Трудовое воспитание детей со зрительной патологией
методическая разработка на тему

Щепочкина Гульнара Матилаевна

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью на первом этапе коррекционно – развивающей работы предполагает формирование у них навыков самообслуживания, культурно –гигиенических навыков, умения выполнять элементарные трудовые  поручения с помощью  взрослого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание

    Цель  системы трудового воспитания – нравственно – психологическая  и практическая подготовка детей  к труду, формирование к нему позитивного отношения.

           Трудовое воспитание детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью на первом этапе коррекционно – развивающей работы предполагает формирование у них навыков самообслуживания, культурно –гигиенических навыков, умения выполнять элементарные трудовые  поручения с помощью  взрослого.

Участие ребенка в процессе формирования культурно –гигиенических навыков и навыков  самообслуживания должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими его интерес.  Началу работы по формированию  данных навыков могут  предшествовать игры с бытовыми предметами – орудиями и отобразительные  игры. Одни и те же   образные  игрушки могут использоваться как в сюжетно – дидактических играх, так и в играх , формирующих навыки самообслуживания и культурно –гигиенические навыки. При развертывании таких игр и обучении им детей следует использовать  различные   игрушки – аналоги.                                                            

Задачи коррекционно – развивающей  работы:

- поощрять и  поддерживать стремление детей к самостоятельности, менее зависимым от взрослого;

- формировать у детей в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия;

- учить детей безопасным движениям (осторожно брать предметы со стола, проходить между  стоящими предметами и т.п.);

- учить детей узнавать и называть предметы бытового назначения( одежду, посуду, гигиенические средства и т. п.), которыми дети постоянно пользуется;

-формировать представление о воде как  важном средстве поддержания чистоты тела и жилища;

- воспитывать опрятность, культуру еды  (к.г.н.);

- учить детей выполнять последовательную цепочку игровых действий, с мытьем кукол, раздеванием и одеванием и т.д.;

- учить детей использовать действия, которыми они овладели, в играх с образными игрушками: укладывания куклы (мишки, зайчика и т.п.), усаживания куклы и ее кормления; мытье рук куклы с мылом, вытирание рук куклы развернутым полотенцем ит.п.;

- учить детей помогать друг другу, благодарить за помощь.

На первом году обучения

основное внимание  уделяется  воспитанию у детей навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков, формированию навыков опрятности.

С целью овладения детьми конкретными навыками проводятся различные виды занятий. 

Первый вид занятий  

направлен на  создание  у детей  положительного отношения к формируемому  навыку. При этом важно, чтобы дети поняли значение этого навыка и захотели им овладеть.

Провести д/игру: «Вымой кукле руки».  Цель: создать у детей положительное отношение к мытью рук, объяснить его необходимость  и значение.

Ход занятий; В -ль приводит с грязными руками куклу. Кукла «берет»  грязными руками платье и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла начинает «плакать». В –ль: «Ай! Кукла наша взяла платье грязными руками. Дети, что же надо делать?

…Дети надо приходить  с прогулки  обязательно мыть руки.

Второй вид занятий направлен на анализ сложного состава навыка, на понимание и значения каждого входящего в него действия. Здесь очень важно  разделить   сложное  действия на этапы, обратить внимание детей на каждый этап, показать, что последовательность их не может меняться.

Рассмотрим алгоритм действий  необходимо выполнить ребенку, чтобы вымыть руки.

1 ) Засучить рукава;  2) открыть кран ; 3)намочить руки; 4) взять мыло; 5) подставить руки  с мылом под струю воды и намочить  мыло. 6) Намылить ладони, растерев мыло до получения  пены;  7) положить мыло  круговыми  движениями по  всей  поверхности рук; 8) подставить  руки  под  струю; круговыми  движениями  смыть мыло с ладоней и тыльной стороны кистей рук;  9) слегка отряхнуть воду с рук; 10) закрыть кран.

Воспроизведение всех этапов действия при мытье рук требует высокого уровня восприятия, подражания действиям взрослого и развития тонкой ручной моторики.

Но так  как  особенности  развития умственно  отсталого ребенка  не  позволяют  ему самостоятельно воспринять состав действия  при мытье  рук, его  обучают этому поэтапно. При  этом каждое действие воспитатель показывает и словесно обозначает его.

Д/И «Вымой  руки  кукле». Цель: продолжать учить детей умениюмыть руки, соблюдая  последовательность всех этапов по подражанию действиям взрослого. Здесь вос–ль приводит двух кукол, которые «испачкали»  свои руки и не могут идти в гости . В – ль  спрашивает: «Что надо сделать куклам? – Правильно, надо вымыть руки». В –ль берет куклу Таню, а вызванному ребенку дает куклу Катю, с которой  он выполняет  все действия по подражанию действиям  взрослого.  Педагог спрашивает детей: « Что сначала надо сделать? – Правильно, надо засучить рукава…и т.д.

Третий вид занятий проводится для отработки тех движений рук и мелких движений пальцев, которые необходимы  для выполнения предметных действий, входящих в состав разнообразных навыков. Для успешного овладения  пользованием ложкой необходимо развитие сгибательных  и разгибательных движений кисти руки. Поэтому приводится целый ряд занятий,  направленных  на развитие этих движений. Д.И «Поймай рыбку».

Важно, чтобы к концу года ребенок научился самостоятельно кушать, снимать и надевать одежду, мыть руки и пользоваться полотенцем, стремясь при этом к самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональные нарушения у детей со зрительной патологией.

Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения....

Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей со зрительными патологиями.

Как влияет игра на интеллектуальное развитие ребенка с нарушением зрения....

"Формирование правильной осанки у детей со зрительной патологией, как предупреждение вторичных отклонений"

При обследовании детей, поступающих в  группы, а также в ходе наблюдений и бесед с медицинским персоналом выясняется, что у большинства детей слабовидящих имеются нарушения осанки, у ...

Использование здоровьесберигающих технологий в работе с детьми со зрительной патологией.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми со зрительной депривацией помогают сохранять и укреплять здоровье детей со зрительными патологиями.  В данной статье рассркыта...

"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"

Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...

Коррекционная работа с дошкольниками с тяжёлой зрительной патологией. Дидактические игры для коррекции: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух направлениях: специальные занятия по развитию зрительного восприятия и организация развивающих игр и упражнений на различных общеобразовательных з...