Программа кружка "Школа волшебства".
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Мухаметкулова Светлана Фаритовна

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации.   Целью работы кружка является создание условий для развития познавательной активности детей через экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_shkola_volshebstva.docx43.39 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Школа волшебства».

 Образовательная область «Познание»

(нормативный срок освоения программы 1 год)

Пояснительная записка.

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности.                      Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации.   Целью работы кружка является создание условий для развития познавательной активности детей через экспериментирование.Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде детского сада - лаборатория экспериментирования, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации кружковой работы.Наличие детской лаборатории дало возможность работать небольшими группами (по 5 - 6 человек), использовать материалы, которые невозможно использовать при большом количестве детей, не ограничивать ребёнка в деятельности из гигиенических целей (прольёшь, испачкаешься).Структура программы состоит трех разделов:                                                                                            Живая природа.                                                                                             Неживая природа.                                                                                                Человек. Рукотворный мир.                                                                               Программа рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста.Занятия проводятся с сентября по май во вторую половину дня.Кружок проводится 1 раз в неделю. Продолжительность  занятий:30 минут.Целевая группа - кружок посещают дети 6 - 7 лет.Форма проведения - групповая (12 человек)Занятия проводятся в форме партнерской деятельности с взрослым, накоторых дети получают возможность проявить собственную исследовательскую деятельность.

Актуальность.

Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, недостаточность методических разработок в плане осуществления системно-деятельностного подхода к детскому экспериментированию, актуальной становится проблема разработки системы методической работы по осуществлению системно-деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования.Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Зачем я это делаю? Что хочу узнать? Что получилось в результате? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Как я это делаю?  

Цель.

Развитие познавательных интересов детей, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на основе обогащенного и сформированного эмоционально - чувственного опыта.

Задачи.

1) Стимулировать познавательную активность и любознательность детей старшего дошкольного возраста.

2) Способствовать развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.),

3) Активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными и физическими явлениями.

4) Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, оценочное и критическое отношение к миру.

Методы и приемы организации познавательной деятельности:

• наблюдение;

• эвристическая беседа;

• эксперимент;

• описание;

• постановка проблемных вопросов; вопросов, помогающих прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание, вопросы, стимулирующие самооценку ребенка (Доволен ли ты собой, как исследователь);

• прием стимулирования детей к коммуникации (Спроси своего друга, что он думает по этому поводу).

Основное  оборудование детской лаборатории:


· приборы-«помощники»:
микроскоп,лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
· природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.
· бросовый  материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
· разные виды бумаги;
· красители: гуашь, акварельные краски;
·медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши;
· прочие материалы:зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и т.д.

Последовательность проведения детского эксперимента:

1.Постановка проблемы (задачи).

2.Поиск путей решения проблемы.

3.Проведение опытов.

4.Фиксация наблюдений.

5.Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Предполагаемые результаты:

расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности;
развитие уровня умственных умений дошкольников.

Критерии оценки планируемых результатов:

С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности мы использовали показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. За основу взяты сводные данные  о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования  (Иванова А.И).                                                                   (Таблица 1).

Для оценки изучения уровня развития любознательности послужила анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича).                               (Таблица 2).

Таблица 1

Уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему, активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами,  свойствами и назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоги с взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно с взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен  в  выдвижении идей  по решению проблем. С трудом понимает выдвинутые детьми гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из за недостаточного осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей,   последовательностей (что сначала, что потом).

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдо логические. Ребенок ориентируется на внешние несущественные особенности материала, с которым он действует, не вникая в его подлинное содержание.

Таблица 2

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1.

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 5

 3

 1

2.

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

 5

 3

 1

3.

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

 3

 1

4.

Часто ли задает вопросы:

 почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 5

 3

 1

5.

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно читать схемы, карты, чертежи и делать что–то по ним (лепить, конструировать)

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 5

 3

 1

6.

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

 5

 3

 1

30-22 баллов – потребность выражена сильно;
21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;
17 и меньше  баллов – потребность выражена слабо.

Для определения уровня знаний о неживой природе мы использовали следующие вопросы:

1. Опишите качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги;  из резины; из металла; из пластмасса.

2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?


Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей  дошкольного возраста. Поэтому мы разработали программу кружковой работы по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста.
 

Содержание программы.

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛИ

СОДЕРЖАНИЕ

ЖИВАЯ ПРИРОДА

Сентябрь

1.Может ли растение дышать?

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Работа по теме.

Практическая часть (опыты).

Наблюдение.

Выводы.

2.Нужен ли корешкам воздух?

Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Рассматривание почвы.

Практическая часть (опыты).

Наблюдение. Выводы.

3.Что выделяет растение?

Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Беседа «Почему в лесу так легко дышится?»

Практическая часть (опыты)

Выводы.

4.Что нужно для питания растениям?

Установить, как растение ищет свет.

Беседа о том, почему растения имеют зеленую окраску.

Практическая часть (опыты)

Выводы.

Октябрь

1.Для чего корешки?

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функции корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.

Рассматривание черенков растений с корнями.

Выяснить, для чего нужны корни растениям.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

2.Растение-насос.

Доказать, что корешок растения всасывает воду и стебелек проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.

Вспомнить о функциях корней растений.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

3.Живой кусочек.

Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растений.

Рассматривание корнеплода.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

4.Испарение влаги с листьев растений.

Проверить, куда исчезает вода.

Рассмотреть растение.

Уточнить, как движется вода по растению.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

  Ноябрь

1.Кто чистит аквариум?

Выявить взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд»

Рассмотреть стенки аквариума.

Понаблюдать за поведением моллюсков.

2.Кто ест водоросли?

Продолжать выявлять взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд»  

Рассмотреть водоросли в аквариуме.

Выяснить, кто их ест.

Практическая часть. Выводы.

3.Вода - это хорошо или плохо?

Выделить из многообразия растений водоросли.

Продолжать рассматривать водоросли, выделяя их особенности и разновидности.

Практическая часть (опыты).

Наблюдение. Выводы.

4.Почему говорят «Как с гуся вода?»

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Рассмотреть гусиные и куриные перья.

Выяснить, почему на гусиных перьях вода не задерживается.

Практическая часть (опыты).

Выводы

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА.

Декабрь

1.Почва

Научить узнавать и называть почву, дать представление о том, что почва это верхний плодородный слой земли.  

Беседа о почве.

Рассматривание почвы.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

2.Откуда берется почва?

Рассказать детям о том, как образуется почва, как долго это происходит.

Как дождевые черви создают почву.

Рассматривание дождевых червей. Практическая часть (опыты).

Выводы.

3.Как убедиться, что в почве есть вода?

Познакомить детей со свойствами почвы. Подвести детей к выводу, что в почве есть вода.

Рассмотреть почву.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

4.Как обнаружить в почве воздух?

Обнаружить, что в почве есть воздух; выявить, как воздух выходит из почвы.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

Январь

1.Могут ли животные жить в почве?

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки)

Беседа о том, что необходимо животным для жизни.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

2.Почему песок хорошо сыплется?

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

Составление алгоритмов опытов.

3.Где вода?

Определить, что песок и глина по- разному впитывают воду.

Рассмотреть через лупу песок и глину.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

Февраль

1.Какие свойства?

Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Беседа о воде.

Сравнение воды и льда, воды и снега, снега и льда.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

2.Откуда берется вода?

Познакомить с процессом конденсации.

Практическая часть (опыты).

Рассматривание образовавшегося конденсата

.

3.Куда делась вода?

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды)

Практическая часть (опыты).

Выводы.

4. Водяная мельница.

Познакомить с силой воды.

Практическая часть (опыты).

Выводы. Составление алгоритма деятельности.

ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫЙ МИР.

   Март

1.Родственники стекла.

Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Вспомнить о свойствах стекла.

Беседа о производстве стекла. Опыты.

Выводы.

2.Мир бумаги.

Узнать различные виды бумаги, сравнить их качества и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Рассмотреть разные виды бумаги.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

3.Мир ткани.

Узнать различные виды ткани, сравнить их качества и свойства. Дать понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Рассмотреть разные виды ткани.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

4.Мир пластмасс

Узнать вещи, сделанные из разного вида пластмасс. Сравнить их свойства. Объяснить, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования.

Рассмотреть разные виды пластмасс, изделий из них.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

  Апрель.

1.Вулкан

Совершенствовать умение работать с разными материалами, проявлять стремление к преобразованию.

Рассмотреть иллюстрации с изображением вулкана.

Изготовление макета вулкана.

2.Волшебные превращения (1)

Объяснить изменения агрегатных состояний веществ в зависимости от изменений температуры (твердые-жидкие)

Рассматривание  украшений из различных материалов.

Практическая часть.   Выводы.

3.Волшебные превращения  (2)

Выявить изменение агрегатных состояний вещества под воздействием температуры (твердые-жидкие-газообразные).

Уточнить, из какого материала сделана свеча.

Опыты со свечой.

Выводы.

4.Вертушка

Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объекта.

Беседа  «Можно ли играть с ветром?»

Практическая часть.

Игра с вертушкой.

    Май

1.Как не обжечься?(1)

Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному.

Рассмотреть емкости с водой.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

2. Как не

обжечься (2)

Продолжать выяснять, что предметы из разных материалов

нагреваются по-разному.

Выяснить, какие предметы лучше проводят тепло.

Практическая часть (опыты)

Выводы.

3. Как не

обжечься (3)

Продолжать работу по изучению теплопроводности материалов.

Практическая часть (опыты).

Выводы.

Игра «Веселые человечки».

4. Как измерить тепло?

Выявить принцип действия термометров (увеличение объема жидкости при нагревании, уменьшение объема при сжатии, охлаждении)

Определение температуры воды (горячая, теплая, холодная).

Практическая часть (опыты).

Выводы.

Использованная литература:

1.Венгер Л.А. Планы занятий по программе «Одаренный ребенок» для старшей и подготовительной группы детского сада. – М., 1993.


2.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в  детском  саду. М., 2004.

3.Иванова А.И. Живая экология. М.,2006.

4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.

5.Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.

6. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.

8.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002.

9.Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

10.Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

11.Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

12.Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и природа». – М., 2005.

13.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.-М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

14.Семенова Т.М. Занятия в детском саду: Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников. – Дошкольная педагогика - декабрь 2012 года.

15.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Рабочая программа кружка "Волшебство бумажных лент"

Этот материал будет полезин воспитателям.педагогам дополнительного образования....

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 6-7 лет

Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 5-6 лет

Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 4-5-лет

Целью данной Программы является формирование у детей 4-5 лет эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....

Рабочая программа кружка «Волшебство полосок»

Рабочая программа кружка «Волшебство полосок» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №5....