ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Чанчикова Анастасия Андреевна

Многие опытные воспитатели пересматривают свои жизненные позиции, стараются выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встать на позицию ребенка. Перестройка системы дошкольного образования, проявление тенденции к обновлению и обогащению воспитательно-образовательной работы,  внедрении инновационных технологий в практику работы детских садов в дошкольном учреждении и послужило идеей для написания данной статьи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чанчикова А.А.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого Автономного Округа «Муравленковский многопрофильный колледж»

г.Муравленко

«Современному ребенку - современного воспитателя!»

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической, социально-культурной сферах нашего общества требуют высокого уровня качества подготовки молодых специалистов, нового понимания задач профессионального образования.

В системе дошкольного образования данные изменения ощущаются, прежде всего, принципиальным обновлением системы образования,   высокими требованиями к педагогом дошкольных учреждений, перестройкой педагогической науки,  запросами современного общества.

Многие опытные воспитатели пересматривают свои жизненные позиции, стараются выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встать на позицию ребенка. Перестройка системы дошкольного образования, проявление тенденции к обновлению и обогащению воспитательно-образовательной работы,  внедрении инновационных технологий в практику работы детских садов в дошкольном учреждении и послужило идеей для написания данной статьи.

Перестройка системы образования на прямую влияет на уровень профессиональной подготовки как воспитателей, так и  молодых специалистов. Изменения в образовательных стандартах влекут за собой изменения требований работодателей к уровню качества подготовки воспитателей. Поэтому основной целью стоящих перед образовательными учреждениями дошкольного образования является качественная  подготовка высококвалифицированных, творчески мыслящих специалистов в широком диапазоне предметных областей, способных осваивать и применять в работе современные технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста, владеющих системным подходом к решению разнообразных информационно-технических, психолого-педагогических, социально-экономических, гуманитарных задач, позволяющим выпускникам не только гибко адаптироваться к меняющимся потребностям внешней среды, но и активно ее преобразовывать, создавая новые возможности.

Новый авторский продукт Е.Ямбурга «Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание)», содержит требования к трудовым функциям педагога: обучению, воспитанию и развитию обучающихся. Стандарт возник по мнению автора, как ответ на угрозы и вызовы времени. Авторы документа, вместе с тем, считают, что российская школа  к работе по стандарту не готова и указывают на целый ряд проблем, которые так же могут учитываться при оценивании молодого специалиста:

- в связи с введением ФГОС дошкольного образования, очевиден тот факт, что стандарты подготовки воспитателей совершенно не соотносятся со стандартами дошкольного образования. Требуется глубокая и детальная работа в этом направлении.

- Проблема переобучения воспитателей, так как в век технологизации  современным детям нужен другой образовательный подход.

- Изменились дети. Воспитатель должен уметь работать с одаренными детьми, и с детьми с особыми образовательными потребностями, и с детьми различных национальностей.

- Содержание самого образования. Подчеркивают необходимость создания  и внедрения первоочередных, соответствующих  стандартам условий.

Согласно этому проекту педагог дошкольного образования должен знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС дошкольного образования, знать этапы развития ребенка и становления (ведущий) деятельности на разных возрастах, так же педагог должен уметь организовывать коллективную и индивидуальную деятельность дошкольника, владеть теорией и педагогическими методиками воспитания детей, участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, уметь устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника для решения образовательных задач, владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Для  определения профессиональных качеств молодых специалистов нами было взято за основу исследование кандидата педагогических наук  Полетаевой О.В., посвященное теме: «Развития аутокомпетентности педагогов на стадии профессионального обучения и стадии адаптации к образовательной организации», данное исследование проводилось на базе Муравленковского многопрофильного колледжа (ЯНАО)  на протяжении 6 лет, которое может помочь сделать вывод о сформированных компетенциях будущих специалистов и заострить внимания на отстающих позициях.

Известный ученый Зеер Э.Ф. считает аутокомпетентность одной из основных компонентов профессиональной компетентности специалиста. Под аутокомпетентность  мы понимает совокупность знаний человека о себе, а также умений и навыков, приводящих к повышению уровня  самопознания, саморегуляции и самореализации как внутреннего резерва саморазвития; способность личности развивать  и использовать собственные психические ресурсы, создавать для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния, перестраиваться при возникновении непредвиденных обстоятельств, создавать волевую  установку на достижение значимых результатов.

Исследование показало, что не у многих специалистов данные компетентности развиты. Так например: рефлексия практических занятий в исследовании, в части коммуникативной компетентности показала «низкий уровень эмпатийности  будущих педагогов (специальность «Дошкольное образование») на старте исследования  фиксировался у 67% участников. Результаты диагностики индивидуального профиля аудитора показывали, что лишь 25% (в отдельных группах 33%)  студентов имели высокие показатели «умения слушать». Имея низкий уровень коммуникативных качеств мы получаем полный комплект неблагоприятных качеств для будущей деятельности педагога, это выражется в неумении слушать, не умении проявлять эмоции, отсутствием эмпатийности.

В качестве средств самодиагностики студентам на разных этапах обучения в колледже предлагались методики оценки психических познавательных процессов. «Серьезные нарушения фиксировались у участников  по результатам диагностики с использованием методики «Корректурные пробы»: объем, распределение, концентрация внимания соотносятся с высоким уровнем лишь у 7% участников, низкий уровень показали 42% участника исследования, из их числа 22% участников по результатам наблюдения характеризуются отсутствием произвольности в поведении – критический показатель для представителей профессий и специальностей социономического типа.»

        В исследовании в части индивидуально-типологических особенностей с использованием метода диагностики акцентуаций характера (по К. Леонгарду) выявилось, что акцентуации, избравших профессию воспитателя часто сочетались,  давая наихудших прогноз в плане сохранности психического здоровья в условиях работы с воспитанниками в дошкольных образовательных учреждениях.

Исходя из некоторых данных исследования можем сделать вывод о слабо развитых позициях бедующих педагогов, это: низкий уровень коммуникативной компетентности, отсутствие произвольности в поведении, не умение взять на себя обязанности старшего и нести за это ответственность, не уверенность в себе и своих силах, характерный индивидуализм и эгоцентризм, и это не смотря на высокий уровень подготовки специалистов.

И тогда, помимо получения профессиональных знаний, компетенций, в образовательном учреждении, бедующий педагог в процессе обучения должен быть мотивирован на соответствие глобальным вызовам стоящим перед образованием, то есть быть готовым к саморазвитию, реализовывать идеи и принципы опережающего образования, развивать информационную культуру, ведь современное общество нуждается в личности, которая демонстрирует в себе аутентичность: уверенность, отзывчивость, правильную реакцию на критику, сочетание в себе таких качеств как лидерство, способность принимать решения и нести за них ответственность.

Таким образом, примерный перечень качеств требуемый работодателем от  молодого специалиста  может выглядеть примерно так:

  • исследовательский интерес и стремление к новаторству
  • социальная мобильность
  • способность к постоянному обучению и переобучению
  • лидерские качества
  • креативное, творческое мышление
  • соблюдение здорового образа жизни
  • коммуникативная компетентность
  • профессиональная ответственность
  • адекватная самооценка

В заключении хотелось бы вспомнить слова А. С. Макаренко «Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог. И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора». То есть в становлении профессиональных качеств очень велика роль самовоспитания малодого педагога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бим-Бад Б. М. О проекте профессионального стандарта педагога

http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1967&binn_rubrik_pl_articles=176

2. Деркач А.А. [Развитие ценностной сферы профессионала.- М.: РАГС, 2001, -483с.]

3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций.- М.:Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240с.

4. Полетаева О.В. [Развитие педагогической аутокомпетентности стредствами самодиагностики// Вестник волжского университета имени В.Н.Татищева. -2014. – С. 157-159]

5.  Скворцов Е.  [Профессиональный стандарт педагога что должен уметь учитель ХХI века//Вестник образования. 2014.- №19.-С. 4-8.]

6. Ямбург Е.А. «Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание)

http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст выступления на конкурсе "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений"

Представленные доклады содержат инфомацию по обмену опытом в рамках конкурсного проекта "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных учреждений". На конкурс были представлены следующие материалы:...

Консультация для молодых специалистов дошкольного образования.

Виды дидактических игр для всестороннего развития ребенка....

дополнительного образования по краеведению «Мы на севере живем» для детей дошкольного возраста (Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)

Целью программы " Мой дом у полярного круга" является воспитание и развитие подрастающего поколения экологически грамотных людей, для которых забот о чистоте Земли, охране природы и о сохран...

Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»

Обучающий семинар-практикум разработан педагогом-наставником муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15"    Константиновой Т.В. Семинар...

Рабочая программа для средней группы (4-5 лет)составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 21-2022

СодержаниеЦелевой раздел. Пояснительная записка.3Приоритетные цели и задачи.4Региональные и культурно-национальные особенности.5Возрастные и индивидуальные особенности детей.5Срок реализации прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по организации наставничества с молодым специалистом дошкольного учреждения

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. П...