«Клубочек»
картотека (старшая группа) на тему

Воронова Елена Геннадьевна

Дидактические игры по патриотическому воспитанию в старшей группе "Клубочек"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по патриотическому воспитанию.

Старшая группа.

«Клубочек»

Цель игры: помочь детям в игровой форме быстрее познакомиться

друг с другом.

Ход игры

Для игры используется клубок ярких, плотных ниток.

Воспитатель предлагает детям встать в круг (можно играть, сидя на ковре). Дети называют свое имя и передают друг другу клубочек по кругу, оставляя у себя нить и постепенно разматывая клубок.

Когда клубок вновь возвращается к воспитателю, дети оказываются соединенными одной ниточкой в круг. Воспитатель предлагает детям вместе выполнить упражнения: поднять нитку вверх, опустить вниз и обращает внимание детей на то, что теперь клубочек объединил их всех вместе, и дружба помогает им выполнять упражнения, не разрывая нитки, значит, и дальше они должны дружить друг с другом.

«Какая моя мама»

Цель игры: формировать добрые чувства по отношению к своим близким, в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям сесть в круг и, передавая мяч или мягкую игрушку друг другу, отвечать на вопросы:

— Как зовут твою маму?

— Какие у нее волосы? Глаза?

— Кем работает твоя мама?

— Как мама называет тебя ласково?

— Что мама готовит?

— Во что мама с тобой играет?

— За что ты любишь свою маму? И т.д.

«Когда это бывает»

Цель игры: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о приметах осени, зимы, весны, лета.

Ход игры

1. Воспитатель предлагает послушать стихотворение и определить, о каком времени года в нем говорится.

Листья опадают.

Птицы улетают.

Медведи засыпают.

Когда это бывает? (Осенью)

Снег на полях,

Лед на реках,

Новый год встречаем.

Когда это бывает? (Зимой)

Тает снежок.

Ожил лужок,

Птички прилетают.

Когда это бывает? (Весной)

Цветы расцветают,

Хлеба созревают,

Солнце припекает.

Когда это бывает? (Летом)

2. Воспитатель называет приметы времен года, а дети должны отгадать, о каком времени года идет речь.

— У клена листочки пожелтели.

— Зайчик носит белую шубку.

— В лесу появились первые подснежники.

— Созрела земляника.

— Все купаются и загорают.

— Перелетные птицы улетают на юг.

— Реки покрыты льдом.

— Начался листопад.

— Часто идет дождь, дует холодный ветер.

— Наступает Новый год.

— Можно кататься на лыжах, на санках.

— Ярко светит солнце, птицы выводят птенцов.

«С какого дерева листок»

Цель игры: закрепить названия деревьев русского леса.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья с разных деревьев, это могут быть крупные картинки или гербарий.

— С какого дерева прилетел этот листок?

Дети отвечают: с дуба, с березы, с клена, с рябины, с каштана, с орешника и т.д.

 

«У кого какой домик»

Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых.

Ход игры

За каждый правильный ответ воспитатель раздает детям фишки. В конце игры путем подсчета фишек определяется победитель.

Возможны два варианта игры.

Первый вариант: воспитатель называет животное, дети — его жилище.

Второй вариант: воспитатель называет жилище, дети — его хозяина.

Например:

У медведя — берлога

У волка — логово

У белки — дупло

У ежика — нора

У муравья — муравейник

У птицы — гнездо

У пчелы — улей

У улитки — раковина

И наоборот:

Кто живет в берлоге? Медведь! И т.д.

«Жилое — нежилое»

Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о зданиях разного назначения.

Для игры понадобятся карточки с изображением зданий разного типа.

Ход игры

Возможны два варианта игры.

Вариант первый:

Воспитатель показывает детям картинку и называет «Банк (больница, дом, коттедж, милиция, вокзал, аэропорт, магазин)». Дети отвечают: «Жилое или нежилое».

Вариант второй:

Воспитатель говорит: «Нежилое». Дети быстро называют здания.

Затем воспитатель просит назвать жилые помещения.

«Из чего построен дом»

Цель игры: закрепить знания детей о том, из чего строятся дома,

обогащать словарь относительными прилагательными.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям встать в круг и говорит: «Ребята, дома бывают разные: большие и маленькие, новые и старинные. Давайте вспомним, из чего дома строятся». Воспитатель называет строительный материал и бросает мяч ребенку, а тот называет, какой это дом и возвращает мяч воспитателю.

Из кирпича — кирпичный.

Из бетона — бетонный.

Из дерева — деревянный.

Из глины — глиняный.

Из камня — каменный.

Из стекла — стеклянный.

Изо льда — ледяной.

Из пряников — пряничный.

Из бумаги — бумажный.

Вместе с воспитателем в конце игры дети выясняют, бывают ли

бумажные, пряничные дома на самом деле.

«На чем едем, летим, плывем»

Цель игры: закрепить знания детей о видах пассажирского транспорта: воздушного, наземного, водного.

Ход игры

Воспитатель. 

Сегодня мы отправимся в путешествие, но вам придется отгадать, на чем мы поедем.

Воспитатель предлагает детям варианты описания разного транспорта.

— Этот транспорт ездит по городу, перевозит пассажиров, у него

четыре колеса, много окон, сидений, кондуктор продает билеты.

Что это? (Автобус.)

— У этого транспорта нет колес, нет крыльев, но есть штурвал, им

управляет капитан, он плавает по рекам и морям. Что это? (Ко

рабль.)

— У этого транспорта есть два крыла. Он летает. Что это? (Само

лет.) И т.д.

«Кто чем управляет»

Цель игры: закрепить знания детей о профессиях на транспорте.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям закончить предложение подходящим по смыслу словом:

Самолетом управляет... (летчик).

Кораблем управляет... (капитан).

Автобус ведет... (водитель).

Поездом управляет... (машинист).

Такси ведет... (таксист).

«Родные улицы»

Цель игры: в игровой форме закрепить названия улиц родного города.

Ход игры

Воспитатель задает детям вопросы, за каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

— Что такое улица?

— Назовите части улицы (тротуар, мостовая, перекресток).

— Кто такие пешеходы?

— Как надо переходить улицу?

— На какой улице стоит наш детский сад?

— Какие еще улицы вы знаете?

— Что такое площадь?

— Какие площади нашего города вы знаете?

В конце игры воспитатель подчитывает фишки, побеждает тот, кто набрал больше.

«Зеленая аптека»

Цель игры: закрепить названия лекарственных растений, их полезные свойства.

Ход игры

Дети делятся на две команды.

У одной команды — картинки с изображением лекарственных растений: подорожник, крапива, шалфей, ромашка, крапива, одуванчик, мята, лопух, облепиха.

У второй команды — картинки: порезанный палец, мальчик с перевязанным горлом, мальчик с градусником под мышкой, кружка с чаем, салат из одуванчиков, щи из крапивы, пузырек с облепиховым маслом.

По команде воспитателя дети из разных команд находят друг друга, соединяют картинки, потом объясняют свой выбор.

— Подорожник прикладывают к ранке.

— Из крапивы варят витаминные щи.

— Отваром шалфея и ромашки полощут горло при ангине.

— Из одуванчика делают полезный салат.

— Из мяты заваривают ароматный снотворный чай.

— Из облепихи делают масло для смазывания ссадин.

«Путешествие»

Цель игры: закрепить названия разных стран, формировать представление о том, что мы живем в большом мире, где много разных стран.

Ход игры

1 вариант (для детей 5 лет).

Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает мяч воспитателю.

Например:

Воспитатель:                         Дети:

Россияне живут —                в России.

Англичане живут —                 в Англии.

Французы живут —                 во Франции.

Американцы живут —                 в Америке.

Японцы живут —                 в Японии.

Итальянцы живут —                 в Италии.

2 вариант (для детей 6 лет).

Воспитатель. Кто больше стран назовет?

Дети отвечают, выигрывает правильно назвавший больше

стран.

«Кто в какой стране живет»

Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Ход игры

Воспитатель. Давайте вспомним жителей разных стран.

Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На наборное полотно

выставляется картинка с изображением ребенка, который держит

в руках соответствующий национальный флаг.

Кто живет в Америке? — Американцы.

Кто живет в России? — Россияне.

Кто живет в Японии? — Японцы.

Кто живет в Китае? — Китайцы.

Кто живет в Украине? — Украинцы.

Кто живет в Грузии? — Грузины.

Кто живет в Англии? — Англичане.

Кто живет в Испании? — Испанцы.

Кто живет в Литве? — Литовцы.

Кто живет в Бразилии? — Бразильцы и т.д.

«Узнай наш флаг (герб)»

Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.

 

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.

«Узнай по описанию»

Цель игры: закрепить знания детей по определенной теме: о животных, временах года, овощах и фруктах, профессиях и др.

Ход игры

Выбирается водящий и на время выходит из группы. Дети вместе

с воспитателем договариваются, о чем будут рассказывать. Каждому ребенку поручается рассказать о каком-либо признаке предмета, не называя самого предмета вслух. Когда водящий возвращается, дети по очереди рассказывают о предмете, водящий должен догадаться, о чем идет речь.

Например, загадана профессия «врач».

— Это профессия.

— Ее могут получить и мужчины и женщины.

— Человек этой профессии помогает другим людям.

— Эта профессия очень важна!

— Человек этой профессии носит белый халат.

— На шапочке красный крест.

— Сказочного героя этой профессии зовут Айболит.

— Человек этой профессии лечит людей.

Игра повторяется несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация экологического проекта "В золотой клубочек спрятался дубочек".

Одной из технологий экологического воспитания является метод проектов, который  в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку в...

Конспект занятия во 2 младшей группе по развитию речи "Путешествие за волшебным клубочком".

Програмное содержаниеоборудование ход занятияитог занятия...

Волшебный клубочек

Сценарий осеннего праздника для детей 1-ой младшей группы...

Конспект образовательной деятельности по художественному труду в средней группе "Клубочки для котенка"

Конспект образовательной деятельности по художественному труду в средней группе детского сада - "Клубочки для котенка"....

Перспективный план кружковой работы в подготовительной группе "Волшебные клубочки"

Данная работа поможет вам при организации кружковой работы.Мои воспитанники с удовольствием создают картины из "волшебных" клубочков! ...

"Клубочек мой, игрун забавный"

Тема"Клубочек мой, игрун забавный". Образовательные области: "Здоровье", "Коммуникации", "Познание", "Музыка". Используются  здоровьесберегающие и игровые технологии. Дети путешествуют за клубком...

Конспект интегрированного занятия по сенсорному воспитанию.Тема: "Клубочки для котят "

Интегрированное занятие (лепка и рисование) в младшей гуппе . На занятие дети лепят , рисуют, развивают мелкую моторику пальцев и рук, осваивают новые методы и приемы по рисованию , танцуют....