Игровые приемы по развитию устной речи у детей раннего возраста
консультация на тему

Дёмина Марина Николаевна

Форма речевого общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_razvitie_rechi.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приемы по развитию устной речи у детей раннего возраста.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь — развивается постепенно.

 Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок,— уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности.

 В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Эти формы жизнедеятельности отличаются друг от друга по типу взаимоотношений взрослого и малыша. Обучающая роль взрослого наиболее четко выражается в режимных моментах и на занятиях.

 Важное значение для своевременного развития речи ребенка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его речь.

 В процессе воспитания и обучения необходимо развивать разнообразные формы активности ребенка в различных видах деятельности. Активность должна проявляться и в моменты восприятия речи, понимания, использования усваиваемых языковых слов в целях общения.

 В работе с маленькими детьми особые требования предъявляются к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной. Многословие затрудняет понимание высказываний взрослого и  потому тормозит формирование активных реакций у ребенка на обращенную к нему речь. Исключительно важное значение имеет интонационная выразительность речи воспитателя.

 Развитие речи у детей  успешно осуществляется и в игре. На третьем году жизни ребенка ход игры и обогащение ее содержания еще во многом зависят от окружаюших взрослых. Недостаточно выделить время в режиме дня, предоставить место, игровой материал — необходимо также дать детям соответствующие знания  об окружающем, научить способам действий с предметами, сформировать умение выбирать эти способы, воспитывать интерес к действиям и потребность воспроизводить их. В результате этого увеличивается продолжительность игры с определенными наборами игрушек, формируется устойчивость при воспроизведении целесообразных действий.

 

 Во время выполнения действий дети произносят много различных слов. Постепенно в сознании ребенка слово отделяется от действия: сначала, следуя за ним, как бы подводит итог и обобщает его, потом, предшествуя, планирует его осуществление в реальной предметной ситуации и, наконец, замещает предмет или действие. В результате речь становится самостоятельной деятельностью, выступающей внутри игры. В конце третьего года жизни дети, играя, действуя в воображаемой ситуации, отражают ее в своей активной речи: «Поехал к бабушке... на поезде. Поезд едет-едет... Вдруг сломался... Ехать нельзя… И я сегодня не приеду к бабушке» и т. д.

 

 Большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время занятий создается возможность совместных действий детей и сопереживания по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Общение становится регулярным, малыши стремятся привлечь к своей деятельности воспитателя, начинают задавать вопросы.

 Для развития речевого общения важное значение имеет организация совместной игры между детьми. Приучать к ней надо постепенно, без нажима. Сначала учат наблюдать за игрой другого,потом — осторожно включаться в нее, а затем становится возможньгм переход к совместной игре. Если самостоятельной игре детей воспитатель уделял должное внимание, то между ними устанавливается достаточно сложное по содержанию речевое

общение: они призывают друг друга к развертыванию игрового процесса («Сделаем два гаража. Ты будешь строить маленький,а я — большой»), помогают тем, кто не справляется («Вот так надо строить»), оценивают действия товарища и свои («Ты  не умеешь хорошо строить, а я умею»), запрещают выполнять какие-то действия («Не надо ломать. Нельзя трогать») и т. д.

Постепенно дети учатся не только просить или помогать, но и учатся

соотносить свои действия с действиями других детей, привлекать их внимание к чему-либо интересному, необычному, договариваться о совместной деятельности, просить совета: «Что ли мне еще дом построить?» Самое главное состоит в том, что речь ребенка, является средством общения.

 В качестве примера использования на занятиях различных игр и игровых приемов можно использовать упражнения.

«Угадай, что (кто) это».

Цель. Воспитание слухового восприятия (умения на слух определять различную громкость произнесения звукоподражаний).

Содержание:  Воспитатель произносит различные звукосочетания, соотнося их с предметами или животными. Дети должны определить, что это

Было или кто был. Например, воспитатель подражает гудку паровоза (произносит протяжно звук у: ууу...), мычанию коровы (муу...), крику петуха (кука-ре-ку), игре па дудочке (ду-ду-ду) и т. д. При повторении игры педагог просит ребят определить, далеко или близко находится предмет или животное. Если воспитатель говорит громко, то предмет (животное) находится рядом, если тихо, то далеко.

Методические указания. Подобрать соответствующие предметы; звукоподражанияя произносить громко, четко.

«Ауканье».

Цель. Выработка четких движений органов артикуляционного аппарата. Одновременно отработка умения менять громкость голоса, длительность ротового выдоха.

Содержание. Педагог говорит детям, что они пришли в сад собирать цветы. Некоторые ребята ушли далеко, надо позвать их, поаукаться (складывает руки рупором и показывает, как надо произносить ау), Дети разбиваются на две подгруппы. Одну педагог ставит рядом (они будут говорить ау тихо), а другая уходит в отведенное место (они далеко и будут говорить громко).

Методические указания. Детей с тихой речью ставить в подгруппу, которая должна произносить ау громко, Следить, чтобы все дети оба звука произносили плавно; правильно пользовались громкостью голоса.

Ветер.

Ц ел ь. Воспитание слухового восприятия и четкого провэношения звука в. Одновременно отработка длительности ротового выдоха, умения менять громкость голоса.

1. Вариант. Воспитатель предлагает детям послушать, как гудит легкий ветерок (произносит тихо звук в: ввв...). Затем предлагает послушать, как гудит сильный ветер (усиливает громкость произнесения — ввв..). По его указанию дети воспроизводят, изменяя громкость голоса, гудение легкого ветерка и сильного ветра.

Методические указания. Следить, чтобы дети правильно воспроизводили гудение ветра: тихо - легкого, громко -сильного.

2.Вариант. Воспитатель предлагает детям на одном выдохе показать, как гудит легкий ветерок, сильный ветер и опять легкий ветерок. Ребята воспроизводят шум ветра — вввВВВввв... в последовательности: тихо — громко — тихо.

Методические указания. Следить за тем, чтобы усиление и снижение громкости голоса дети осуществляли на одном вдохе без дополнительного набора воздуха, умели плавно переходить от тихого голоса к громкому и от громкого к тихому.

Для уточнения и закрепления правильного произношения звуков

предлагаю несколько простых игр.

«Звук а»

• «Покажи, как плачет Ляля. Протяжно, громко и отчетливо произнесите

звук [а] (а-а-а...), демонстрируя, что кукла Ляля плачет. Затем предложите

малышу воспроизвести плач куклы. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно широко открывал рот, четко и ясно произносил звук.

«Звук у»

«Самолет». Предложите ребенку послушать, как гудит самолет: произнести отчетливо и протяжно звук [у]. Затем предложите малышу воспроизвести гул самолета. При произнесении звука ребенок вытягивает губы вперед, отчетливо, протяжно и достаточно громко произносит звук [у].

«Звук о»

«УЛяли болят зубки». Скажите: «У Ляли болят зубки, и она стонет вот так о-о-о...» Затем предложите ребенку показать, как стонет Ляля, когда у нее болят зубки. При произнесении звука [о] следите за тем, чтобы губы ребенка слегка вытягивались вперед, были ровно округлены, а звук произносился отчетливо, ясно и достаточно громко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов

Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

Игровые приемы для профилактики нарушений речи у детей дошкольного возраста

В последнее время отмечается тенденция к увеличению детей с нарушениями речи. Для того чтобы таких детей было меньше, необходимо проводить профилактическую работу, начиная с более раннего дошкольного ...

«Развитие активной речи у детей раннего возраста через игровую деятельность»

Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании.Речь малыша развивается постоянно в быту,в игре,в общении и сопровождает его в любой деятельности.Но что бы...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Проект " Развитие устной речи у детей раннего возраста"

Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Читающий человек –мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге,  начиная с раннего возраста. Ведь книга ...