Организация работы по самообразованию в контексте ФГОС ДО
консультация

Гаряева Оксана Валериевна

      Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Стремление к новым знаниям, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков необходимы для современного человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ИСКРА»

Консультация для педагогов:

 «Организация самообразования

 на 2014-2015 учебный год».

Подготовила:

 старший воспитатель

 Надбитова О.В.

п.Яшкуль 2014г.

Введение:

      Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Стремление к новым знаниям, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков необходимы для современного человека.

      Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствуя профессиональное мастерство. Чтобы успеть за научно- техническим прогрессом, быть на уровне современных требований общества, надо постоянно заниматься самообразованием. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого успешного человека. Она актуализируется в процессе работы с источниками информации, самоанализа, мониторинга своей деятельности и анализа деятельности коллег.

       Причины, чаще всего тормозящие занятие самообразованием,- самоуспокоенность. Уверенность что «я все знаю», отсутствие времени, нехватка источников информации и др.Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого профессионала.

      Мотивами для самообразования могут быть следующие:

- быть в курсе последних изменений в науке и практике профессиональной деятельности;

- конкурентоспособным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.

В советское время администрация требовала от педагогов завести тетради по самообразованию, в которых надо было написать тему самообразования и какую литературу они будут изучать по этой теме. Это прошлый век, во имя контроля было придумано: «если есть -значит самообразовывается». Но на самом деле инициатива должна исходить от самого педагога. Он должен почувствовать, что без самообразования сегодня творчески работать нельзя.  Здесь уместно вспомнить слова Ч.Дарвина: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех окликается на изменения». Если воспитатель или специалист умеет себя организовать, он обязательно найдет время для самообразования.

          Самоорганизовать себя совсем непросто - это означает выработать в себе необходимость проектировать свою деятельность не только на день, неделю, месяц, но и на год, т.е. перспективу. Развивать способность у взрослого человека сложно. Должна присутствовать устойчивая мотивация. Саморазвитие – признак профессионала высокого класса.  

Основная часть:

Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольной организации могут быть:

   - Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам     дошкольного воспитания;

- Изучение учебной и научно-методической литературы;

- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

- Изучение новых программ и педагогических технологий;

- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

- Повышение общекультурного уровня.

Желательно, чтобы тема самообразования  была связана с  задачами, решаемыми  в ДОУ,  с приоритетным направлением  его деятельности. Это позволяет решить две задачи:

- Деятельность педагогов процессе самообразования будет  способствовать решению  задач ДОО;

- Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая  отдельно задачи ДОО и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности  в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОО.

Основные направления  деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детский сад «Искра»                    в 2014 – 2015 учебном году:                                                                                        - физическое развитие;                                                                                                                         - художественно- эстетическое развитие                                          

Цель: 

- Организация воспитательно-образовательного процесса  в  дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Задачи:

1.Охрана сохранения и укрепления физического и психического здоровья у

детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима в рамках

реализации ФГОС ДО.

2.Совершенствовать художественно-эстетическое развитие у дошкольников в

процессе  непосредственно образовательной деятельности.

3.Формировать основы патриотизма дошкольников через приобщение к

общечеловеческим ценностям, расширять знания детей об истории Великой

Отечественной войны, о ее героях.

4. Создание условий для разнообразного по содержанию и формам

сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия

педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости,

гордости за полученные результаты.

Темы подбираются так же с учетом индивидуального  опыта  и профессионального мастерства  воспитателя.

Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только  в этом случае результат  будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя. Рекомендуется чтобы тема самообразования соответствовала опыту педагога и педагогическому стажу: педагогам без специального образования – овладение методикой работы с детьми; молодым специалистам – изучение реализации индивидуального и дифференцированного подхода; можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОО; опытные, творчески работающие воспитатели занимаются поисковой и экспериментальной работой.

Таким образом,  тематикой самообразования  может быть:

- одна из годовых задач ДОУ;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение/ интерес;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2 недель до 5 лет. Каждый педагог имеет индивидуальный план работы над темой.(приложение №1, приложение №2).

Источники, используемые в процессе самообразования:

- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

- видео-, -аудиоинформация на различных носителях;

- курсы, семинары, мастер-классы;

- проведение исследовательской, поисковой деятельности;

- посещение театров, выставок, музеев, концертов;

- изучение информационно-компьютерных технологий;

Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста.

        Если педагог определил для себя какую-либо тему, то должен продумать, с какой целью она будет изучаться, что из этого получится, т.е. создать некий продукт. Каждая деятельность бессмысленна, если в результате ее ничего не создается или нет каких – либо достижений. В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы. 

Это могут быть:

- подготовка статей, сообщений, сценариев;

- участие в педагогических конкурсах, внутрисадовских и райионных методических мероприятиях;

- проведение тренингов, мастер-классов;

- разработка методических пособий по теме самообразования;

- комплекта электронных занятий, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;

- комплекта дидактики по направлению (наглядный материал, дидактические игры и пособия);

- составление терминологического словаря по предметной теме;

- создание банка данных игр, загадок, стихов;

- разработка комплекта тематических родительских собраний, мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления);

- проекта организации и занятий кружковой работы;

- базы данных методической литературы и публикаций по теме самообразования;

Самый эффективный способ показать свои результаты педагогического мастерства – разместить материалы в Интернете. Это позволяет педагогу аккумулировать свои работы в виртуальной педагогической библиотеке, где его коллеги могут ее посмотреть, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить.

В процессе работы над темой самообразования и после ее завершения педагог представляет наработанный материал. Практический выход(форма представления) могут быть различны:

- выступление на заседании МО,ПС;

- теоретический, методический и практический семинар;

- практикум;

- тренинг;

- открытый просмотр НОД;

-доклад/сообщение;

- программа;

- дидактический материал;

- методическое пособие;

- методическая разработка.

Весь систематизированный и обобщенный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами. Результаты работы по самообразованию – источник пополнения методического кабинета различными материалами. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован ДОУ к распространению на районном уровне.

Заключение:

      Педагогу не обойтись без серьезных знаний, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности: о новых подходах к воспитанию и обучению дошкольников, об изменениях в структуре и содержании образования, овладения современными технологиями обучения. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольной организации.

         Можно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется в такой степени, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом оно возрастает. Сама жизнь побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Чтобы жить и не погибнуть в водовороте, приспособиться к этой сутолоке. Происходящей вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло(т.е.иметь специальное образование), но еще иметь общее образование, уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужны умение мыслить и понимать, широта кругозора, высокий уровень развития.

          Каждый, кто хочет достигнуть лучшего в своей жизни, должен тратить некоторое время на себя, чтобы «не отставать от жизни». Сравнивая процесс самообразования с бизнесом, говорят, что надо инвестировать в себя.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Искра»

Индивидуальный план по самообразованию

Ф.И.О.  Куангалиева Байирта Нарновна

Образование : среднее специальное

Какое учебное заведение окончено и когда:

Элистинский педагогический колледж им. Х.Б.Канукова

п..Яшкуль

Индивидуальная тема самообразования

«»

Когда начата работа над темой     07.09.2012г.

Когда предлагается закончить       13.03.2014г.

Цели и задачи:

I.План работы  над темой:

Этапы

Содержание работы

Сроки

1.Организационно-ознакомительный (диагностический)

- постановка проблемы

- подбор и изучение литературы по проблеме.

- определение целей и задач работы над темой

- планирование работы по самообразованию

2.Основной (практический)

- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования,

3.Заключительный (обобщающий)

-подведение итогов

- оформление результатов работы по теме самообразования

- представление материалов.

- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

-распространение

Литература по теме самообразования:

Время работы с материалами

Название, автор

Источник (сайт, издательство, год издания)

Результат

Творческое сотрудничество:

Практический выход: компьютерная презентация (выступление на МО)

Изучение передового опыта, где и когда выступал со своим опытом:

Выводы по окончанию работы:

II. Поэтапно – творческий перспективный план по теме самообразования

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования (НИТ)» на 2014-2015 учебный год.

Месяц

Дети

Педагоги

Родители

Оборудование

1

2

3

4

5

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Приложение № 3

План отчета педагога по теме самообразования:

  1. Обоснование выбора. (Почему была выбрана данная тема, ее актуальность?)

  1. Программы, методики, изученные в процессе работы над темой. Авторы.  Использование методических рекомендаций, изучение передового педагогического опыта.

  1. Способы практического применения теоретического материала. Формы работы, виды деятельности, использованные в процессе работы над темой (на занятиях, вне занятий, в кружковой деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности детей и пр.)

  1. Пособия, которыми пользовался педагог при работе по данной теме (игры, нетрадиционное оборудование, разработанные самостоятельно).

  1. Выводы по теме. Указать, если наблюдается положительный результат.

  1. Как перекликаются выбранная тема и цель с задачами ДОО?

  1. Проекция на будущее (предлагаемый результат). (что можно сделать еще, чтобы эта работа была более эффективной? Какие формы, методы работы применить?)

Использованная литература:

  1. А.Кочетова, Т.В.Комардина. Справочник старшего воспитателя/-В.:Издательство Учитель, 2013.-301с.

  1. А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И. Кобитина. Старший воспитатель детского сада/ - М.: Просвещение,1990.-143с.

  1. Журнал «Управление ДОУ»/-М.: Издательство «ТП Сфера», 2012.-127с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация образовательной деятельности ДОУ в контексте ФГОС ДО"

"Организация образовательной деятельности ДОУ в контексте ФГОС ДО"...

Презентация "Организация образовательной деятельности ДОУ в контексте ФГОС ДО"

"Организация образовательной деятельности ДОУ в контексте ФГОС ДО"...

Организация работы с родителями в контексте ФГОС ДО

В соответствии с Законом РФ "Об образовании в РФ" № 273 ФЗ от 29.12.2012 Родители (законные представители )несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей пе...

Управленческая основа организации платного дополнительного образования в контексте ФГОС ДО.

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении- это неотъемлемый компонентвыполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федера...

Презентация к выступлению на педагогическом совете "Организация физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ в контексте ФГОС ДО.

Презентация к выступлению на педагогическом совете "Организация физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ в контексте ФГОС ДО....

Приобщение детей старшей группы к конструктивно – модельной деятельности через организацию предметно – развивающей среды в контексте ФГОС

Приобщение детей старшей группы  к конструктивно – модельной деятельности  через организацию предметно – развивающей среды в контексте  ФГОС...