диагностика уровня воспитанности дошкольников
статья на тему

Няттиева Виктория Сергеевна

Краткое выступление по теме на педсовете, презентация, к сожалению, не загрузилась. Актуальная тема. Для дошкольников мало материала по этой теме, в теме говорится о важности уровня воспитанности и методики диагностики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Диагностика уровня воспитанности дошкольников»

Проблема диагностики воспитанности всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту.

В настоящее время в нашем обществе царит равнодушие и бездуховность, отсутствие бережного и чуткого отношения людей друг к другу. В связи с таким положением особо актуальным является не только развитие и воспитание у детей с раннего детства гуманного отношения к "другому", но одновременно и выявление их уровня становления и проявления на каждой возрастной стадии развития ребенка. Следовательно, поднимается вопрос диагностики уровня воспитанности детей дошкольного возраста.

Проблема диагностики заявлена достаточно давно и решается как в психологических, так и педагогических исследованиях.

Однако, что применительно к детям дошкольного возраста педагогическая диагностика практически не разработана.

Критериями оценки воспитанности являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса.

Можно выделить конкретные критерии воспитанности, такие как честность, бескорыстие, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, предупредительность, ответственность, любознательность, самостоятельность, дружелюбие, отзывчивость, дружелюбие, аккуратность, общительность и другие.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду — хорошо, обманывать — плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду). Примерно с 4 лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо.

Но знания, имеющиеся практически у всех детей этого возраста, не обеспечивают сами по себе соблюдения нравственных норм.

1-й тип – «дисциплинированный» (выполнить правило, чего бы это не стоило) встречается с 3-4 лет. На протяжении всего дошкольного возраста идет изменение мотивации нравственного поведения: сначала ребенок старается избегать наказания или порицания, но постепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.

2-й тип – «недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило, удовлетворив своё желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуется преобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствий её нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.

3-й тип – «недисциплинированный правдивый тип» (нарушать правила, следуя своим желаниям, и не скрывать этого): младшие дошкольники проявляют его силу недостаточности произвольности контроля, поэтому они и не переживают «свой позор»; а старшие дети бывают смущены и стыдятся совершенного даже наедине с собой.

В дошкольном возрасте формируется и чувство ответственности за совершаемые поступки,поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды».

Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага – хорошо, а быть эгоистом – плохо.

Но показателями воспитанности являются не только честность и бескорыстие. Какие же качества, определяющие воспитанность, необходимо прививать ребенку с раннего детства. Вежливость. Важно добиваться, чтобы вежливость детей, ocновывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения.

В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. Наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Наблюдение

Педагог наблюдает отношение к ценностям окружающего мира. Например, дети, увидев малыша, проявили жалость и активное желание оказать помощь; в другом случае они откликнулись на затруднения молодой дамы; потом педагог увидел, как дети плакали в театре, проживая горе героя спектакля; и на уроке когда обнаружилось, что нет цветной бумаги у одного из учеников, они протянули ему со всех сторон свою бумагу. У педагога появились основания характеризовать детей как отзывчивых и умеющих сочувствовать другому человеку. Но при условии свободного проявления воли детей, без воспитательного давления педагога.

Наблюдение предполагает так же создание искусственным образом ситуаций естественного плана. Производить наблюдение в таких ситуациях профессионально интересно, потому что дети в этот момент свободны в выборе поведения.

Беседа

Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Опросник

Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Анкетирование

Анкетирование – опросник, составленный как система вопросов. Очень часто каждый вопрос требует четкого ответа «да» либо «нет». Анкету легко общитывать и выводить общие количественные результаты именно по тому что ответы лаконичны и единообразны по форме. педагогу легче понять ситуацию воспитания, но и проще прослеживать содержательные изменения в личности ребенка Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов на практические действия. Иногда для выполнения заданий могут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними).

Н.Е. Щуркова предлагает следующие методики диагностики воспитанности:

Опросник «Что люблю- -что ненавижу»

Содержание опросника самое разнообразное, оно определяется обстоятельствами развития детей, психологическим климатом в группе, особыми условиями семейной жизни, спецификой интересов детей. Например:

· Что ты любишь больше всего на свете? Что ты ненавидишь?

· Что тебе нравится, когда ты попадаешь в лес? Что тебе неприятно в лесу?

· Что ты любишь в садике? Что не любишь?

· Что тебе нравится во взрослых людях? Что тебя удивляет?

Тематический апперцептивный тест

Экспонируются сюжетные рисунки из палочных человечков (пиктограммы): их движения многозначны и могут быть прочитаны по разному. Испытуемые сообщают, что происходит между героями картинки: дерутся, танцуют, дарят друг другу подарки, кричат, плачу, успокаивают другого, приветствуют. Общий вопрос такой: «Что ты видишь и что слышишь глядя на картинку?»

выявление этических отношений к другому человеку.

Тест «Фантастический выбор»

Метод фантастического выбора – один из самых любимых детьми. Друзья сказок и знатоки волшебных героев, дети с удовольствием уходят в мир мечты и легко создают проекцию собственных предпочтений и даже ценностных иерархических пирамид. Например:

· Приплыла к тебе Золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Чего попросишь у рыбки? Подумай, всего три желания она выполнит, не больше.

· У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай лепестки – чего просишь для себя?

· Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови эти пять слов.

Индивидуальная беседа с ребенком

Индивидуальная беседа с ребенком позволяет выявить отношение воспитанника к моральным ценностям, нормам поведения и присутствие этих норм и ценностей в его жизни.

Любую беседу с ребенком рекомендуется начинать с общих и понятных ребенку вопросов ( Нравится ли тебе в детском саду? Много ли у тебя друзей? И т. д.) Например:

· Если тебе предлагают принести игрушку, чтобы подарить ребятам из младшей группы, что ты сделаешь? Почему ты так поступишь? Хотел бы ты подарить другу самую лучшую свою игрушку? Попросил бы что-нибудь взамен?

· Если во дворе ты увидишь плачущего малыша, как ты поступишь? Часто ли ты помогаешь младшим ребятам? Почему? Как ты думаешь, почему нужно помогать другим людям? Что такое Добро?

· Кто наводит порядок в твоих игрушках? Как ты думаешь, должен ли человек быть аккуратным? Почему? И др.  

Как производятся анализ и дальнейшая обработка исследовательского материала? Исходным принципом служит ориентация на духовные ценности, которые диктовали избранную диагностику. Так как механизм предлагаемых диагностик строится на свободном выборе (умозрительном, эмоциональном, поведенческо-действенном), а выбор есть ни что иное, как выявленное предпочтение определенной ценности, то обсчет материала производится через группирование высказанных и выявленных разных предпочтений.

Например можно выделить группы противоположных предпочтений: ориентация на духовные ценности (…% - ?) и на материальные(…% - ?), на потребление (…% - ?) и на созидание (…% - ?), на индивидуальные блага (…% - ?) и на общественные (…% - ?). Процентное соотношение этих групп становится характеристикой, то есть результатом данной диагностики.

Результаты диагностик можно фиксировать в виде сводн

ых таблиц, различных графиков и диаграмм.

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня развития речи дошкольников

Эстрик Вера Яковлевнаучитель-логопед высшей квалификационной категориимуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 14 «Солнышко»г. Ковдор, Мур...

Диагностика уровня развития образной речи дошкольников

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора  (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)...

Диагностика уровня трудовой воспитанности

Диагностика помогает выявить уровень трудовой воспитанности у детей старшего дошкольного возраста....

Диагностика уровня развития нравственно- патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка на основе пособия "Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе" М.Ю.Новицкой, С.Ю.Афанасьевой, Н.А.Виноградовой, Н.В.Микля...

Методика диагностики уровня патриотического воспитания дошкольников

Авторы: М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева....