Приобщение детей к народной культуре
статья (младшая группа) на тему

Коровкина Маргарита Ивановна

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, игры, забавы, пословицы, поговорки, сказки.

Русские народные сказки, песни, прибаутки, потешки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Всё, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritochka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        «Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

                                                   является народное искусство...»

М.И. Калинин

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Обряды, традиции, обычаи долгое время были в забвении.

Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, игры, забавы, пословицы, поговорки, сказки.  

Русские народные сказки, песни, прибаутки, потешки — это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка.  Всё, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь  называем народным творчеством.

И как важно с разных лет научить детей постигать культуру своего народа,   показать им дорогу в этот сказочный и  добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Только в этом случае народное искусство, этот

незамутнёный источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Слушая произведения устного народного творчества, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся  понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Слушая сказку, получают представления о добре и зле.

Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов.

Поэтому не случайным моментом в моей воспитательной работе стало знакомство детей с устным народным творчеством, доступным для детей раннего возраста: колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки. Через устное народное творчество у ребёнка формируется потребность в художественном слове. А, поскольку, всё это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой работы я выбрала: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.»

В процессе работы над темой рашаю задачи:

Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

Вызвать эмоциональный отклик на произведения русского народного творчества.

Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умение находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

Воспитание у дошкольников патриотизмачерез возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.

Обогащение словаря, выразительности, интонации и фонематического слуха.

Определив направления в работе, приступила к их реализации. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от моего умения пробудить интерес к творчеству. Поэтому я глубже изучила различные виды народного творчества, прочитала специальную литературу по фольклору, культуре, быте и т.д.

В процессе работы с детьми стремилась к созданию такой среды, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, естественно, непринуждённо, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлении творческой инициативы.

В группе создана разнообразная развивающая среда, соответственно возрасту, офомила композицию «Сказочное царство», мини-музей «Забавная игрушка». Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Имеются CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, русских народных песен.

Отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр — драматизаций и инсценировок сказок, настольный и пальчиковый театр на фланелеграфе по сюжетам русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Бычок -соломенный бочок», «Маша и медведи», дидактические и настольно-печатные игры (лото, различные виды мозаики «Подбери карточку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Найди половинку» .    

В развивающей среде появилась лесная полянка, забор, подсолнух, кукла  в русских костюмах.

В игре — драматизации не упускаю из виду такое направление деятельности, как сюжетно-ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок. Использую разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками из плоскостного театра.

Суть моей методики: целенаправленная передача опыта речевого поведения, определённым образом систематизированного, где большое значение имеет совместный диалог воспитателя с детьми, включённый в совместную деятельность.

Для реализации  задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку,

пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми.  Сказка помогает реализовать саои мечты и желания. Через оценки взаимоотношений героев сказки подвожу к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребёнка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «Сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребёнка, его ум,  чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап — инсценирование».

Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, он испытывает те или иные переживания. Нет, вероятно, ребёнка, который без

замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидит то плохое, с чем борются герои.

Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребёнок с самого начала сказки встаёт на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Всё это возбуждает творческую активность ребёнка-дошкольника.

Сказка, по мнению А.В. Запорожца, «выполняет важнейшую роль в развитии воображения — способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения — ни любая творческая деятельность взрослого».

В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания, просьбы.

В работе использую наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий), словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть), игровой метод (игры -драматизации, дидактические игры, настольно-печатные игры).

Решая задачу по развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умение находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях,  рассказываю сказки, побуждая детей к выразительности диалогов. Особую ценность в этом представляют импровизационные диалоги персонажей  и монолог сказочника в играх-драматизациях. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шёл медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Я разыгрываю с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение

сопровождено меткой характеристикой : петушок красивый, лисичка игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, люёпает по болоту. Игра в сказку помогает ребёнку почувствовать себя её героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия своих творческих способностей предлагаю детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад « Весёлое путешествие Колобка», «Репка, репонька, вот крепенька» , «У козы рогатой чудные козлята». Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом. Использую в работе с детьми практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. С другой стороны, мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей раннего возраста доступными являются «малые фольклорные формы»: колыбельные песни, потешки, пестушки, которые развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение.    

С первых дней своей жизни ребёнок знакомится с прекрасным миром народной культуры. Мама заведёт весёлую игру «Ладушки» и споёт ласковую колыбельную песню, а бабушка одарит яркой осыпью прибауток и потешек. Прекрасное русское слово «пестовать» передаёт всю теплоту любящих родительских сердец. Мать, мелкими движениями прикасаясь к малышу,

приговаривает : «потягунушки-подрастунушки, в ручки-хватунушки, а ножки-ходунушки, в роток-говорок, а в головку-разумок». Тихо, ласково напевает мать, укладывая ребёнка спать: «Баю-бай, спать пора, гости едут со двора, со двора едут домой на лошадке вороной».

«В потешках, песенках,-справедливо замечает Л.Н.Павлова, - отражена сущность раннего детства:  видеть мир таким, каким он предстаёт перед взором малютки — без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения  - это удивительное ожидание радости, ожидание добра, и только добра» .[1]

Ненавязчиво, без грубого дидактизма, народные песенки. Потешки, пестушки учат ребёнка тому, что от него ожидают: “ На кота потягушки, на дитя подрастушки. Вот такая расти, ко мне в гости ходи, вот такая расти, да не пакости. “ “Расти коса до пояса, не вырони ни волоса. Расти коса не путайся-дочка маму слушайся” . В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребёнок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций и которыми пользуются в собственном мире.

Образы фольклорных произведений взяты из жизни,  конкретны и содержательны и поэтому могут служить попутным средством ознакомления детей с окружающим, в них мы находим элементы крестьянского быта.

Рано — рано поутру

Пастушок «ту-ру-ру-ру».

А коровки в лад ему

Затянули «му-му-му».

Ценность фольклорных произведений, особенно для раннего возраста, обуславливается, как отмечает  Л.Н.Павлова их высокой интонационной выразительностью.

Актуализирующее воздействие на ребёнка раннего возраста оказывает наличие в них повторяющихся звукосочетаний и слов, например, «чики-чикалочки» , “ладушки-ладушки”, простая рифма, восклицания и эмоциональные обращения.

Использование народных песенок, потешек, пестушек, в процессе детской жизнедеятельности, включение их в разнообразные режимные моменты, благотворно влияют на общение взрослого с ребёнком, посколько они создают положительный эмоциональный фон.

Под звуки ласковых напевных слов:

«Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!»

ребёнок с удовольствием вымоет руки, даст себя умыть, накормить:

«Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки-за корку,

Детки за молоко».

Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.

Потешки — песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками («Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».  В «Сороке» щедрая белобока покормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.

На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным  материалом. Теперь работу можно продолжить, добавить движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, проводятся с новым текстом. «Пальчик-мальчик».

Наряду с пестушками и потешками детям читаем стихи, несколько более сложного содержания. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В прибаутке «Петушок-петушок» - всего один персонаж и очень простое действие. Здесь — образное изображение. Петушок очень яркий, жизнерадостный, и поёт он «голосисто». Основная интонация  - ласковая, звучание его напевно, мелодично.

Прибаутка про курочку — рябушечку вся построена на чередовании вопросов и ответов. В этой прибаутке ярко выражается характерный для фольклора прийм повтора, благодаря которому повествование растягивается, и внимание малыша можно удержать расположением действий по образу цепного соединения — одно звено вытекает из другого.

В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про Репку, про Курочку Рябу.

Так, на втором году жизни ребёнка от короткой пестушки и потешки, где слово в единстве с движением выполняет игровую функцию, мы постепенно подводим ребёнка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и со взрослым, и с детьми.

Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет.

Расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако, по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей. Ребёнок — один из главных образов поэзии малых форм. «Наша Маша маленька» - о ребёнке сказано очень тепло, облик его изобрахён очень ярко и красочно. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это о нём самом стихотворение!

Именно в этот период, период раннего дошкольного детства, определяющий этап в развитии человеческой личности, дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное — а главное овладеть средством общения — речью.

Овладевая речью, ребёнок осваивает основную форму речевого общения — диалогическую. Гениальный творец языка и величайший педагог  - народ создал также произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

   Исследования современных учёных показывают, что колыбельные песни вызывают у ребёнка чувство психологический защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воспитательном воздействии приозведений устного народного творчества.

Этому способствует прежде всего то, что успокаивающее действие, положительный эмоциональный фон создаются благодаря тому, что исполняются они спокойным, ровным, тихим голосом, напевно и протяжно. Чувство психологической защищённости вызывается и тем, что напевая эти песни, матери или бабушки, как правило, держат ребёнка на руках, нянчают его, он же, в свою очередь слышит голос родного человека, ощущают его равномерное спокойное сердцебиение и дыхание, ощущают его присутствие, чувствуют внимание к себе со стороны взрослого.

Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребёнка  дошкольного возраста с окружающей жизнью, с традициями и обычаями, бытом собственного народа. Образы, создаваемые в колыбельных песнях конкретны, близки и понятны детям с момента рождения (это- котенька-коток, собачка, заинька, гуленьки и т.п.). В них в художественных образах отражаются взгляды на жизнь:

Ай, баю-баю-баю,

Мать пошла за рыбою,

Отец пошёл по-воду,

Отморозил бороду.

Они несут в себе пожедания добра и благополучия своему ребёнку со  стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив.

В процессе ознакомления с колыбельной дети дошкольного возраста с бытом своих предков, домашней обстановкой , в частности с местами, где дети спали, с теми атрибутами, которые связаны были с укладыванием ребёнка на сон и т.п., то есть приобщаются к культуре собственного народа.

Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простыми рифмами, звукосочетаниями типа «люли-люли-маленьки» и т.п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию использованного приёма уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это  воздействуют на воспитание эстетических чувств дошкольников.

Через выражение любви к ребёнку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. А помогают этому используемый, как и в потешках, эмоциональный приём обращения к ребёнку по имени, что делает его как бы соучастником действия, происходящего в колыбельной. Например:

Спи-ка, Маша-солнышко,

Спи-ка, житно-зёрнышко,

Спи, моя родная,

Рыбка золотая.

Такой приём показывает внимание взрослого к ребёнку, уважение к нему, признание уникальнисти и неповторимости его личности.

Знания, усвоенные на эмоционально-чувственной основе в процессе соприкосновения с художественными образами колыбельных песен, постепенно

переходит в образный план, что способствует интенсивному развитию воображения.

Колыбельные песни наряду с другими жанрами словесного творчества народа заключает в себе могучую силу, позволяющую развить речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем лице, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, Заинька.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые обряды, например, образ кота. Причём, это не просто кто, а котенька, коток, котик, котя.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического фосприятия, чему способствует особая интонационная организация ( напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.д.).

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

В своей работе мы исполняли колыбельные песни перед дневным сном. Дети с большим интересом восприняли форму общения с ними, внимательно слушали колыбельные, быстро засыпали, а когда некоторые дети шалили с той целью, чтобы воспитатель подошёл именно к ним и спел «убаюкивающую»

песню. После исполнения колыбельных перед дневным сном мы замечали, что во второй половине дня дети были более спокойными, внимательными к просьбам, замечаниям. То есть колыбельные песни оказывали определённое терапевтическое воздействие, создавая у детей положительный эмоциональный настрой.

На занятиях по ознакомлению с окружающим детям предлагалось вспомнить ту кроватку, в которой каждый из них спит. Затем рассказывали о том, что давным- давно у детей тоже были свои кроватки, но они очень отличались от современных, и даже назывались по-другому: колыбелька, люлька, зыбка.

В этих кроватках качали малышей и напевали им песню. Предлагалось детям подумать и сказать, как называлась песня, которая детям исполнялась перед сном. Правильные ответы поощрялись воспитателем. Затем после рассказа воспитатель предложил детям послушать колыбельные песни и самим

исполнить любимые из них. Это занятие вызывало положительный эмоциональный отклик на эти песни, желание ещё раз их услышать и запомнить.

В играх с куклами дети убаюкивали кукол, пели им колыбельные, качали на руках, в кроватках, в колясочках.

В потешках, песнях, прибаутках, пестушках язык богат сравнениями, эпитетеми, олицетворениями, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь. Реализуя задуманное осуществляю гибкое руководство, постоянно ориентируюсь на каждого

ребёнка, поощряю поиск, не оставляю без внимания каждое высказывание, внимательно отношусь к ответам и рассуждениям. Воспитываю у детей уверенность в том, что они могут в любой момент обратиться ко мне с вопросами, за помощью. Нередко занятия проводятся в достаточно свободной форме. Дети могут ходить, сидеть или стоять, располагаться на ковре, максимально приблизившись к месту действия, например, при чтении сказок, когда хочется получше рассмотреть иллюстрации. Тем самым создаётся спокойной домашней атмосферы.

Особое внимание уделяю работе сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Познакомила родителей с различными видами русского народного  творчества и методикой преподнесения её детям.

Для этого провела консультации на тему: «Устное народное творчество — богатейший источник познавательного и нравственного развития детей»; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Рекомендовала, какие игрушки необходимо покупать детям (игрушки-забавы, матрёшки, птички и т.д., созданные руками народных мастеров).

Приобретать для детей книги с различными жанрами народного творчества , русские народные сказки, потешки, и т.д. Как можно больше читать детям, рассматривать иллюстрации, беседовать с детьми о прочитанном.

Родители принимают активное участие в оформлении группы.  

По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. Дети познакомились с различными жанрами народного творчества, доступными их возрасту (сказки, колыбельные песни, потешки, пестушки), обогатился их словарь, они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Ребёнку стало доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство — период расцвета в жизни ребёнка. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень реагируют на каждое слово, сказанное взрослым. Поэтому мы старались привить любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить такие качества, как доброту, чувство товарищества.

А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для детей. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок, вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбки, задорная пляска,хороводы. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят страх, угнетённое состояние. Появляются спокойствие, чувство защищённости, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.    

 Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, мы в своей работе использовали народные песни, хороводы. Яркие народные игрушки.

Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.  


[1]        Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких.- Дошкольное воспитание.-1990 N 4. - стр. 43-49.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по приобщению детей к народной культуре

«Обведи элемент»Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.Ход игры...

Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"

Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....

«Народные праздники, как одно из средств, приобщения детей к народной культуре»

Статья, в которой раскрывается цель, задачи, значение проведения народных праздников, как одно из средств приобщения дошкольников к народной культуре....

НОД «Волшебный клубок народных сказок» приобщение детей к народной культуре.

Закрепление знаний детей о русских народных сказках....

Примерная парциальная программа для детей 3-7 лет по "Приобщению детей к народной культуре"

Воспитание  гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину, свой родной край – задача особенно актуальная на современном этапе развития общества. Но она не может быть успешно решена...