Знакомство детей со свойствами дерева и металла Знакомство с русской избой
план-конспект занятия (средняя группа)

Ростовская Татьяна Викторовна

Ознакомление с окружающим средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_derevom_i_metallom.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 

Ознакомление с окружающим


Знакомство детей со свойствами дерева и металла

Знакомство с русской избой

Программное содержание:

- Познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих материалов: металл тверже, тяжелее дерева; объяснить целесообразность использования предметов из определенного материала. Знакомить детей с архитектурой русского народа деревянной избой.

-  Упражнять в группировке предметов по их общим признакам.

- Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, чувство гордости за русских мастеров.

- Активизировать в речи слова: металлический, деревянный, изба.

Материал: Сундук, иллюстрации с изображением избы и терема.

У воспитателя — различные предметы и игрушки, сделанные из металла и дерева.

У детей — деревянный кубик, деталь металлического конструктора.

Ход занятия.

- Посмотрите, ребята, какой сундучок стоит у меня. В таких сундучках русские люди хранили раньше разные вещи, одежду. Интересно, а что же в этом сундучке? Давайте посмотрим.

(воспитатель достает из сундучка деревянные и металлические предметы)

-  Посмотрите, как  много разных предметов. Назовите их и расскажите, для чего они нужны. (Дети называют предметы и рассказывают для чего тот или иной предмет нужен)

- Все предметы разные. Но у некоторых есть что-то общее, похожее. Давайте  разделим все эти предметы на две группы, чтобы в каждой были предметы, чем-то похожие друг на друга.

(Предположения детей. Если дети не догадаются разделить предметы по материалу, воспитатель помогает им)

- Я на поднос (деревянный) поставлю матрешку. Как вы думаете, какие еще предметы можно поставить к матрешке?

(Дети выполняют задание)

- Из какого материала этот предмет?

- Почему ты решил эту ложку положить на поднос?

- Посмотрите, как много разных предметов вы положили на поднос. Но что же у них общего? Да, они все сделаны из одного материала — из дерева.

- А что же общего у тех предметов, которые остались на столе? Да, они все сделаны из другого материала — из металла. Их мы поставим на металлический поднос.

(Дети выполняют задание)

- Из какого материала этот предмет?

- Почему ты решил эту ложку положить на металлический поднос?

- У вас на столах лежат по два предмета -  один из дерева, другой — из металла. Возьмите в одну руку деревянный предмет. Сережа, из чего сделан твой кубик? (Из дерева.) А у тебя, Ира, какой кубик? (Деревянный.) А в другую руку возьмите другой предмет, он из какого материала? (Из металла.) Зажмите в кулачки ваши предметы. Какой предмет холоднее — металлический или деревянный? (Металлический.) Значит, о металле мы можем сказать, что металл — материал холодный, а дерево какой? (Теплый.)

-        А теперь возьмите металлическую пластинку и попробуйте провести черточку па деревянном кубике. Получилось? (Да.)

- А теперь возьмите деревянный кубик и попробуйте им провести черточку на металлической пластинке. Получилось? (Нет.) Почему, как вы думаете? (Предположения детей.) А не получилось у нас потому, что металл — материал очень твердый, он тверже дерева, поэтому на нем деревянным предметом черточку не проведешь. А дерево мягче металла.

-        Повторите, металл какой материал? (Твердый.) А дерево?(Мягкий.)

- Если вам нужно сделать нож, какой материал вы возьмете — металл или дерево? (Металл.) Почему? (Потому что металл тверже дерева.) А какие предметы можно
сделать из дерева металлическим ножом?
(Деревянные ложки, матрешки.)

- А сейчас снова подойдите к моему столу.

(У воспитателя на столе стоят две банки с водой.) Посмотрите, у меня металлический шарик. Коля, возьми шарик, опусти его в банку с водой. (Ребенок выполняет указание воспитателя.) А Света опустит в другую банку с водой вот этот кубик. Он из чего сделан? (Из дерева.) Что произошло с металлическим и деревянным предметами? (Металлический шарик утонул, а деревянный кубик нет.) Почему металлический шарик утонул, а деревянный кубик нет? (Предположения детей.)

- Металлический шарик утонул, потому что металл — материал тяжелый. А дерево какой материал? (Легкий.) Что же легче — дерево или металл? (Дерево легче, чем металл.) А что
тяжелее?
(Металл тяжелее, чем дерево.) 

- Если вы захотите сделать лодочку, какой вы возьмете материал — металл или дерево? (Дерево.) А почему? (Потому что металлическая лодочка утонет, а деревянная нет.)

- А теперь садитесь на свои места. Вот как много мы сегодня узнали о дереве и металле. Узнали то, что металл холодный материал, а дерево – теплый. Скажите, если вам предложат построить дом из металла или дерева, какой вы материал выберете? (Дерево.) Почему? (Потому что это материал теплый и в доме из дерева и зимой будет тепло.)

- Да, наши предки тоже были очень мудрыми людьми и  поэтому говорили: «Строить дом не для лета, а для зимы», так как в деревянном доме будет теплее зимой. Про дом говорили, что его рубили, почему?

(предположения детей)

- Да потому, что пользовались топором.

- Посмотрите на иллюстрации, какие красивые дома строили русские люди. (рассматривание иллюстраций). Дома простых людей называли избой. А дом, в котором жил князь – теремом. Терем был больше избы, так, как князь имел много прислуги. Посмотрите на картинки и найдите на них избу (терем).

- Как назывался дом простого крестьянина?

- Как назывался дом, в котором жил князь?

- Из какого материала строили избы и терема?

- Окна – это глаза дома, их украшали наличниками, которые вырезали из дерева (показ на картинке).

- Крыльцо – это распахнутые руки дома, которые приглашают гостей. Ведь русские люди всегда были гостеприимны. Крыльцо украшали резными столбами и резными перилами (показ на картинке).

- Покажите окна в избе (тереме).

- Покажите крыльцо.

- Не каждый мог создавать такую сказочную красоту, а только настоящие мастера.

- Русские люди очень любили дерево за его мягкость и  теплоту, из него строили дома, делали игрушки, вырезали посуду. А чтобы изделия из дерева служили долго, надо очень бережно к ним относиться: ведь чтобы сделать их, человек затратил много сил и труда. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что нас окружает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей со свойствами дерева и резины.

Ознакомление с окружающим миром и социальной действительностью....

Конспект занятия.Тема:"Знакомство со свойствами дерева и металла"(средняя группа)

Конспнкт занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл - холодный материал, дерево - теплый, металл прочнее дерева); показать детям, как свойство этих материалов люди используют при изготовлении пре...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:-  образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерев...

Открытое занятие для педагогов дошкольных отделений на тему «Знакомство со свойствами дерева и металла»

1. Познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих материалов: металл тяжелее и звонче дерева;2.  Объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла.3. ...

конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему :"Знакомство детей со свойствами дерева и резины"

Этот материал полезен воспитателям средних групп, в нем дети знакомятся со свойствами  дерева и резины, сравнивая предметы, сделанные из них...

Конспект НОД "Знакомство со свойствами дерева и металла"

laquo;Знакомство со свойствами дерева и металла»(средняя группа).Цель: познакомить детей  со свойствами дерева и металла.Задачи:расширять знания  детей о дереве и металлеобъяснит...