"Значение игры, для детей с нарушением зрения"
статья на тему

Щепочкина Гульнара Матилаевна

"Учитывая, что дети с патологией зрения не склонны к длительным играм, необходимо их заранее готовить к ролевой игре; путем предварительного обыгрывания игрушек и других принадлежностей  будущей игры..." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igry.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игры, для  детей с нарушением зрения

      Игра - основной вид  деятельности ребенка дошкольного возраста. В  игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка, осуществляется его всестороннее развитие. В условиях специализированного детского сада игра приобретает важное  значение с точки зрения задач коррекционно-восстановительной работы.

Уровень развития познавательной деятельности ребенка зависит не столько от состояния зрительных функций, сколько от его личностных качеств: целеустремленности, познавательной самостоятельности, активности и т.д. Для формирования этих качеств незаменимым средством является игра, которая таит в себе огромные возможности.  

      Изучение игровой деятельности – неотъемлемая часть комплексного обследования каждого ребенка, это позволяет создавать оптимальную для детей предметно игровую среду, выбирать наиболее эффективные формы работы.

Как правило, слабовидящие дети значительно медленнее адаптируются к условиям детского сада, чем нормально развивающиеся дети. Поэтому выявление особенностей часто становится возможным только после полной адаптации, когда ребенок привыкнет к обстановке, к общению с окружающими взрослыми и детьми. Состояние тревоги, страха, эмоциональная неуравновешенность, нередко сопровождающие процесс адаптации не позволяют ребенку показать истинные возможности в овладении игровыми изменениями. Процедура обследования включает в себя: создание ситуаций, в которых ребенок решал бы определенные игровые задачи самостоятельно или вместе с педагогом, в процессе которых удается выявить индивидуальные особенности детей. Так же более полное представление о возможностях ребенка дают беседы с родителями, в ходе которых выявляются особенности игры дома (какими игрушками предпочитает играть, в каких условиях он живет, развивается). На основе анализа результатов обследования педагог составляет перспективный план работы по обучению игровой деятельности, в котором формирует задачи, а также отражает предполагаемую работу. Эти данные помогают педагогу при объединении детей в подгруппу для коллективных игр.

        Процесс развития игровой деятельности у детей с нарушениями зрения задерживается и имеет свои особенности. Ограниченность жизненного опыта у дошкольников приводит к тому, что у детей не формируется достаточного объема знаний о жизни, деятельности и отношениях людей. В результате этого сюжеты игр бедны, шаблонны, стереотипны.

        Большинство детей старшего возраста склонны к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности. Способность использовать предметы-заменители спонтанно не формируется.

        Так же в играх детей преобладают реальные отношения. Выполнение ребенком роли в процессе игры в большей мере связано с характером выполняемых действий, нежели  с четким соблюдением ролевых взаимоотношений участников. Поэтому, ребенок часто обращается к партнеру то как к врачу, то как к Маме. Дети мало эмоциональны, не умеют задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с ролью. Так же дети с проблемами в развитии не проявляют в играх инициативы и творчества.  Неспособны  действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми  предметами.

        Основное средство формирования игровой деятельности с нарушением зрения - обучение. Это обусловлено тем, что самостоятельно, ребенок не в состоянии овладеть теми знаниями и умениями, которые необходимы для полноценной игры.

Обучение рассматривается как целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка, в ходе которого происходит организация и управление его познавательной

Деятельности, обеспечивающей овладение им знаниями, умениями и навыками, отношением к окружающей действительности.        

Учитывая, что дети с патологией зрения не склонны к длительным играм, необходимо их заранее готовить к ролевой игре; путем предварительного обыгрывания игрушек и других принадлежностей  будущей игры. Знакомясь с различными вариантами использования каждой игрушки, разнообразными способами действия с ними, слабовидящий ребенок восполняет пробелы в представлениях, конкретизирует и уточняет их. Педагог учит многоплановому использованию предметов в играх: использовать один и тот же предмет в разных ситуациях, выделяя то один, то другой существенный признак. Дети узнают, что один и тот же предмет может быть использован по-  разному. Это обогащает игру детей, они её не прекратят из-за отсутствия какого – либо предмета, а постараются подыскать предмет-заменитель.

Обучение игре осуществляется с помощью разнообразных методов и приемов применяемых в соответствии с решаемыми задачами. Это игровые упражнения, дидактические и обучающие игры, наблюдения, чтения художественной литературы, беседы, знакомство с различным иллюстративным материалом, экскурсии.

        Обучение игре, хотя и занимает важное место в коррекционно – воспитательной работе, однако не является её самоцелью, поэтому нельзя считать время зря потерянным если ребенок не научился самостоятельно играть и будет нуждаться в помощи взрослого. Главное, что ребенок выходит из своего замкнутого мира. У него появляется интерес к окружающему миру, к игре, формируется понимание, возникает положительное эмоциональное отношение к ней и желание участвовать, возникает потребность в налаживании контактов со взрослыми и сверстниками. Даже посильное участие ребенка в игре, оказывает на него стимулирующее воздействие.

Для  ребенка, у которого ограничены возможности овладения социальным опытом, особенно важно, какую помощь окажут ему родители в первые  годы жизни. От этого во многом будет зависеть ход его дальнейшего развития.

Поэтому, задача педагога не только развивать игровую деятельность детей, но и объяснить всю важность участия родителей в игровом процессе (познакомить их с правилами подбора игрушек для слабовидящих и незрячих детей: показать разнообразные игры, в которые они могут играть дома и т.д.)

Чем раньше ребенок с проблемами в развитии будет включен в процесс специального формирования игровой деятельности, тем больших результатов сможет  достигнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....

Значение сформированности восприятия сенсорных эталонов для готовности к школьному обучению ребёнка с нарушением зрения.

В статье говорится об особенностях развития зрительного восприятия и формирования сенсорных  эталонов у детей с нарушением зрения....

Значение уровня сформированности зрительно-моторной координации (в системе «глаз – рука») у детей с нарушением зрения для готовности к школьному обучению.

О значении развития зрительно-моторной координации у ребенка-дошкольника для успешного обучения в школе. Практические рекомендации по этому вопросу....

Презентация на тему "Сюжетно ролевая игра детей с нарушением зрения"

Организация и особенности сюжетно-ролевой игры детей с нарушением зрения  Сюжетно ролевая игра – самая привлекательная для дошкольников деятельность.В игре ребенок испытывает внутренний...

Игры для профилактики нарушения зрения

Игры для профилактики нарушения зрения...

Подвижные игры для профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста

Подвижные игры для профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста, включающие игры на улице и игры в группе...