Организация предметно-развивающей среды в средней группе
материал (средняя группа) на тему

Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kharakteristika_predmetno-prostranstvennoy_sredy.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-развивающей среды в средней группе

«Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  При построение развивающего пространства в группе соблюдала ряд педагогических принципов:

  • Проявить уважение к мнению детей в отношении организации и содержания среды обитания. Обсудила с воспитанниками, какие уголки они хотят организовать, где эти уголки должны быть расположены, чем оснащены. Не стоит забывать, что ребенок является не объектом, а субъектом воспитательного процесса. Вместе с детьми мы разработали и исполнили сообща принятое решение.
  • Сконструировать пространство таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно со своими сверстниками и индивидуально.
  • Создать условия в группе или раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость. Уважая результаты детского труда, мы формируем у ребенка уважение к труду окружающих людей. Такой ребенок, когда вырастет, уже не будет рисовать на стенах, ломать игрушки и оборудование, мусорить на улице.

Одно из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя – это разновозрастная мебель. В нашей группе как раз имеется такая мебель, которая легко трансформируется и дает мне возможность ставить столы  по разному: в круг, буквой П, буквой Т.

В зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой программы предметно – развивающая среда может меняться. Легкая мебель и ширмы позволяют ограничивать или расширять пространство. В нашей группе девочек больше, чем мальчиков, поэтому для таких игр как «семья», «больница», «магазин», мы выделили большую часть группы и наполнили этот центр соответствующими и играми и пособиями (кухонный блок, гладильная доска, стиральная машина). Здесь также учитывается возрастные особенности воспитанников, интересы и наклонности девочек, которые охотнее играют с куклами – лечат, купают их, «ходят в магазин», играют в детский сад и школу.

Мальчики наоборот любят играть с крупными строительными наборами, конструктором «Лего», которые в большом количестве имеется в игровом уголке. Уголок оснащен наборами конструкторов, машинками. Напольные ковровые покрытия позволяют детям строить дома, гаражи не только на столе, но и на полу, играть вместе, планировать свою деятельность.

Учитывая, что ребенок в детском саду находится целый день, необходимо создать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. В группе есть место, где ребенок может уединиться.

Центр физкультуры

Задачи:

  • расширять арсенал двигательных заданий, известных ранее,
  • способствовать развитию физических качеств детей таких как; координационных способностей и силовой подготовки, гибкости.

Центы сюжетно – ролевой игры и строительства расположены рядом в углу комнаты, вдали от интенсивного движения, чтобы дети меньше отвлекались.

Задачи:

  • формировать умение ребенка объединять игровые последовательности, играть с воображаемыми предметами.
  • Помогать детям  использовать  при выполнении роли разные средства: одежду, речь, практические действия.
  • Формировать умение пользоваться словами для планирования игры.
  • Развивать речевое и игровое общение в игровых эпизодах.

Основной комплект материалов для сюжетно -  ролевых игр

  • Куклы
  • Два телефона
  • Часы
  • Зеркало в полный рост
  • Мебель
  • Бытовая техника (кухня, стиральная машина)
  • Пустые банки и коробки
  • Магазин
  • Парикмахерская
  • Гладильная доска, утюги
  • Игровая одежда для детей и кукольная одежда.
  • Больница.

В центре строительства обязательно ковровое покрытие для уменьшения шума и создания комфорта.

Центр содержит:

  • Картонные коробки разной величины
  • Крупные пазлы
  • Конструктор «Лего»
  • Строительный материал
  • Ящики с аксессуарами для игр, которые содержат: фигурки людей, животных, модели транспорта, атрибуты для сюжетно – ролевых игр.

Центр литературы

Задачи:

  • Формировать  элементарные представления о литературе, как искусстве слова;
  • Учить понимать прекрасное, учить сопереживать, чтобы рассказ или стихотворение вызвало ответное чувство;
  • Продолжать знакомство с особенностями  отражения жизни в художественной литературе, знакомить с яркими впечатлениями детства в творчестве поэтов и прозаиков, с поэтическими картинами природы разных времен года в их стихотворениях и прозе.

Центр содержит:

  • Книги (стихи, проза: сказки, рассказы, фольклор, детские журналы)
  • Выставка: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников.
  • Альбомы  по темам: сезоны, семья, животные (домашние, диких стран), птицы (перелетные, зимующие),  профессии.
  • Пособия для развития мелкой моторики : шнуровки, пальчиковые игры, крупы, кожи.
  • Портреты поэтов и художников.
  • Мнемотаблицы для составления предложений и рассказов.

Центр природы и экспериментирования

Задачи:

  • Расширить представление детей об окружающей природе родного края;
  • Познакомить детей с жизнью в экосистемах;
  • Сформировать представление, что растения, животное и человек – живые;
  • Продолжать формировать у детей эмоциональную отзывчивость и гуманное отношение к природе.

Набор оборудования :

  • Растения, требующие разных способов ухода.
  • Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульвелизатор.
  • Календарь наблюдений за состоянием погоды.
  • Картотеки : птицы, звери нашей полосы; растения, имеющиеся в уголке природы, информация познавательного характера; растения, которые растут на участке.
  • Настольно – печатные, дидактические игры природоведческого содержания.
  • Природный материал (камешки, ракушки).

Центр искусства.

          Задачи:

  • Развивать восприятие и эмоциональную отзывчивость на предметы и явления окружающего мира, произведения искусства.
  • Формировать элементарные навыки создания образа средствами художественной выразительности.
  • Формировать творческие способности  на основе развития ассоциативного, образного, абстрактного мышления, на основе осознанного выбора приемов, материалов и средств художественной выразительности.

Оборудование центра

                  Рисование

  • Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме.
  • Фоны разного цвета, размера и формы.
  • Краски, гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши.
  • Кисти разных размеров.
  • Подставки для кисточек
  • Стаканчики для воды
  • Салфетки для кисточек
  • Палитры для смешивания красок.
  • Инвентарь для уборки рабочего места.

Лепка

  • Глина
  • Стеки
  • Стаканчики для воды
  • Салфетки для рук.
  • Инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.
  • Сопутствующий материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена)

   

  Аппликация

  • Иллюстрированный материал по ближайшей теме.
  • Фоны разных размеров.
  • Бумага, картон разного качества и размера.
  • Подставки для кистей, кисти.
  • Клеёночки.
  •  Салфетки для разглаживания деталей и для рук.
  • Ножницы на подставке.
  • Тазик для обрезков.
  • Клей в закрытой баночке.
  • Инвентарь для уборки.

Центр песка и воды (организуется ближе к умывальной комнате)

Задачи:

  • Расширять представление детей о явлениях и объектах окружающего мира.
  • Активно использовать опыт игровой и практической деятельности детей.
  • Учить группировать предметы по функциональным признакам.
  • Учить классифицировать объекты и предметы по видовым признакам.

В мини – лабораторию входит

  • Место для постоянной выставки, где размещены редкие предметы (раковины, камни, перья).
  • Место для приборов
  • Место для выращивания растений.
  • Место для хранения материалов (природного, «бросового»).
  • Место для проведения опытов.
  • Место для стола «песок – вода».

Приборы и оборудование

  • Лупы, зеркала, магниты, песочные часы, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани.
  • Емкости: пластиковые  банки, бутылки, воронки, сито, лопатки. Формочки.
  • Материалы: природный (желуди, шишки, семена, крупа), «бросовый» (пробки, трубочки для коктейля).
  • Неструктурированный материалы: песок, вода, опилки, опавшие листья.

Центр  дидактических игр

Задачи:

  • Формировать практическое обобщение, овладевая простым синтезом;
  • Учить использовать значок – схему для обозначения отдельных предметов и группы предметов.

Предназначен  для индивидуальной работы или для работы маленьких групп.

В центре используют:

  • Головоломки
  • Лего
  • Домино
  • Настольно – печатные игры
  • Мозаика
  • Мелкие конструкторы
  • Пазлы
  • Математические и речевые  игры
  • Игры по логике и творческому мышлению.

Центр  «Математика вокруг нас»

Задачи:

  • Продолжать интерес  к  заданиям математического  содержания, связанным с окружением ребенка.
  • Развивать внимание, воображение, память, наглядно – действенное мышление, контроль и самоконтроль, коммуникативные способности.
  • Формировать умение обозначать последовательность в логически связанных событиях на сюжетных картинках.
  • Формировать представление о размере предметов.

Центр содержит

  • Счетные палочки, счетный материал .
  • Пособия для нахождения сходства и различия.
  • Головоломки.
  • Составление целого из частей.
  • «Танграмм», «волшебные круги».
  • Геометрические фигуры (плоскостные и объемные)
  • Ленты широкие и узкие.
  • Линейки.
  • Модель частей  суток, часы.

Центр «Мир театра».

Задачи:

  • Развивать  связной и выразительной речи.
  • Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр, умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням.
  • Совершенствовать исполнительские умения.
  • Формировать художественно- речевые и исполнительские умения .
  • Развивать способности к творческому перевоплощению.

Центр содержит:

  • настольный театр;
  • пальчиковый театр;
  • театр кукол бибабо;
  • теневой театр;
  • маски, шапочки животных,
  • костюмы и детали  одежды для ряжения;
  • театр мягкой игрушки;
  • ширма настольная и напольная.

Тематические центры – небольшие пространства в комнате, имеющие определенные границы, где собраны материалы для самостоятельных занятий по выбору детей.

В создании предметно – развивающей среды  принимали участие родители. С помощью родителей был сделан ремонт группы.  Группа стала уютной, красивой.

Сама я вношу свою лепту в  оформлении центров –шью  костюмы для группы, придумываю интересные по замыслу игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Предметно-развивающая, игровая среда в средней группе в соответствии с ФГОС .

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:...