Журавль и цапля
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Беликова Марина Михайловна

Журавль и цапля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhuravl_i_tsaplya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №194» Ленинского района г. Саратова

Адрес: 410064 г. Саратов, ул.им. Лебедева-Кумача В.И., д.69 «А», тел./факс 62-34-40

Утверждаю:

Заведующий МДОУ

«Детский сад № 194»

____________ В. А. Горбунова

Конспект

НОД

гендерного воспитания

«Журавль и цапля»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

воспитатель

старшей группы

«Золотой петушок»

Беликова М. М.

Саратов 2014 г.

Программное содержание: 

Учить эмоционально, воспринимать сказки, понимать их содержание, представлять образы персонажей; обогащать речь эпитетами; раскрыть понятие  семья.

Активизация словаря: журавль, цапля, «семья», «гнездо».

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций  птиц,  чтение сказки «Журавль и цапля», вспомнить с детьми времена года, заучивание пословицы.

Оборудование: 

Книга со сказкой «Журавль и цапля» (иллюстрации Т.Зебровой и Е.Громова); карточки с изображением журавля и цапли (по две на каждого ребенка); крупные фигурки либо картинки с изображением журавля и цапли; две корзинки.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня я прочитаю вам русскую народную сказку «Журавль и  цапля» (читает). Понравилась сказка? (Ответы.) А в какое время года происходит действие в  сказке? (Ответы.) 

Если детям трудно ответить, воспитатель повторяет отрывок. «Потянулась из-за моря перелетная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья синичка. Все слетались к нам на Русь гнезда вить, семьями жить...» 

Воспитатель: Когда это бывает? Когда к нам возвращаются перелетные птицы?

Дети: Весной.

Воспитатель: А что означают слова «гнезда вить, семьями жить»? (Ответы.) Верно! Гнезда вить – значит строить общий дом, жить семьями, то есть не одному, а вместе. Мужчина и женщина, принимая решение жить вместе, создают семью. Как в сказке называют цаплю?

Дети: Сударушка.

Воспитатель: Правильно! Так ласково в давние времена называли на Руси женщин. Ну, а журавль в нашей сказке – мужчина. Почему он решил пойти к цапле? Что он  решил ей предложить? (Ответы.) Верно! «Надо мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть», - думал журавль. Это и есть семья – общее хозяйство, общий дом, совместное воспитание детей. В русском языке слово «муж» созвучно слову «мужчина», а слово жена – слову «женщина». Цапля согласилась на предложение журавля «жить вместе, быть хозяюшкой в их общем доме»?

Дети:  Нет!

Воспитатель: Что цапле не понравилось в журавле? (Ответы.) Цапля назвала журавля долговязым. Это означает очень высокий и худой, вытянутый вверх. Нехорошо так говорить  о внешнем виде другого. Журавль обиделся и ушел. Почему цапля решила идти к журавлю? (Ответы.) Да, жить одной скучно! Удалось ли журавлю и цапле создать семью?

Дети: Нет!

Воспитатель: Почему? (Ответы.) Герои сказки, журавль и цапля, обижались друг на друга, не могли  договориться, потому что не хотели уступать и прощать. А эти качества нужны, если хочешь жить не один, а вместе с кем – либо. Важно не высматривать друг у друга недостатки, а уметь видеть хорошее. Об этом говорит русская пословица: Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад. Давайте повторим эту пословицу. (Выполняют.) А теперь немного подвигаемся!

Физкультминутка:

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай!

Ты, как цапля, не зевай!

(Рывком поднять правую ногу, согнутую в колене, затем левую.)

Чтоб поймать еду в водице,

Нужно цапле наклониться.

Ну-ка, тоже наклонись,

До носочка дотянись!

(Наклониться и левой рукой достать правую ступню, потом правой рукой левую.)

Утро звонкое приходит,

И журавлик грустный ходит (ходить на месте).

В небе облачко летает

 (поднять руки и покачать ими из стороны в сторону),

А журавлик все мечтает:

«Мне хотя бы капельку.

Посмотреть на цапельку!».

Спит журавлик под кустом,

Там его уютный дом

(положить руки под голову, имитируя сон).

Мы смеялись и шумели

(прыгать на месте),

Разбудить его хотели

 (хлопать в ладоши),

Но журавлик стоя спал,

Видно сильно он устал

(стоять на одной ножке).

Нам понравился он очень,

Спи, журавль, спокойной ночи!

(Махать рукой, жест « прощание».)

Игра: «Запомним образный язык сказки!»

Воспитатель: Теперь проверим вашу внимательность! (Перед детьми лежат карточки с изображением цапли и журавля). Я буду называть слова из сказки Журавль и цапля. Вам нужно вспомнить, о ком я говорю, и поднять соответствующую карточку.

Сидит в кочкарнике долгоносая-долгоносая. (Цапля.) 

Зовут щегольком, ходит  с хохолком. (Журавль) Сударушка. (Цапля.) 

Платье короткое и пешком гуляет. (Журавль.)

Журонька. (Журавль.) 

Этакая нравная. ( Цапля.) 

Глаза как плошки, не видят ни крошки. (Сова.)

Объясняет, что последние слова относятся к сове из присказки. Воспитатель: Теперь я предлагаю вам набор предметов, которые надо разложить по двум корзинам. Предметы, которые используют в хозяйственных делах мужчины, вы кладете в корзинку около журавля, а те, что используют женщины, - в корзинку около цапли.

Примерный набор предметов: молоток, отвертка, пассатижи, шурупы и т.д. (для мужчин); скалка утюг, соковыжималка, миксер, совок и т.п. (для женщин). Воспитатель вызывает трех девочек и трех  мальчиков для того, чтобы девочки  отбирали предметы для цапли, а мальчики – для журавля. Проверяет правильность детского выбора. 

Воспитатель: Надеюсь, вы поняли: нельзя быть такими, как журавль и цапля. Надо уметь дружить, не обижаться по пустякам, быть внимательными  и доброжелательными друг к другу.

Литература:

  1. (Ковалько  В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М.: ВАКО, 2008, а также стихи Т.Крыловой Как спит журавлик. Ю. Парфенова Журавлик).
  2. Дошкольное воспитание – 2012, №10.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей дошкольного возраста: "ТАНЦУЮЩИЕ ЖУРАВЛИ" /посвящено всемирному дню журавля/

Приглядись-ка: там вдалиВ пляс пустились журавли!Стали рядышком в кружок,Прыг да скок, да прыг да скок!Ножками потопают,Крыльями похлопают!Каждый танец их хорош -Очень уж на наш похож…...

Аист, цапля, журавль.

Дети дошкольного возраста часто путают название таких птиц, как аист, журавльи цапля. Данная презентация рассказывает об особенностях этих птиц. Педагог сам выделяет общее и различие между этими птица...

Мастер-класс образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию «Белые журавли» (приурочено к 70 - летию Победы и ко Дню белых журавлей – 22 октября)

Мастер-классобразовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию«Белые журавли» (приурочено к 70 - летию Победы и ко Дню белых журавлей – 22 октября)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по гендерному воспитанию на основе русской народной сказки «Цапля и журавль» для детей средней группы

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитани...

Сказки "Гуси-лебеди", "Про журавля и цаплю", "Кто сказал "мяу", "Морозко".

Сказка для работы в театральном кружке, показа в детском саду детям и родителям....

Конспект Организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Журавли – птицы. Журавли – павшие солдаты»

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Журавли – птицы. Журавли – павшие солдаты»Цель: вызвать у детей интерес и эмоц...

Презентация сказки "Журавль и цапля"

Знакомство со сказкой "Журавль и цапля"...