Консультация для молодых специалистов дошкольного образования.
консультация на тему

Высотина Елена Дмитриевна

Виды дидактических игр для всестороннего развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра, как средство разностороннего развития дошкольника»

Цель: Формирование основ педагогического мастерства молодых педагогов, пополнение знаний о видах дидактических игр.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она способствует развитию целого спектра разнообразных способностей: воображения, образному мышлению, развитию личности.

Особое внимание заслуживают дидактические игры. В них наиболее полно раскрываются познавательные потребности, любознательность; они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет) различать их, а так - же устанавливать простейшие взаимосвязи.

Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развития речи: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение правильно выражать свои мысли.

Существует три основных вида дидактических игр:

  • игры с предметами
  • настольно – печатные игры
  • словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности («Кукла Таня проснулась», «Кукла Таня собирается на прогулку» и т.д.) По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству и др.), что очень важно для развития логического мышления (« Что изменилось?», «Кто скорее соберет?», «Найди предмет по описанию»).

Для детей младшего дошкольного возраста даются предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети этого возраста еще не могут находить слабозаметные различия между предметами.

Для детей среднего возраста берутся такие предметы, где разница между ними становится менее заметной, так как выполняются задания,  требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующих предметов. Играя,  дети приобретают умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, различные фигурки).

В игрушках ярко выражены их цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, (отбирать игрушки из пластмассы, дерева и т.д.), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. Здесь происходит активизация знаний о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности.

Настольно – печатные игры.

Настольно – печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки одинаковые по цвету и форме. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок две машины, две птички. И машины и птички изображенные на картинке могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде?) дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти.

Игровой задачей является закрепление у детей знаний о последовательности окружающей действительности, развитие слухового внимания, активизация процессов мышления, внимания, связной речи и т.д.

Составление разрезных картинок, кубиков, пазла. Задача этого вида игр – учить логическому мышлению, развивать умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением  в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Основным требованием заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи.

Словесные игры.

 Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предметы, выделяя характерные признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным сваойствам и признакам.

В младшем дошкольном возрасте игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитания правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны для детей старшего дошкольного возраста, так как они развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, четко и точно формулировать свои мысли.

С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активней, ребенок легче переносит трудности умственной работы, не замечая, что его учат.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая в целях обучения, должна содержать прежде всего обучающую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог управляет воспитательно - образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача (определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с основной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, навыков), игровые действия (выполнение игровых правил, направляется, контролируется игровыми действиями), и правила (основной целью является организация действия, поведения детей). Правила могут запрещать, разрешать, предписывать, что делает игру занимательной. Соблюдение правил в игре требует от детей определенной силы воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполненного задания.

 

Используемая литература:

1.        Бондаренко. А.К. "Дидактические игры в детском саду" - М., 1991г.

2.        Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

3.          http://www. volgasadik.ru/ Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых специалистов "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Этикет - совокупность правил поведения, установленных в человеческом коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях....

Развиваем речь в игре. Консультация для молодых специалистов и родителей детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Он поможет начинающим учителям-логопедам и родителям детей дошкольного возраста разнообразить работу по развитию речи и сделать е...

Консультация для молодых специалистов «О взаимосвязи этических представлений и поступков детей дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст одна из ключевых позиций педагогической работы в детском саду—её гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности личности ребенка, реализацией е...

Консультация для молодых специалистов«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования».

Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования — гармонич...

ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Многие опытные воспитатели пересматривают свои жизненные позиции, стараются выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встать на позицию ребенка. Перестройка систем...

Консультация для молодых специалистов "Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые пре...

Консультация для молодых специалистов "Руководство дидактическими играми математического содержания у детей старшего дошкольного возраста"

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в рол...