Статья «Использование современных технологий при обучении детей старшего дошкольного возраста рассказыванию»
статья (подготовительная группа) на тему

Богданова Нина Александровна

Для успешного освоения программы обучения в школе у детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_no_2.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Использование современных технологий при обучении детей старшего дошкольного возраста рассказыванию»

Подготовила

Воспитатель ГБДОУ №43

Богданова Нина Александровна

г. Колпино Санкт-Петербург


        Для успешного освоения программы обучения в школе у детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.

Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Одной из актуальных проблем, отвечающих современным требованиям, становится изучение связной речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей. Опыт детей в процессе обучения обогащается не только путем непосредственного восприятия предметов, но и при помощи наглядности.

Наглядность, это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь дошкольнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Одним из эффективных видов наглядности являются аудиовизуальные пособия и компьютерные презентации. Они содействуют созданию наиболее благоприятных условий для эмоционального восприятия ребенком материала и активизируют мышление детей, способствуют формированию их познавательных интересов в рассказывании, расширяют возможности сенсорного восприятия ребенка, обогащая и уточняя его представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако, мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающим. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенка взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи – сообщения в виде монолога – рассказа о пережитом и виденном.

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое, варьируется лишь количество предложений и их развернутость. Овладение связными формами высказывание – сложный и длительный процесс, требующий успешного педагогического воздействия и руководства.

Развитие связной речи ребенка – дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а так же на занятиях. В соответствии с программными требованиями в группе проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин. Выбор средств обучения при этом не может не зависеть от того, в каком виде рассказывания предстоит упражнять детей, какие психические процессы будут активизироваться учебными речевыми заданиями.

Чтобы познакомить старших дошкольников с фактами, событиями, на основе которых они бы могли строить обобщения, добиваясь осознанных проверенных практикой истинных знаний, воспитатель прибегает к различным видам наглядности. Поэтому наглядность – один из важнейших принципов дидактики. Он требует обучать на основе живого восприятия изучаемых предметов в натуре или их изображений.

Однако, только беглое знакомство с внешним видом изучаемого предмета не вскрывает его сущности. Поэтому наиболее верно усваиваются знания, если наглядное пособие позволяет показать предметы и процессы в развитии, не изолированного друг от друга, а в связи с другими предметами и процессами. Это обеспечивается всей системой наглядных средств обучения, начиная от натуральных объектов и кончая различными их изображениями. Воспитатель передает знания, но чтобы дошкольник понял значения слов воспитателя, у него должны возникнуть отчетливые представления о предметах и явлениях окружающего мира на основе который формируются научные понятия.

Обеспечивая образную сторону знаний детей, технические средства отвечают принципу научной достоверности в обучении. Они рассказывают о прочно установившихся в науке знаниях и показывают самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для детей форме.

Принцип доступности обучения, то есть соответствия содержания и методов изложения материала возрастным особенностям детей, также лежит в основе применения современных технических средств обучения.

К современным техническим средствам обучения относятся:

экранно-звуковые средства (в том числе интерактивная доска и компьютерные презентации);

экранные средства;

аудиовизуальные средства;

статические экранные пособия.

        Звуковые средства обучения:

магнитная запись;

учебное кино.

        Экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО) позволяют организовать активную деятельность дошкольников, разнообразить учебные приемы, переключать детей с одного вида учебной деятельности на другой, тем самым способствуя развитию у дошкольников внимания и интереса с изучаемому вопросу, готовности затратить волевые усилия для преодоления возникающих трудностей. Технические возможности современных ЭЗСО в фиксации и воспроизведении явлений реальной действительности делают их важным источником чувственного, наглядного материала, источником «живого созерцания».

        Экранные средства обучения способствуют восприятию, усвоению и систематизации учебного материала. При оценке места и роли экранных пособий в системе средств обучения рассказыванию необходимо учитывать дидактические возможности различных пособий в процессе обучения.

        Аудиовизуальные средства как наглядность вызывают у детей живой интерес, дают образец выразительной речи и красочное световое изображение предмета или явления, о котором идет речь. Это соответствует необходимости вести обучение так, чтобы детям было интересно, чтобы затрагивались детские эмоции.

        Значительное место в общей системе применения технических средств обучения принадлежит статическим экранным пособиям. Привлечение внимания старших дошкольников к изображению на экране и всестороннее обсуждение дает возможность организовать одновременную работу всех детей с содержанием кадра. Статичность изображения – это возможность удерживать его на экране столько времени, сколько требуется для объяснения материала или для проверки знаний детей. Важным и широко используемым статичным экранным средством обучения являются слайды. Главное их преимущество заключается в больших размерах изображения, что дает возможность рассматривать детали. Особое место среди статических экранных средств занимают слайды презентации, которые обладают динамичностью, позволяющую проследить главные фазы изучаемого явления.

        Звуковые средства обучения считаются наиболее часто используемыми техническими средствами обучения и воспитания. Звукозапись открывает гораздо более широкие педагогические возможности. Применение звукозаписи для развития устной речи дошкольников помогает воспитателю зафиксировать ее, выявить неуловимые для детей при произношении ошибки, проанализировать и устранить их.

Учебное кино или видеофильмы характеризуются рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управления процессом восприятия, целостность и законченность. Целостность и законченность экранно-звукового пособия состоит в том, что оно подготовлено для использования как основной источник информации и поэтому содержит логически целостную информацию с определенной методикой ее подачи.

Одним из современных способов хранения информации является видеозапись. Использование видеозаписи позволяет усиливать интеллектуальные возможности детей, воздействуя на их память, эмоции, мотивы, интересы, создает условия для перестройки структуры их познавательной и производительной деятельности. Аудиовизуально поданный материал детям по иному осмысливается, чем материал, изложенный воспитателем. Здесь большое значение имеют психологические особенности восприятия теле изображения. Наукой доказано, что одним из конституирующих свойств человеческой речи является ее эмоциональность.

Использование технических средств обучения рассказыванию детей показывает, что уровень развития умения рассказывать повышается, дети заинтересованней относятся к выполнению заданий, рассказы становятся лаконичнее, точнее, усложняются конструкции предложений, правильней становятся их построения. В рассказах детей использовались описания, сравнения, вводные слова, что является важным при подготовке детей к школе.


Литература

  1. Каджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Издательский центр Академия, 2007.
  2. Каджаспирова Г.М. Использование технических средств в дошкольном образовании. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Лямина Т.М. Формирование речевой деятельности (старший дошкольный возраст). Ж-л «Дошкольное воспитание» - 2005 №9, стр.49-55.
  4. Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей. – М.: Академия, 2005.
  5. Сыч В.Д. Технические средства в детском саду. М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Использование современных технологий в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста по степ - аэробике «Вместе весело шагать»

Тема самообразования: «Использование современных технологий в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста по степ - аэробике «Вместе весело шагать»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В связи с масштабными изменениями в системе дошкольного образования перед педагогами ДОУ поставлена задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто дать знания, а...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В статье педагоги деляться опытом , как наиболее интересно обучить детей правилам дорожной безопасности ,используя Кейс-технологию....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В ходе образовательной деятельности,  тематическх бесед с детьми средней группы при  рассмотрении кейс- иллюстраций,  кейс-  фотографий с ситуациями пешеходов  на дороге, пасс...

«Использование кейс технологии для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Мастер – класс для педагогов  «Использование кейс технологии для обучения детей старшегодошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Мастер класс по теме : " Использование карт Проппа в обучении детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию".

Цель мастер класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности  педагогов по использованию технологии "Карты Проппа"....