"Знакомство с русской избой"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Прошкина Елена Дмитриевна

Рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание пословиц, поговорок, хороводов,  отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_russkoy_izboy_-_kopiya.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

МКДОУ детский сад «Тополёк»

«Знакомство                  с русской избой »

Составила и провела

воспитатель:

Прошкина

Елена Дмитриевна

г. Болотное

Тема: «Знакомство с русской избой »

Цель:  дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.

 Программное содержание:

  – пополнять пассивный и расширять активный словарь, расширять кругозор;

 – развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, слушать других детей;

 - воспитывать  эстетическое чувство  на основах народного творчества и ремесел (роспись платков, вышивка, вязание, пряжа ниток).

Словарная работа:

 Обогащение словаря:  пригожие,  колышит, ухват, чугунок, расписной.

Активизация словаря:  печь, сундук, изба.

 Оборудование:  

Демонстрационный материал:“ Русская изба” с предметами быта (печь, сундук, плетень, старинная посуда, ухват).

Раздаточный материал:  платки, рубахи.

Подготовка образовательной деятельности:   

 Рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба". Беседа о народных предметах, связанных с предметами русского быта. Разучивание пословиц, поговорок, хороводов,  отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.

План проведения:

Вводная часть (1 мин):

      - сюрпризный момент;

 Основная часть (12 мин.)

      - вопросы детям;

      - физкультурная пауза (1,5 мин.);

      - игра.

 3)  Заключительная часть (2 мин.):

      - подведение итогов;

      - вопросы воспитателя.

Атрибутика:

  1. Сундук
  2. Платок
  3. Сказка «Маша и медведь»
  4. Игрушка Котик
  5. Чугунок
  6. Ухват
  7. Иллюстрации веще

Форма проведения:   подгрупповое

Этапы

НОД,

время

Деятельность воспитателя

Деятельность детей ответы детей

Вводная часть

        (1мин)

Входит воспитатель в народном костюме

- Здравствуйте, ребята. Вы все живёте в благоустроенных квартирах, а я живу в деревенской избе.  Люди раньше все жили в избах. Так назывался деревенский дом. (Воспитатель показывает иллюстрацию деревенской избы).

Основная часть

(12 мин.)

- Милости просим в гости, детушки. Проходите, присаживайтесь. Горница, самая главная комната,  у меня небольшая, да красивая какая! В моей горнице много интересных и незнакомых вам  вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка.

(Одновременно воспитатель показывает иллюстрацию с изображением сундука).

Прячет бабушка в нем вещи

 сапоги, кафтан, сюртук.  

Вы мне дружно все скажите,  

Этот шкаф зовут …

- Правильно ребятушки, это сундук. Скажите-ка мне, как выглядит сундук? Какой он?

- Сундук

- Большой, расписной, железный.

- Смотрите, сколько добра в сундуке,   как  много разных интересных вещей. Что может лежать в сундуке?

(Воспитатель показывает в качестве подсказки картинки с изображением вещей).

- Платье, рубашка, платок, полотенце.

-  С чем можно сравнить сундук? Где мы сейчас храним вещи?

- В шкафу, комоде.

-  Ребятушки, отгадайте–ка, что у меня тут еще есть.

 Мы в лесок шагаем с мамой,

Я как груздь надел панаму,

А на маме как цветок

Яркий ситцевый ….  

- Платок

- Правильно, это платок. Раньше все девочки ходили в платочках. Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто знает, как называется эта сказка?

- Что на голове у Маши?

- Какой он?

- « Маша и медведь»

- Платок.

- Красивый. Красный, в горошек.

- Посмотрите, какие красивые платочки в сундуке моём хранятся. Давайте мы наденем на девочек платочки. Какие они у нас красавицы. У меня и для мальчиков тоже кое-что есть в моём сундуке.  Во что мы нарядим мальчиков?

- В рубашки

Звучит мяуканье  кошки.

 - Ой, а кто это к нам пришел?  

- Как котик говорит? Правильно, это мой котя-коток,  котя  беленький лобок.  Этот котик очень любит спать там, где тепло.

- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Вы знаете, что это?

- Правильно, печь.  Посмотрите на эту картинку, что вы здесь видите?

Хорошо сидит коток,

Котя маленький роток

Дремлет котик на печи,

Ждет румяны калачи.

- Вот он какой, наш котенька. Пусть котик греется на печи, а вы подумайте и скажите мне, для чего в избе нужна печь, что она приносила в дом.

- Правильно, в ней готовили пищу, пекли хлеб, варили кашу, грели воду, спали на ней

- Котик.

- Мяу.

- Печь.

- Котик лежит на печке, жмурится, улыбается. Свернулся клубком.

- Тепло, уют. С её помощью готовили еду, грели воду, топили избу.

Физминутка 1,5 мин.

А ещё пекли пирожки. Давайте и мы испечём пирожки

Я пеку, пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка. Вкусные два пряничка. А ребяток позову, пирожками угощу.

- Мои хорошие, посмотрите, что на печи у нас стоит

К низу узок, верх широк,

Не кастрюля …

- Как вы думаете, зачем нужен чугунок? С чем его можно сравнить?

(Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением чугунка).

- Чугунок.

 

- С кастрюлей. В нём готовят.

- Какие вы  умники, все знаете, все загадки отгадываете, а возьму-ка я и вытащу чугунок руками из горячей печи. Как вы думаете, можно ли из горячей печи вытащить чугунок руками?  

- А почему?

Из русской печи

Кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что схватил его....

 (Воспитатель показывает соответствующую иллюстрацию).

- Нет.

Ответы детей.

- Ухват.

Заключит.

часть (2 мин)

 Какие вы умные и смышленые! И про чугунок все знаете, и про ухват, и про печь, но я хочу вам еще сказать, что печку всегда держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой.

- Понравилось вам у меня в избе? Мы с вами много узнали,  познакомились с новыми вещами в моей избе.  С чем мы познакомились?

- А кто из вас был в деревенской избе?

- Из чего вы ели кашу в деревне?

- Сундук видели у бабушки?

- Что ваша бабушка в нём хранит?

 - Я  очень была рада видеть вас у себя дома, приходите ко мне ещё. До свиданья, ребята.

Дети вспоминают и рассказывают.

-Кашу ели из чугунка.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД познание "Знакомство с русской избой"

Разработка для детей старшего возраста...

"Знакомство с русской избой" ( игра-занятие )

Программные  задачи: знакомить с культурой русского народа; расширять активный словарь; развивать интерес к  посещению " избы" - ( мини-музей, домашняя утварь ).     ...

Конспект «Знакомство с русской избой»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация»  Тема: «Знакомство с русской избой »...

Конспект занятия во второй младшей группе "Знакомство с русской избой"

Прознакомить детей с условиями жизни и бытом людей в древние времена....

Занятие для детей средней группы в комнате русского быта «Горнице» - «Знакомство с русской избой».

Занятие познавательного цикла, проводится в комнате русского быта....

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)

Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель,  р...