Занятие для детей средней группы в комнате русского быта «Горнице» - «Знакомство с русской избой».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Страчкова Нина Анатольевна

Занятие познавательного цикла, проводится в комнате русского быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gornitsa_-_pervoe_zanyatie.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД в средней группе                                                          в комнате русского быта - «Горнице».

Тема: «Знакомство с русской избой»

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  1. Образовательные: Познакомить детей русской избой –горницей, с предметами русского народного быта существовавшими в старину. Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.
  2. Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к русской культуре, людям труда - народным умельцам, мастерам.
  3. Развивающие: Развивать связную речь.

Дети входят в Горницу,  гостей встречает педагог, одетый в русский народный костюм.

- Здравствуйте, гости дорогие! Прошу вас в избу.

Красному гостю - красное место!

В тесноте да не в обиде.

Где потеснее - там и веселее!

- Сегодня ребята, мы узнаем, как жили люди в старину. В горнице мы познакомимся со многими старинными предметами быта. Рассаживайтесь за лавку.

- Раньше люди много трудились, все делали своими руками. Посмотрите, какие избы строили мастера.

- Дома, ребята, раньше в старину строили из брёвен.

- Дома были какие? (Бревенчатые)

- Кто строил дома? (плотники)

Игра «Строим дом».

Движение с речью (дети повторяют за педагогом движения и слова, имитируя действия)

- А давайте-ка мы с вами сейчас построим дом! С чего начнем?

• Рубим деревья (тук-тук-тук).

• Обрабатываем их (вжик-вжик-вжик).

• Укладываем бревна в сруб (раз-два).

• Возводим крышу (раз-два).

• Моем в доме полы (шух-шух-шух).

• Пускаем в дом петуха (ку-ка-ре-ку). Кричим «С новосельем!»

 - А сейчас я вам загадаю загадку:

Дрова кушает,

Зубов не имеет,

Телом своим,

Весь дом греет!


- Оглянитесь вокруг и увидите отгадку.

- Главное место в доме занимала печь. Она была главным украшением в избе и называли ее Царицей, кормилицей.  Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставит в печку три больших чугуна. Первый – для щей, второй – для каши, а третий – для всех остальных надобностей. Весь день печь пыхтит – старается. Хлеб печет для всей семьи, сдобные калачи для малых детушек. Печь избу согревает 

- Почему? (в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети).

- Эта печь называется русской. Знаете, почему? Такую делали только в России.

- В русской печи готовили. Еду варили в железных горшках - чугунках. А горшки горячие.

 - Как же их могли достать из печи? Ухватом.

-  Попробуй, подержи. Легко это было делать? (Нет, тяжело.)

(Показать кочергу)

- А этот предмет называется кочерга.  Кочерга нужна была и чтобы горячую заслонку отворить, и поленья разгоревшихся дров подвинуть вглубь топки, и угли в ней пошевелить, чтобы огонь лучше разгорался. Потому и говорили: «Кочерга — в печи хозяйка». 

- А дрова рубили топором. Давайте мы с вами наколем дров.

Упражнение «Колем дрова». (Укрепление дыхательной мускулатуры).

Руки в «замке» вверх- вдох через нос.

При наклоне руки вниз- на выдохе произносят: «У-у-ух!»

- Печь является еще и сказочным персонажем. В некоторых сказках она играет чуть ли не главную роль!

- Какую сказку вы узнали? (гуси –лебеди)

- Давайте посмотрим, из какой посуды люди раньше ели. (рассматривают посуду)

из дерева – деревянная

из глины – глиняная

- А теперь, ребятки, отгадайте-ка мои загадки!

Загадки

1. Сами не едим,                                                                                                                                                              А людей кормим. (Ложки)
2. Она всем очень нравится,                                                                                                                                            На блюдечке красавица,                                                                                                                                                      С одной рукой милашка,                                                                                                                           Красивенькая…(чашка)
3. Суп, салат, пюре, котлеты                                                                                                                                  Подают всегда в … (Тарелке)
4. Стоит толстячок,                                                                                                                                        подбоченивши бочок,                                                                                                                                                Шипит и кипит,                                                                                                                                                            всем чай пить велит. (Самовар)

- В старину у русских людей был такой обычай: люди собирались за столом, на котором стоял красавец самовар, и пили чай с пирогами и сладостями. Ребята, а вы знаете, с чем можно пить чай?

Сейчас проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы внимательно на них отвечайте.

Игра «Да – нет»

С конфетами – Да!

С букетами – Нет!

С пирогами – Да!

С сапогами – Нет!

С газетами – Нет!

С ватрушками – Да!

С подушками – Нет!

С бубликами – Да!

С пряниками – Да!

С печеньем – Да!

С вареньем – Да!

- Какие молодцы! Все правильно сказали. Вижу, что вы действительно знаете, с чем люди пьют чай.

-Что-то мне подсказывает, что и наша печка не простая, а волшебная.

- Ну ка заглянем и посмотрим, чем угостит нас печка-Матушка. Пряничками! (Дети находят пряники в глиняной миске накрытые рушником). 

Угощаемся все чаем с пряниками или баранками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегративного занятия для детей средней группы детского сада "По мотивам русских народных сказок"

Автор: Трамова Лаура Юрьевнавоспитатель ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1245...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ "ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ИЗБОЙ"

Дети познакомились с предметами русского быта. Беседовали о народном творчестве русского народа. Целью было обогащение словаря детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми с...

Конспект театрализованного занятия для детей средней группы. По мотивам русской народной сказки «Теремок».

развитие умений разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, использовать для воплощения образа выразительные средства (интонацию, мимику, жесты)....

Конспект совместной деятельности с воспитанниками средней группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Знакомство с русской избой »

Цель:  дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта. Программное содержание:  – пополнять пассивный и расширять ...

"Русская береза" конспект занятия для детей средней группы

Конспект занятия по образовательной области "Познание", средняя группа....

Занятие для детей средней группы в русской народной избе на тему: Матушка - Зима»

Занятие для детей средней группы в русской народной избе на тему: Матушка - Зима»...