ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПАТРИОТЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»
методическая разработка на тему

Бочарова Анастасия Васильевна

Дополнительная образовательная программа

«Патриоты Оренбургской области»

 (Муниципального дошкольного образовательного

бюджетного учреждения «новотроицкий дЕТСКИЙ САД №13 «малышка» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_programma.docx58.93 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Патриоты Оренбургской области»

 (МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «НОВОТРОИЦКИЙ ДЕТСКИЙ САД №13 «МАЛЫШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

Автор:

Бочарова Анастасия Васильевна,

воспитатель МДОБУ

«Новотроицкий детский сад №13» г. Новотроицк

Оренбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………………………...4

  1. Направленность дополнительной образовательной программы…………………...4
  2. Новизна дополнительной образовательной программы……………………………..4
  3. Актуальность дополнительной образовательной программы……............................4
  4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы……………………....5
  5. Отличительные особенности  дополнительной образовательной программы……5
  6. Возраст детей, участвующих в реализации данной

дополнительной образовательной программы………………………………………………..6

  1. Сроки реализации дополнительной образовательной программы............................6
  2. Формы и режим занятий……………………………………………..…………………...6
  3. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности……………6
  4. Формы подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы…………………………………………………………………….7

  1. Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности….8
  2. Содержание дополнительной образовательной программы……………………….17
  3. Карта наблюдения………………………………………………………………………..31
  4. Ресурсное обеспечение программы дополнительного образования детей ……….38
  5. Список используемой литературы……………………………………..........................41

  1. Пояснительная записка
  1. Направленность дополнительной образовательной программы

Программа реализуется в рамках социально-личностного направления развития дошкольника. Доминирующая образовательная область программы «Патриоты Оренбургской области» является социализация.

  1. Новизна дополнительной образовательной программы

Новизна данной образовательной программы заключается в дополнении содержания основной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакции Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. М. Васильевой. В парциальной программе реализуется региональный компонент. В темах рассматриваются природа Оренбургской области, народы, проживающие в Оренбуржье, и чем знаменит Оренбургский край.

  1. Актуальность дополнительной образовательной программы

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать ее богатство. В связи с этим немаловажно воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к своей Малой Родине, своему городу, родному краю.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, родного края, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка, осознания ребенком самого себя как части этой малой родины, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых в родном крае.

Базовым этапом формирования у детей любви к Малой Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, селе, поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

На основании вышеизложенного была разработана программа «Патриоты Оренбургской области», призванная решить проблему патриотического образования с учетом духовно-нравственного воспитания.

  1. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель: формирование первоначальных патриотических чувств детей на основе изучения родного края.

Задачи:  

- способствовать формированию нравственных представлений, воспитанию патриотических чувств;

- формировать интерес к природе, истории, традициям, культуре Оренбуржья;

- способствовать развитию умений познавательно-исследовательской деятельности;

- способствовать развитию навыков художественно-эстетической деятельности.

1.5. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа «Патриоты Оренбургской области» отличается от других идентичных программ, в частности от программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, А.М. Васильевой, рекомендуемой по Федеральным государственным требованиям тем, что в программе реализуется региональный компонент. В темах рассматриваются природа Оренбургской области, культура народов, проживающих в Оренбуржье, и чем знаменит Оренбургский край. Данная программа является дополнительной, вариантной частью к общеобразовательной программе  детского дошкольного учреждения.

  1. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.

Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте нравственные качества ребенка, развивающиеся на основе его осмысленного отношения  к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Педагог воспитывает у детей осознанное поведение, подчиненное нормам коммунистической!!!!!!! морали.(что вы имеете в виду???)

С первых лет жизни дети усваивают представления о нормах морали сообщества.К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым.

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.

  1. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа реализуется в течение 5 месяцев.

  1. Формы и режим занятий

Программа реализуется 2 раза в месяц после обеда в форме кружкового занятия.

  1. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностное развитие:

  • проявляет устойчивый интерес к природе, народам и культуре Оренбургской области;
  • способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о природе, народах и культуре родного края, собственным продуктам исследовательской деятельности;
  • активно пропагандирует ценность природы, человека, культуры народов Оренбуржья.

Интеллектуальное развитие:

  • способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение);
  • способен разработать план действий по созданию продукта, составления описательного рассказа о природе, народах и культуреродного края;
  • демонстрирует понятие духовной ценности природы, культуры и народов родного края в жизни человека.

Физическое развитие:

  • проявляет ручную ловкость в процессе выполнения заданий;
  • способен довести работу до конца.
  1. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Наблюдение процесса художественно-творческой деятельности ребенка, заполнение Карты наблюдения.

Создание руками детей «Красной книги Оренбургской области».

Коллективная выставка продуктов деятельности детей на тему «Народы Оренбуржья!»

Коллективная выставка продуктов деятельности детей на тему «Чем знаменито Оренбуржье!»


  1. Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности

№ п/п

Тема

Время, минуты

Интегративные качества

Методические пособия

Модуль 1. Природа Оренбуржья

1.1.

Живая природа Оренбуржья

25-30

Любознательный, активный;

Эмоционально отзывчивый;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

Овладевший необходимыми умениями и навыками;

НиколаеваС.Н.«Юный эколог»;

Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»;

Гризик Т.И.Подраздел «Мир природы» программы «Радуга»;

 КондратьеваН.И. «Программа экологического образования детей «Мы». Азбука экологии».

1.2.

Неживая природа Оренбуржья

25-30

Модуль 2. Народы проживающие на территории Оренбуржья

2.1.

Русские

25-30

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать;

Эмоционально отзывчивый;

Откликается на эмоции близких людей и друзей;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Овладевший необходимыми умениями и навыками;

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Статья «Оренбургская область»: «Народы»;

«Наследие» М.Ю.Новицкой;

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой;

Система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной;

«Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук

«Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой;

«Мир детства» г. Оренбург;

«Росток» г. Челябинск;

«Живой родник» г. Северск;

«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской;

«Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет»;

Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др.;

Арапова  Н.А. «Мой родной дом»;

Демин В.Н. «Тайны русского народа»;

Жуковская Р.И. «Родной край»;

Каргин С.А. «Народная художественная культура»;

Костина Э.П. «Родина моя – Россия»;

Рылеева Е. В. «Вместе веселее»;

Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям»;

Сухомлинский В. А. «Родина в сердце»;

Усова А. П. «Русское народное творчество в детском саду»;

Ушинский К.Д. «Родное слово».

2.2.

Казахи

25-30

2.3.

Башкиры

25-30

2.4.

Татары

25-30

2.5.

Удмурты

25-30

2.6.

Марийцы

25-30

2.7.

Чуваши

25-30

2.8.

Мордва

25-30

Модуль 3. Чем славится оренбургский край?

3.1.

Оренбургский пуховый платок

25-30

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать;

Эмоционально отзывчивый;

Откликается на эмоции близких людей и друзей;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Овладевший необходимыми умениями и навыками;

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Статья «Оренбургская область»: «Народы»;

«Наследие» М.Ю.Новицкой;

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой;

Система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной;

«Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук

«Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой;

«Мир детства» г. Оренбург;

«Росток» г. Челябинск;

«Живой родник» г. Северск;

«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской;

«Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет»;

Н.Г. Комратовой, Л.Ф. Грибовой и др.;

Арапова  Н.А. «Мой родной дом»;

Демин В.Н. «Тайны русского народа»;

Жуковская Р.И. «Родной край»;

Каргин С.А. «Народная художественная культура»;

Костина Э.П. «Родина моя – Россия»;

Рылеева Е. В. «Вместе веселее»;

Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям»;

Сухомлинский В. А. «Родина в сердце»;

Усова А. П. «Русское народное творчество в детском саду»;

Ушинский К. Д. «Родное слово».

3.2.

Акбулакская игрушка

25-30

Создание руками детей «Красной книги Оренбургской области».

Коллективная выставка продуктов деятельности детей на тему «Народы Оренбуржья!»

Коллективная выставка продуктов деятельности детей на тему «Чем знаменито Оренбуржье!»


3. Содержание дополнительной образовательной программы

Модуль 1. Природа Оренбуржья

Тема 1.1. Живая природа Оренбуржья

Домашние животные Оренбуржья.Дикие животные Оренбуржья. Животные занесённые в «Красную книгу Оренбургской области».Растения Оренбургской области. Растения, занесённые в «Красную книгу Оренбургской области».

Дидактическая игра:

  • «Поедем в край родной» (уточнение представлений детей о растительном и животном мире Оренбургской области).
  • «Четвертый лишний» (сравнительный анализ животных, растений).
  • «Птицы нашего города» (знакомить детей с птицами родного города).

Материалы и оборудование:

Зрительный ряд: видеофрагменты, фотографии животных и растений;

Музыка: звуки шума леса, пение птиц, крики животных;

Литературный ряд: стихи и загадки растениях и животных.

Вид деятельности: игровая, физическая культура, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Интеграция образовательных областей:чтение художественной литературы, физическая культура, познание, музыка, коммуникация, социализация, труд.

Продукт:Создание руками детей «Красной книги Оренбургской области».

Тема 1.2. Неживая природа Оренбуржья

Воздух Оренбургского края.  Водоемы Оренбуржья. Ландшафт Оренбургской области.  Заповедники  Оренбуржья.

Дидактическая игра:

  • «Поедем в край родной» (уточнение представлений детей о неживой природе Оренбургской области).
  • «Четвертый лишний» (сравнительный анализ элементов неживой природы).
  • «Растения нашего города» (знакомить детей с растениями родного города).

Материалы и оборудование:

Зрительный ряд: видеофрагменты, фотографии водоемов, степей, равнин, гор;

Музыка: звуки шума леса, воды, ветра;

Литературный ряд: стихи и загадки неживой природы.

Вид деятельности: игровая, физическая культура, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Интеграция образовательных областей:чтение художественной литературы, физическая культура, познание, музыка, коммуникация, социализация, труд.

Модуль 2. Народы, проживающие на территории Оренбуржья

Тема 2.1. Русские

Появление русских на Урале. Яицкие казаки. Русская культура. Русские народные праздники и традиции. Русские народные костюмы. Казачьи костюмы. Казачьи праздники и традиции.  Место проживание русского народа в Оренбуржье.

Дидактическая игра:

  • «Поедем в край родной» (уточнение представлений детей о русском народе в Оренбургской области).
  • «Четвертый лишний» (сравнительный анализ русского народа с другими).
  • Домино «Народные промыслы» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Нарисуй узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Одень куклу» (знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре).
  • «Сортируй узоры» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Собери узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).

Материалы и оборудование:

Зрительный ряд: видеофрагменты, фотографии народных костюмов и традиций;

Музыка:народные песни;

Литературный ряд: русские народные пословицы, сказки.

Вид деятельности: игровая, физическая культура, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Интеграция образовательных областей:чтение художественной литературы, физическая культура, познание, музыка, коммуникация, социализация, труд.

Тема 2.2. Казахи

Появление казахов на Урале. Казахская культура. Казахские народные праздники и традиции. Казахские народные костюмы. Место проживания казахского народа в Оренбуржье.    

Дидактическая игра:

  • «Поедем в край родной» (уточнение представлений детей о казахском народе в Оренбургской области).
  • «Четвертый лишний» (сравнительный анализ казахского народа с другими).
  • Домино «Народные промыслы» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к казахским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Нарисуй узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к казахским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Одень куклу» (знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре).
  • «Сортируй узоры» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к казахским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Собери узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к казахским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).

Материалы и оборудование:

Зрительный ряд: видеофрагменты, фотографии народных костюмов и традиций;

Музыка:народные песни;

Литературный ряд: казахские народные пословицы, сказки.

Вид деятельности: игровая, физическая культура, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Интеграция образовательных областей:чтение художественной литературы, физическая культура, познание, музыка, коммуникация, социализация, труд.

Тема 2.3. Башкиры

Появление Башкиров на Урале. Башкирская культура. Башкирские народные праздники и традиции.Башкирские народные костюмы. Место проживания башкирского народа в Оренбуржье.    

Дидактическая игра:

  • «Поедем в край родной» (уточнение представлений детей о башкирском народе в Оренбургской области).
  • «Четвертый лишний» (сравнительный анализ башкирского народа с другими).
  • Домино «Народные промыслы» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к башкирским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Нарисуй узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к башкирским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Одень куклу» (знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре).
  • «Сортируй узоры» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к башкирским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Собери узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к башкирским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).

Материалы и оборудование:

Зрительный ряд: видеофрагменты, фотографии народных костюмов и традиций;

Музыка:народные песни;

Литературный ряд: башкирские народные пословицы, сказки.

Вид деятельности: игровая, физическая культура, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Интеграция образовательных областей:чтение художественной литературы, физическая культура, познание, музыка, коммуникация, социализация, труд.

Тема 2.4. Татары

Появление татаров на Урале. Татарская культура. Татарские народные праздники и традиции.Татарские народные костюмы. Место проживания татарского народа в Оренбуржье.    

Дидактическая игра:

  • «Поедем в край родной» (уточнение представлений детей о татарском народе в Оренбургской области).
  • «Четвертый лишний» (сравнительный анализ татарского народа с другими).
  • Домино «Народные промыслы» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к татарским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Нарисуй узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к татарским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Одень куклу» (знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре).
  • «Сортируй узоры» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к татарским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Собери узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к татарским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).

Материалы и оборудование:

Зрительный ряд: видеофрагменты, фотографии народных костюмов и традиций;

Музыка: народные песни;

Литературный ряд: татарские народные пословицы, сказки.

Вид деятельности: игровая, физическая культура, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Интеграция образовательных областей:чтение художественной литературы, физическая культура, познание, музыка, коммуникация, социализация, труд.

Тема 2.5. Удмурты

Появление удмуртов на Урале. Удмуртская культура. Удмуртские народные праздники и традиции.Удмуртские народные костюмы. Место проживания удмуртского народа в Оренбуржье.    

Дидактическая игра:

  • «Поедем в край родной» (уточнение представлений детей о удмуртском народе в Оренбургской области).
  • «Четвертый лишний» (сравнительный анализ удмуртского народа с другими).
  • Домино «Народные промыслы» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к удмуртским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Нарисуй узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к удмуртским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Одень куклу» (знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре).
  • «Сортируй узоры» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к удмуртским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Собери узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к удмуртским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).

Материалы и оборудование:

Зрительный ряд: видеофрагменты, фотографии народных костюмов и традиций;

Музыка: народные песни;

Литературный ряд: удмуртские народные пословицы, сказки.

Вид деятельности: игровая, физическая культура, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Интеграция образовательных областей:чтение художественной литературы, физическая культура, познание, музыка, коммуникация, социализация, труд.

Тема 2.6. Марийцы

Появление марийцев на Урале. Марийская культура. Марийские народные праздники и традиции.Марийские народные костюмы. Место проживания марийского народа в Оренбуржье.    

Дидактическая игра:

  • «Поедем в край родной» (уточнение представлений детей о марийском народе в Оренбургской области).
  • «Четвертый лишний» (сравнительный анализ марийского народа с другими).
  • Домино «Народные промыслы» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к марийским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Нарисуй узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к марийским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Одень куклу» (знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре).
  • «Сортируй узоры» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к марийским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Собери узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к марийским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).

Материалы и оборудование:

Зрительный ряд: видеофрагменты, фотографии народных костюмов и традиций;

Музыка:народные песни;

Литературный ряд: марийские народные пословицы, сказки.

Вид деятельности: игровая, физическая культура, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Интеграция образовательных областей:чтение художественной литературы, физическая культура, познание, музыка, коммуникация, социализация, труд.

Тема 2.7. Чуваши

Появление чуваш на Урале. Чувашская культура. Чувашские народные праздники и традиции.Чувашские народные костюмы. Место проживания чувашского народа в Оренбуржье.    

Дидактическая игра:

  • «Поедем в край родной» (уточнение представлений детей о чувашском народе в Оренбургской области).
  • «Четвертый лишний» (сравнительный анализ чувашского народа с другими).
  • Домино «Народные промыслы» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к чувашским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Нарисуй узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к чувашским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Одень куклу» (знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре).
  • «Сортируй узоры» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к чувашским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Собери узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к чувашским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).

Материалы и оборудование:

Зрительный ряд: видеофрагменты, фотографии народных костюмов и традиций;

Музыка:народные песни;

Литературный ряд:чувашские народные пословицы, сказки.

Вид деятельности: игровая, физическая культура, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Интеграция образовательных областей:чтение художественной литературы, физическая культура, познание, музыка, коммуникация, социализация, труд.

Тема 2.8. Мордва

Появление мордвы на Урале. Мордовская культура. Мордовские народные праздники и традиции.Мордовские народные костюмы. Место проживания мордовского народа в Оренбуржье.    

Дидактическая игра:

  • «Поедем в край родной» (уточнение представлений детей о мордовском народе в Оренбургской области).
  • «Четвертый лишний» (сравнительный анализ мордовского народа с другими).
  • Домино «Народные промыслы» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к мордовским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Нарисуй узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к мордовским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Одень куклу» (знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре).
  • «Сортируй узоры» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к мордовским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).
  • «Собери узор» (знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к мордовским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы).

Материалы и оборудование:

Зрительный ряд: видеофрагменты, фотографии народных костюмов и традиций;

Музыка:народные песни;

Литературный ряд: мордовские народные пословицы, сказки.

Вид деятельности: игровая, физическая культура, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Интеграция образовательных областей:чтение художественной литературы, физическая культура, познание, музыка, коммуникация, социализация, труд.

Продукт:Коллективная выставка продуктов деятельности детей на тему «Народы Оренбуржья!».

Модуль 3. Чем славится оренбургский край?

Тема 3.1. Оренбургский пуховый платок

История появления данного ремесла. Материал, из которого изготавливается Оренбургский пуховый платок. Технология вязания Оренбургского пухового платка.

Дидактическая игра:

  •  «Четвертый лишний» (сравнительный анализ оренбургского пухового платка с другими ремеслами и пуховыми платками).

Материалы и оборудование:

Зрительный ряд: видеофрагменты вязания платка, фотографии пухового платка;

Музыка: песни про оренбургский пуховый платок;

Литературный ряд: стихи про оренбургский пуховый платок.

Вид деятельности: игровая, физическая культура, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, физическая культура, познание, музыка, коммуникация, социализация, труд.

Тема 3.2. Акбулакская игрушка

История появления данного ремесла. Материал, из которого изготавливается акбулакская игрушка. Технология изготовления акбулакской игрушки.

Дидактическая игра:

  •  «Четвертый лишний» (сравнительный анализ акбулакской игрушки с другими ремеслами).

Материалы и оборудование:

Зрительный ряд: видеофрагменты изготовления, фотографии акбулакской игрушки;

Музыка: песни про акбулакскую игрушку;

Литературный ряд: стихи про акбулакскую игрушку.

Вид деятельности: игровая, физическая культура, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, физическая культура, познание, музыка, коммуникация, социализация, труд.

Продукт: Коллективная выставка продуктов деятельности детей на тему «Чем знаменито Оренбуржье!».


  1. Карта наблюдения

п/п

Интегративные качества

Критерии оценки

Качество проявляется

Часто

Редко

Иногда

1.

Любознательный, активный

Высокий уровень: самостоятельно задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать;

Средний уровень: с помощью воспитателя задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать;

Низкий уровень: не задает вопросы взрослому, не любит экспериментировать, не способен самостоятельно действовать;

2.

Эмоционально отзывчивый

Высокий уровень:самостоятельнооткликается на эмоции близких людей и друзей;

Средний уровень:с помощью воспитателя откликается на эмоции близких людей и друзей;

Низкий уровень: не откликается на эмоции близких людей и друзей;

3.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Высокий уровень:самостоятельно адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

Средний уровень:с помощью воспитателя адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

Низкий уровень: не адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, не владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

4.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Высокий уровень:самостоятельно способен управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

Средний уровень:с помощью воспитателя способен управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

Низкий уровень: не способен управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

5.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

Высокий уровень:самостоятельно способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

Средний уровень:с помощью воспитателя способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

Низкий уровень: не способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

6.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Высокий уровень:имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Средний уровень:имеет частично первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Низкий уровень: не имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

7.

Овладевший  универсальными предпосылками учебной деятельности

Высокий уровень:самостоятельно овладел универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Средний уровень:с помощью воспитателя овладел универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Низкий уровень: не овладел универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

8.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Высокий уровень:самостоятельно сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

Средний уровень:с помощью воспитателя сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

Низкий уровень: не сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

В пустых столбиках напишите цифры (%), которые Вы получили


  1. Ресурсное обеспечение программы дополнительного образования детей

Нормативно-правовой ресурс

  1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (от 23 ноября 2009 г. № 655);
  3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13;
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Министерство образования и науки России от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва);
  5. Конвенция ООН о правах ребенка;
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Научно-методический ресурс

  1. Примерная основная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакции Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, А.М. Васильевой;
  2. Статья «Оренбургская область»: «Народы»;
  3. «Наследие» М.Ю.Новицкой;
  4. Программа по патриотическому воспитанию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой;
  5. Система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной;
  6. Вариативная программа по патриотическому воспитанию «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук;
  7. Программа по патриотическому воспитанию «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой;
  8. Программа по патриотическому воспитанию «Мир детства» г. Оренбург;
  9. Программа по патриотическому воспитанию «Росток» г. Челябинск;
  10. Программа по патриотическому воспитанию «Живой родник» г. Северск;
  11. Программа по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской;
  12. «Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой.
  13. Арапова  Н. А. «Мой родной дом»;
  14. Демин В. Н. «Тайны русского народа»;
  15. Жуковская Р. И. «Родной край»;
  16. Каргин С.А. «Народная художественная культура»;
  17. Костина Э.П. «Родина моя – Россия»;
  18. Рылеева Е. В. «Вместе веселее»;
  19. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям»;
  20. Сухомлинский В. А. «Родина в сердце»;
  21. Усова А. П. «Русское народное творчество в детском саду»;
  22. Ушинский К. Д. «Родное слово».
  23. Новицкая М. Ю. «Наследие»

Кадровый ресурс

Данная вариативная программа «Патриоты Оренбургской области» написана для воспитателей. Воспитатель должен:

  • владеть компьютерными технологиями;
  • владеть умением заинтересовать дошкольников;
  • владеть умением ставить и достигать цели;
  • владеть организаторскими способностями;
  • владеть коммуникативными способностями;
  • владеть знаниями о природе, народах, культуре Оренбуржья.

Материально-технический ресурс

Для реализации программы необходимы следующие компоненты развивающей среды: компьютер, проектор, экран, аудио магнитофон, картинки с животными, народными костюмами, растениями, произведениями искусства.

Технологический ресурс

  1. Учебные и методические пособия по программе 
    (см. список литературы). 
  2. Материалы из опыта работы: 
  1. физкультминутки, загадки; 

б) конспекты занятий;

в) патриотические досуги, праздники; 

г) дидактические игры; 

д) карты наблюдений; 

е) компьютерные презентации на темы: «Народы Оренбуржья», «Природа Оренбуржья», «Чем знаменита Оренбургской области»;

ж) музыкальные фрагменты.

6. Список использованной литературы

  1. Алёшина Н.В. Система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» / Н.В.Алёшина. – М.: «Просвещение», 2000. – 135с.
  2. Арапова Н.А. «Мой родной дом» / Н.А. Арапова.- М.: «Просвещение», 2005. - 150с.
  3. Вариативная программа по патриотическому воспитанию «Мой родной дом» / под редакцией Т.И. Оверчук. – М.: «Просвещение», 2000. – 235с.
  4. Демин В.Н. «Тайны русского народа» / В.Н. Демин. –М.: «Москва», 1999. – 187с.
  5. Жуковская Р.И. «Родной край» / Р.И. Жуковская. – М.: «Просвещение», 1990. – 180с.
  6. Зеленова Н.Г.  Программа по патриотическому воспитанию «Мы живём в России» / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М. «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2005. – 300с.
  7. Каргин С.А. «Народная художественная культура» / С.А. Каргин.  – М.: «Дрофа»,1997. – 239с.
  8. Князева О.Л. Программа по патриотическому воспитанию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /О.Л.Князева, М.Д.Маханёва. - М.: «Дрофа», 2000. – 239с.
  9. Комратова Н. Г. «Патриотическое воспитание детей 4-6 и 6-7 лет» / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М.: «Просвещение», 2000. – 195с.
  10.  Костина Э.П. «Родина моя – Россия» / Э.П. Костина. - Н. Новгород: «Россия», 2006. – 283.
  11.  Новицкая М.Ю. «Наследие» / М.Ю. Новицкая. –М.: «Линка  пресс», 2003. – 256с.
  12.  Программа по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?» / под редакцией Л.А. Кондрыкинской. – 2-е изд. испр.и доп. – М.:«МОЗАЙКА-СИНТЕЗ», 2007. – 340с.
  13. Программа по патриотическому воспитанию «Мир детства» г. Оренбург–52с.
  14.  Программа по патриотическому воспитанию «Росток» г.Челябинск – 48с.
  15.  Программа по патриотическому воспитанию «Живой родник» г.Северск – 62с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка «Фантазеры» ( образовательная область «Художественно-эстетическое развитие)

Образовательная программа кружка «Фантазеры» имеет художественную направленность, способствует развитию творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобра...

Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста.

Если в раннем возрасте начать знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нра...

Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Растем патриотами" для детей 3 - 7 лет

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.Ребенок с перв...

Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста.

Культура великого русского народа, которая складывалась веками и имеет огромное количество обычаев, традиций и обрядов, уникального фольклора, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизн...

Методическая разработка. Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию. "Растём патриотами". Для детей второй группы раннего возраста.

Актуальность: В наше время, под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Культура великого русского народа, которая складывала...

Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Мы Патриоты» для детей раннего возраста.

Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить ос...

Дополнительная образовательная программа «Юный патриот»

Дополнительная образовательная программа для детей средней группы  «Юный патриот»...