнок упорно настаивает на своём, кричит, падает на пол, бьёт ногами.

Нервная анорекция – это утрата аппетита.

Невроз навязчивых состояний – навязчивые идеи, представления, воспоминания, страхи, навязчивые действия, поступки. Это неотступные мысли грозящей опасности, боязнь раздражения, подпрыгивания, постукивание ногой или рукой, бесконечное мытьё рук, повторение звуков и т.д.

Реактивное состояние – трудная адаптация к условиям детского сада, болезненная реакция на шум, слезливость, обидчивость, стремление к тишине, одиночеству, к покою, склонность ко лжи, побег из детского сада.

Бессоница – усиливает истощение нервной системы, дети вялы, чувство «разбитости», днём хочется спать, головные боли, резь в глазах, рассеянность, утомляемость, возникают вспышки раздражительности и гнева. Могут появиться нервные тики (периодически повторяющиеся движения – рукой, моргание, поддёргивание головой, плечами, кажется тугой воротник, мала шапка, мешают волосы и т.д.).

Какие меры принять?

Прежде всего, консультация невролога. Важность  укрепляющих мер – соблюдение режима, достаточные прогулки, принимать пищу в определённое время, рационально распределять работу и отдых, пища разнообразная и витаминизированная. Ежедневная утренняя гимнастика, водные процедуры по состоянию здоровья ребёнка.

Чрезмерная роль в воспитании детей, семья – где царит ровное, спокойное настроение, где установлены дружеские, близкие отношения – дети развиваются и физически, и психически лучше.

Отношение к детям всегда ровное и твёрдое, если запрещается что-либо, объяснить – почему? Не допускать оскорбления, окриков, строгость заключается не в наказаниях, а стойкости требований, твёрдом, спокойном тоне разговора, терпении,  отсутствии торопливости.

                                 Игра – не забава.

Все родители заботятся о своём ребёнке, чтобы он был сыт, одет, обут. Но, самое главное, чтобы родители были ему друзьями. Душевная связь с малышом, постоянный контакт с ним – непременное условие дружеских отношений. Родительская мудрость состоит в том, чтобы увидеть в своём ребёнке будущего взрослого, знать, что и у маленького человека есть свои интересы, любимые занятия, игры и с этим надо считаться.

 Каждый день мы спрашиваем ребёнка, что он ел в саду, как вёл себя. А вот, что нового узнал, чем помог друзьям, воспитателю, с кем играл и как играл – об этом иногда забывают родители.

 В силу своей занятости мы действительно мало времени уделяем своему ребёнку.

Вовлеките сына или дочь в интересную игру, дайте посильное задание. Советуясь с ним, мы уважаем его личность. Очень важно организовать малышу его собственную деятельность, быть с ним не просто рядом, но и вместе.

   В дошкольные годы ребёнок много играет. Через игру он открывает для себя окружающий мир взрослых и открывает миру самого себя. В игре формируются и развиваются многие свойства личности, которые во многом определяют его настроение и будущее развитие. Влияют на его поведение. От того, какой будет игра ребёнка в детстве, во многом зависит, каким человеком он вырастет. Об исключительном значении игры дошкольника говорила Н.К.Крупская: « Игра для них – учёба, для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания!» Её оценка детской игры актуальна и сегодня. Некоторые родители понимают роль игры в жизни ребёнка несерьёзным занятием, вот учёба – это да!

 И всё – таки игра – это серьёзно!

Если  мы повернёмся лицом к этой деятельности наших детей, то увидим много интересного и увидим самих себя. Да, наша жизнь для малыша – образец для подражания. Наши поступки, наши дела, наши отношения с окружающими ребёнок отражает в своей игре. Он похож и на маму и на папу. Дошкольник играет везде: в детском саду, дома, во дворе.

В детском саду игру может организовать воспитатель,  кроме того, у него есть партнёры по игре, его сверстники. Дома ребёнок может играть один, если у него  хорошо развито воображение игра будет интересной, наполненной творчеством и фантазией.

Иногда ребёнку бывает скучно играть одному, тогда должны прийти на помощь мама или папа. Будьте партнёром по игре, возвратитесь в мир детства, будьте врачом, шофёром, архитектором, поваром и увидите, сколько радости будет в глазах вашего малыша.

 Иногда малышу необходимо не столько ваше участие, сколько поддержка игрового процесса.

В основном дети отражают быт семьи, окружающую их действительность. Хорошим помощником может стать детская книга. Родители читают детям сказки, рассказы. Однако не всегда прочитанное оставляет в душе ребёнка след, несмотря на то, что дети очень восприимчивы и эмоциональны.

Причиной может быть то, что произведение не соответствует их возрасту, неинтересно прочитаны. После чтения обязательно поговорите с ребёнком, спросите, кто из героев больше понравился, просмотрите иллюстрации, они стимулируют желание самому пережить то, о чём узнал он из книги. Все дети любят спектакли. Им нравиться не только смотреть, но и самим участвовать. Родители могут сделать атрибуты к играм и разыграть сказку по ролям. Удовольствие получат не только ребёнок, но и взрослые.

К играм следует относиться с большим вниманием, тактом и терпением. Постарайтесь не быть равнодушными к плодам детской фантазии в игре, беречь и обогащать эту деятельность.

Игры и игровые занятия должны быть самыми разнообразными. Они обеспечивают своевременное развитие у детей сенсорных и моторных навыков, речи, знакомство с окружающим. Дети находятся в непрерывном общении, легко вступают в совместные игры по знакомым сюжетам – сюжетно-ролевые игры.

Многочисленные исследования доказали, что именно эти игры способствуют формированию навыков игрового общения, становлению детской личности, развитию воображения, внимания, памяти, мышления, речи и др. психических функций, одновременно развивается и формируется сама игра.

    В сюжетно-ролевой игре отражаются знания детей о мире взрослых, недоступные ему в реальных условиях. Ребёнок может брать на себя роль не только мамы или папы, но и шофёра, моряка, продавца, а также может быть неодушевлённым предметом – машиной, самолётом, издавать сигналы и т.д.

Некоторые дети любят играть одни, это маленькие дети, когда игра находится в стадии становления, отношение со сверстниками пока ещё недоступно. Они играют рядом с кем-то, но не вместе. У таких детей ещё нет навыков общения, многие ещё не умеют говорить, но это придёт позже. А пока они отрабатывают в индивидуальной игре определённые игровые действия, имитируют действия взрослых и действия, связанные с каким-то знакомым сюжетом.

   В раннем возрасте – это игра с предметами. В позднем дошкольном возрасте – игра в «отношения».

С годами ребёнок усваивает ряд социальных отношений с окружающим миром и обыгрывает их в своей игре.  Часто застенчивые, робкие дети играют одни, у них ещё не совсем развит опыт социальных отношений. А также это часто болеющие дети и дети, гиперопекаемые родителями, дедушками, бабушками, у которых нет опыта в коллективе. Разнообразие игровых сюжетов зависит от того, что ребёнок видел, слышал, отображаются знания мира взрослых.

        

Игры мальчиков и девочек существенно отличаются.

Девочки более склонны к семейно-бытовым и сказочным персоналам. Они охотно отображают некоторые семейные цепочки по многу раз, гораздо подробнее, чем мальчики отображают в игре конкретные бытовые примеры. Речь их носит связный, повествовательный характер, рано появляются ролевые высказывания. Обычно они выбирают знакомую им тематику и отказываются играть во что-то новое.

Мальчикам менее значимо, во что они играют, даже неизвестное понятие или любое запомнившееся слово они отображают в игре. Игра мальчиков фрагментарна. Игровая речь также отличается: у мальчиков констатирующее высказывание по ходу игры хотя и присутствует, но не всё время, они более отрывочны, чем у девочек. Зато необычайно широко представлены звукоподражания (тарахтение мотора, скрежет тормозов, гудки – в транспортных играх;  разнообразное рычание, завывание ветра и т.д.).

Звукоподражания используются мальчиками для замены некоторых игровых действий. Родители чаще предпочитают видеть мальчика  играющим в шофёра, мастера. Наталкивают его на такие игры, которые кажутся наиболее походящими для будущего мужчины. Покупают руль, машины, ружьё, инструменты  и т.п. Мальчик сразу начинает играть в мальчишеские игры, минуя этап развития игры – отображение непосредственного опыта.

Поэтому последовательного, логического отношения в игре ещё нет – отношения между людьми, сложные взаимосвязанные действия возникают в среднем на 1 год позже, чем у девочек.

Среди мальчиков и девочек встречаются дети, которые вообще мало и плохо играют одни. «Ничем не может себя занять!» - часто жалуются на таких детей. Это чаще гиперактивные, подвижные дети, которым трудно остановиться на одном виде деятельности. Конструирование, рисование, лепка для них представляются затруднительным занятием.

А вот подвижные игры, спортивные упражнения не вызывают трудностей, т.к. спокойные сюжетно-ролевые игры требуют значительного напряжения, у них малый жизненный опыт, недостаточное умение отображать в игровой форме свои знания об окружающем мире. Такой ребёнок требует постоянного внимания. Обязательная постепенная индивидуальная терпеливая  работа поможет способствовать развитию у них внимательности, усидчивости, настойчивости, т.е. тех качеств, необходимых при переходе к планомерному школьному обучению.

                 Зачем детям нужна мама?

  1. «Мамы всякие нужны, мама всякие важны» - говорится в известных стихах С.Михалкова. И в самом деле, самое святое, что есть на земле у каждого человека – это мама. А, если мы слышим со вздохом – «сирота», то, что может печальнее в жизни этого человека. Значит его не до любили, не до ласкали, не привили чувство доброты и др. положительные качества. Поэтому «мама» - это начало всему – всей жизни ребёнка. Мама и накормит, и колыбельную песенку споёт, мама поговорит, мама научит. Детство и материнство, инстинкт самосохранения священный долг перед детьми по их содержанию и воспитанию, а эгоизм и безразличие к судьбе ребёнка – всё связано воедино в природе человека. Не потому ли так трудно решаются практические вопросы семейного воспитания, и, нередко мы забываем известные высказывания Канта: «Воспитание – величайшая проблема и труднейшая задача для человека».

Как не вспомнить выдающегося основоположника педагогических наук Я.А.Коменского, великого сына чешского народа (1592-1670г.). Он страстно и глубоко мечтал  о совершенстве человечества. В его творчестве насчитывается 250 сочинений и работ. Социальные и педагогические идеи его пережили на 4 столетия и будут жить ещё века, ибо они бессмертны, как бессмертно то дело, которому он посвятил свою жизнь.

Самое философское и педагогическое сочинение «Материнская школа» определило его историческое значение. Она была написана в 1632-1636г. и впервые называлась «Информаторий материнской школы», т.е. правдивое и ясное сообщение, «как благочестивые родители сами и с помощью нянь, бабок и иных своих помощников должны разумно и честно во славу Божию, себе в утеху и своим детям ко спасению управлять и вести дрожайшее свое сокровище, дитяток своих милых, в первоначальном их возрасте». И только в 1832г. в переводе М.Н.Воскресенской работа Коменского стала называться «Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет». Это небольшое по объёму, но глубокое по содержанию сочинение можно назвать классическим по актуальности и значимости поставленных в нём проблем, по простоте их убедительности предлагаемых путей и средств их осуществления, наконец,  по гуманистической направленности взглядов – на семью, женщину, детей и их воспитание. «Охрана человеческого рода должна найти место, прежде всего, в колыбели». Проще и мудрее не скажешь! И какие бы системы общественного воспитания ни изобретали самые изворотливые умы – более надёжна и эффективна – семья, естественная среда обитания детей, их физического и духовного развития. Дети – ни с чем не сравнимое сокровище, и относиться к ним нужно с величайшей заботливостью. К чему следует стремиться при воспитании? Юношество неизбежно нуждается в воспитании и правильном обучении, в каких занятиях дети должны упражняться с самого рождения, каким образом должно развивать у детей здоровье и силу, каким образом нужно  упражнять детей в понимании вещей, каким образом нужно приучать детей к деятельной жизни и постоянным занятиям, каким образом упражнять детей в развитии речи, в добродетели и нравственности, как готовить к школе и др. Как видим, круг вопросов охватывает все стороны первоначального физического и духовного развития, воспитания и обучения детей в семье.

Дело в том, что детей надо воспитывать, но прежде всего, в семье, не дожидаясь, когда он пойдёт в школу. Воспитание по Коменскому: «Лишь только мать заметит, что Бог, творец всего, начал в её утробе творить ребёнка. Заботу о ребёнке следует проявлять за год до рождения». Автор даёт советы, чтобы будущая мать, заботясь о себе, не повредила бы своему ребёнку: «Они (женщины) должны соблюдать воздержание и умеренность, чтобы объедением и опьянением или не своевременным постом, очищениями, кровопусканиями и простудами и пр. не изнурять себя и не подрывать своих сил или, чтобы не губить и не ослаблять своего ребёнка». И другие предостережения: «Не спотыкаться, не ударяться, воздерживаться от волнений, не предаваться страху, волнению, не сердиться, не терзаться».

Во времена Коменского бытовало мнение: в следствие внезапного страха и чрезмерной раздражительности зародыш может родиться мёртвым или слабым здоровьем. Совет будущей матери – быть бодрой, весёлой, деятельной. Коменский осуждал существовавшую практику вскармливания ребёнка кормилицами, называя это « жестоким отчуждением» детей от матери. Доказывал, что «питание молоком кормилицы противно Богу и природе, вредно для ребёнка, гибельно для самой матери, а посему достойно сильнейшего порицания».

Коменский обращал внимание на режим дня, на характер пищи, напитков, на сон, бодрствование, на забавы и игры. Заботиться не только о здоровье тела, но и души. Няни, воспитатели, родители должны бережно относиться к духовному миру ребёнка, к его чувствам и нравам. Взрослые просто не задумываются над тем, какие «шрамы» в душе ребёнка оставляют на долгие годы слова и поступки взрослых, их грубость и жестокость, их «непотребное поведение». Чтобы родившийся ребёнок учился действовать по-человечески, с ним следует обращаться по-человечески. Отсюда, важность создания в семье благоприятной психологической атмосферы, залог физического и духовного здоровья, формирование его личности.

Главная идея «Материнской школы» - сделать первоначальное воспитание в семье радостным для ребёнка, счастливым для его будущего, приятным и обнадёживающим для родителей. Подобно тому как весна – пора радости и надежды в природе, так и детство, должно быть, порой радости и счастья в жизни человека. Семья представлялась «раем, в котором насаженные и орошаемые деревца жизни растут и цветут».

«Ребёнок – более дорогое сокровище, чем золото, но он более хрупок, чем стекло, легко может подвергнуться сотрясению и быть искалеченным, а происходящий отсюда вред непоправимым».

   Заслуга Коменского  в том, что он провозгласил «человека ребёнка не как греховное существо, а как самое прекрасное создание Божие на земле, если он получил истинное образование и воспитание». Коменский нарушил религиозно-догматические традиции в воспитании детей, такие как, жёсткое дисциплинирование тела и духа, умервление плоти, подавление самостоятельности, применение телесных наказаний. Ошибочно полагать, что он полностью отказался от религиозных представлений о человеке, но явился выдающимся реформатором педагогических вопросов.

Он установил периоды дошкольного детства: от рождения до 1 года; от 1 года до 2 лет; от3 до 4 лет; от 5 до 6 лет. Такая периодизация очень близка к современной. По его высказываниям, формирование личности легче всего происходит в раннем возрасте. Перед «Материнской школой» ставил вопросы развития природных дарований.

1. Воспитывать потребность в знаниях.

2. Учить действовать (быть трудолюбивым, владеть собой, поступать добродетельно).

Он даёт конкретные советы по умственному, физическому и нравственному воспитанию.

Учёный поставил интересную проблему: проблема единства сенсорного и умственного развития и воспитания. Следует знакомить детей с явлениями природы (вода, воздух, земля, огонь, солнце, луна, звёзды, времена года, смена дня и ночи), с математическими  элементами (длинный, короткий, широкий, узкий и т.д.), с началом географии (начиная от дома до другой улицы, сада, реки и т.д.). Родители должны развивать у детей слух и зрение с тем, чтобы могли различать голоса птиц и животных. Слушать музыку, различать цвет и форму. Всё это будет способствовать подготовке детей к школе.

Одну из основных функций «материнской школы» Коменский усматривал в нравственном воспитании, имеющем религиозную основу.

Он вычленяет  4 «кардинальные добродетели»: мудрость, умеренность, мужество, справедливость.  И, если убрать одну из них, то образуется страшная нравственная прореха в моральном облике человека. Отвратительный порок – себялюбие (при котором каждый желает, чтобы думали только о нём одном, оставаясь равнодушным к тому, что происходит с другими), это есть свидетельство испорченной  природы человека. «Поэтому нужно стараться внушать юношеству назначение нашей жизни, а именно, мы рождаемся не только для самих себя, но и для Бога и для ближнего, т.е. для всего человеческого рода».

  С юных лет родители должны приучать детей к умеренности, к чистоте, опрятности, к почтительности, послушанию, к справедливости. Ребёнок должен любить своих близких, помогать им, быть трудолюбивым, терпеливым, сдержанным, вежливым, скромным. Коменский считал, что «сидеть, и стоять, и ходить должен быть постепенно приучаем, даже есть и пить он не умеет без приучения».

Особое внимание он обращал на трудолюбие, эта основная добродетель органически связанная с мужеством. «Труду надо учиться посредством труда». Дети не должны выносить безделья, приучать с самого раннего возраста к постоянным трудам и занятиям. Отдельные главы рассмотрены как упражнения в развитии ума и речи; без сенсорного развития и воспитания не может быть успешное развитие речи и ума – «золотое правило дидактики».

  Он впервые обратил внимание на роль поэзии, сказок, пословиц и поговорок, фигуральных выражений, ритмических прибауток в развитии речи. Чтобы дети понимали смысл речи взрослого, они должны видеть лицо говорящего и его жесты, понимать его вопросы и правильно отвечать на них.

Улыбка матери и протянутые к ребёнку руки, кивок, покачивание головой, печальное лицо и угроза пальцем – это выражает настроение говорящего, которое воспринимается  ребёнком и способствует пониманию смысла сказанного. Сочинения Коменского «Материнская школа» оказало заметное влияние на последующее развитие идей семейного воспитания на Западе и в России.

Такие учёные как Пестолацци, Фребель, К.Д.Ушинский, Е.Н. Водовозова рассматривали первоначальное семейное воспитание как необходимую ступень в системе формирования личности.

Большую роль семейного воспитания  исследовал П.Ф. Лесгафт (1837-1909г.). Он пытался установить «объективные закономерности развития и воспитания детей. Именно воспитания, а не питания (вскармливания). Воспитание систематическое, целенаправленное, разумное, требующее психолого-педагогических познаний, умений, терпения и самообладания. Родители не должны проявлять родительский произвол, уважать личность ребёнка в единстве с требовательностью, не подлаживаться под детский характер.

Деятельность ребёнка должна быть разнообразной, т.к. всякое однообразие быстро утомляет, угнетает ребёнка, убивает в нём самостоятельность. Чем моложе ребёнок, тем чаще он должен переходить от одной деятельности к другой. Если вдуматься в детскую фразу «я сам», писал Лесгафт, то станет ясно, что ребёнок, осознав себя стремиться утвердиться в окружающем мире. Проба сил и возможностей, практическое познание мира – это и есть один из путей развития его активности и самостоятельности. Лесгафт: «При первоначальном воспитании всего нагляднее можно видеть всё значение серьёзно образованной матери». В самом деле, что может быть выше и ценнее умной матери. Чем выше образование женщины, тем серьёзнее может быть направлено семейное воспитание ребёнка. Единственной руководительницей является, прежде, всего, мать.

Каждая семья мечтает, чтобы малыш рос здоровым и счастливым, жизнерадостным, общительным. Только в семье он учится мыслить, чувствовать, жить среди людей. Дефицит эмоционально-положительных воздействий оказывает ущербное влияние на базисное развитие малыша, лишённого тепла родительской любви, растёт замкнутым, настороженным, неуверенным, со скупой улыбкой,  испуганным взглядом. Поэтому, проявление нежных чувств, мгновенных реакций взрослых на малейшие нюансы поведения будят у ребёнка первые ответные чувства – признаки доверия, привязанности. Потребность в тесном физическом и психическом контакте двухсторонняя. Ребёнок тянется к матери: она для него путеводная звезда. Конечно, велика роль и сила  примера, детям довольно трудно самостоятельно обучиться всем тонкостям человеческих отношений. Их нужно учить «азбуке чувств», учить каждодневно, ежечасно, что не так просто. Это освоение навыков самообслуживания, правильно пользоваться ложкой, удерживать чашку двумя руками, при одевании помогать взрослому. Если ребёнок уже умеет делать что-то самостоятельно: натянуть колготки, ботинки, мыть руки и т.д., то он должен это делать сам. Включение детей в активные самостоятельные действия снимают вопрос о капризах, непослушании. Ребёнок постоянно должен быть занят. Он занят серьёзным делом и ему не до шалостей.

В более позднем возрасте – самостоятельность одна из главных нравственных приобретений ребёнка. Но она не означает устранения взрослого от воспитательного процесса, - напротив, ею надо умно и тактично руководить, направлять в нужное русло. В старшем возрасте интерес к самостоятельности угасает и взрослым надо прикладывать много усилий, чтобы заставить ребёнка  самостоятельно поесть, одеться. А пока  активные самостоятельные действия нужно поощрять только положительными эмоциями. С одной стороны это радость переживаний от самого процесса действий, от результативности, с другой – поощрение, восхищение взрослых членов семьи. Всё это приводит к более тесным контактам, способствует формированию общительности, приветливости малыша. Уроки добра не проходят бесследно. Ребёнок учиться жить в коллективе, среди людей. Без постоянной помощи, поддержки и доверии взрослых, малышу самому не справиться с этой сложной задачей. Взрослый и мама всегда рядом, всегда готовы правильно оценить настоящее и показать перспективы будущего, превращая мелочи будней в целостные уроки жизни, они помогут растущему человеку достойно жить среди людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...