Управленческая основа организации платного дополнительного образования в контексте ФГОС ДО.
методическая разработка на тему
Организация дополнительных образовательных услуг
в дошкольном учреждении- это неотъемлемый компонент
выполнения социального заказа общества, а также результат
последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnoe_obrazovanie.docx | 66.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №22 «Золотая рыбка»
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
«Управленческая основа организации платного дополнительного образования в контексте ФГОС ДО»
Выполнила: Синяева Светлана Викторовна, старший воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района РТ | |
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
- Документационное обеспечение платного дополнительного образования……….……………………………………………………….6
2. Теоретические аспекты. Оформление документации по организации платного дополнительного образования………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………....19
Приложение 1……………………………………………………………………21
Приложение 2……………………………………………………………………22
\
Организация дополнительных образовательных услуг
в дошкольном учреждении- это неотъемлемый компонент
выполнения социального заказа общества, а также результат
последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.
Введение
Право на образование – одно из ключевых социальных гарантий. В ст. 43. Конституции РФ, где гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольному образованию. Его обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные организации.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2) дает следующее определение понятия «дошкольное образование». Дошкольное образование- это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение всесторонних потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. А образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.
В ст.3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющей основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, говорится о гарантии свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создании условий для самореализации каждого человека, свободном развитии его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования.
Включение дошкольника в систему дополнительного образования позволяет уже на раннем этапе развития ребенка включить механизм персонализации образования. Такое включение дает значительные преимущества по сравнению с другими институтами обучения и воспитания, поскольку реализация способностей детей в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей и их семей в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями, возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ОВЗ. Дополнительное образование дает дошкольнику право на ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций в рамках одного образовательного учреждения.
Проблема
Деятельность любого учреждения сопровождается составлением разных видов документов. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» получили широкие права в самостоятельном осуществлении образовательного процесса. Мы самостоятельны в разработке образовательных программ, правил и положений, планов и проектов.
От качества документационного обеспечения зависит качество управленческой деятельности и образовательной деятельности в целом.
Деятельность дошкольного образовательного учреждения по управлению документацией достаточно специфична и проблематична, так как в его структуре отсутствует служба документационного обеспечения управления. В штатных расписаниях нет таких должностей как юрист, специалист по охране труда, делопроизводитель. Руководителю необходимо своевременно реагировать и прорабатывать документы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с изменениями, происходящими в законодательстве. Ответственность за документационное обеспечение управления дошкольным образовательным учреждением несет руководитель. Министерство образования и науки Российской Федерации разработало новый законопроект, который предусматривает различные виды наказаний за нарушение образовательного законодательства. Редкий случай, когда выявленные нарушения органами контроля и надзора во время проверок не касаются требований к оказанию платных дополнительных образовательных услуг.
Актуальность
Концепция развития дополнительного образования детей подчеркивает актуальность такой организации образования, которая обеспечивала бы включаться в общественные и экономические процессы. В ней дается анализ конкурентных преимуществ дополнительного образования в сравнении с другими видами образования:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
- доступность глобального знания и информации для каждого;
- адаптивность к возникающим изменениям.
Успешная реализация платного дополнительного образования детей зависит от эффективного организационно-управленческого сопровождения, соответствующего действующему нормативно-правовому законодательству: «Закону об образовании Российской Федерации», ФГОС ДО, федеральным, региональным и муниципальным законодательным актам и основывается на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т.д.
Цель: совершенствование управления в организации платных дополнительных образовательных услуг.
Задачи:
- систематическое обновлять и своевременное приводить в соответствие нормативную базу по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, в том числе нормативно-правовому обеспечению социального партнерства и взаимодействия;
- осуществлять разнообразие организационных и содержательных взаимосвязей учреждения с другими субъектами образовательного пространства на принципах социального партнерства;
- создать прозрачную систему информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации, включая размещение такой информации на сайте (образовательные программы дополнительного образования и оценка их реализации, персональный состав педагогов и их квалификация, механизм оказания платных услуг, созданные условия, организация партнерского взаимодействия, организация рекламы оказываемых учреждением платных дополнительных услуг с использованием ее разнообразных видов);
- формировать механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, создание эффективной системы статистики и мониторинга дополнительного образования детей;
- разработать и внедрить механизмы материального и морального стимулирования педагогических работников, добившихся высоких результатов в своей работе.
Этапы проекта:
- Подготовительный - изучение нормативной базы дошкольного образования;
- Основной - разработка локальных актов и методических материалов по оказанию платного дополнительного образования;
- Заключительный – реализация управленческо-организационного сопровождения платного дополнительного образования.
Ожидаемые результаты: повышение качества образовательных услуг. Осуществление связи с общественностью.
I.Документационное обеспечение платного дополнительного образования
Алгоритм деятельности руководителя по организации платных дополнительных услуг:
- Этап - аналитический, предусматривающий проведение мониторинга потребностей родителей(законных представителей), обучающихся, воспитанников в платных дополнительных образовательных услугах, изучение их востребованности. Сделать это можно с помощью анкетирования и опросов.
На основе полученных данных оцените возможности образовательной организации: кадровые, материально-технические, финансовые, учебно-методические.
Также необходимо проанализировать ресурсы образовательного учреждения (материально-технические, кадровые, информационные, учебно-методические и другие).Для разработки стратегии образовательного учреждения при организации платных дополнительных образовательных услуг отправным моментом служит анализ внутренней среды, цель которого –определение возможностей, ресурсов, выявление и устранение недоработок.
1 этап -аналитический | ||
Изучение нормативной базы | Изучение спроса, анкетирование | Лицензирование, подготовка Устава, локальных документов |
Создание условий | Родительские собрания | Подбор кадрового состава |
Реклама | Составление программ |
2.Этап- организационно- деятельностный, имеющий своей целью создание условий для оказания платных дополнительных образовательных услуг: нормативно-правовых, кадровых, обеспечивающих охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников(санитарно-эпидемиологический режим, противопожарный режим, охрана труда и пр.)
2 этап-организационный | ||
Составление сметы доходов и расходов | Создание нормативной базы | Расчет тарифов |
Заключение трудовых договоров, дополнительных соглашений | Заключение договоров с родителями |
Чтобы оказывать платные образовательные услуги детский сад должен закрепить такую возможность в уставе. Достаточно указать общую формулировку.
«ДОУ вправе осуществлять иные виды деятельности, в том числе за счет средств физических и юридических лиц (приносящие доход), не относящиеся к основным видам деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.»
«Учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности.»
«Расходование привлеченных финансовых средств в результате оказания платных дополнительных образовательных услуг, осуществляется в соответствии с утвержденной сметой.»
Доход от оказания платных услуг должен использоваться в соответствии с целями, которые закреплены в уставе.
Основное условие для предоставления платных образовательных услуг – запрет их оказания в ущерб образовательной деятельности, которую финансируют за счет бюджета. Платные образовательные услуги не могут предоставляться в часы, отведенные в основных образовательных программах на индивидуальные и групповые занятия. Если это все же произошло, детскому саду придется вернуть средства лицам, оплатившим услуги.
Оказание платных образовательных услуг — это право, а не обязанность образовательной организации. Решение об оказании платных услуг принимает руководитель исходя из экономической целесообразности. Если вы приняли это, то с чего начать?
В детском саду обязательно должны быть разработаны и утверждены соответствующие локальные акты.
Важно! При разработке локальных нормативных актов об оказании платных образовательных услуг учитывать мнение родителей.
Какие обязательные локальные акты, регламентирующие деятельность по дополнительному образованию должны быть?
Порядок и условия организации и оказания платных услуг;
либо Положение об оказании платных образовательных услуг ( в нем следует предусмотреть возможное снижение стоимости для отдельных категорий воспитанников - например: 50% оплаты детям многодетных семей).
Приказ об организации работы по оказанию платных образовательных услуг. Данным приказом утверждаются:
образец договора;
должностные ответственные лица за организацию, координацию, методическую помощь, ведение документации,
сроки предоставления услуг,
перечень - прейскурант дополнительных образовательных услуг,
учебный план,
расписание занятий,
штатное расписание,
калькуляция каждой образовательной услуги,
смета доходов и расходов платных образовательных услуг,
образовательные (рабочие) программы.
Программа должна иметь рецензию и включать;
1. Титульный лист, в котором указаны:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф. И. О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
Также в программу должны быть включены следующие структурные элементы:
2. Пояснительная записка;
3. Учебно-тематический план, в котором количество часов и тематика занятий должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;
4. Содержание изучаемого курса;
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, которое включает описание форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа и т. д.);
6. Список литературы.
Содержание дополнительной образовательной программы должно быть направлено:
на создание условий для развития личности ребенка;
условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обучение эмоциональному благополучию;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
профилактика асоциального поведения;
интеллектуальное и духовное развитие личности;
укрепление психического и физического здоровья, взаимодействие педагога с семьей.
Дополнительные образовательные программы осуществляются с учетом концепции А.В. Запорожца об амплификации психического развития ребенка путем его вовлечения в специфически детские виды деятельности. Идеи известного ученого и сегодня остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных достижений.
II. Теоретические аспекты.
Оформление документации по организации платного дополнительного образования
При составлении договора стоит обратить внимание на то, как сформулирован его предмет. Предмет договора – это то, о чем по существу заключается договор. Он не должен оставлять сомнений в том, что дополнительные платные услуги не входят в образовательную программу, реализуемую в рамках госзадания. В данном случае предмет договора должен содержать подробный перечень образовательных услуг или их виды.
Предметом договора платных образовательных услуг является обучение по образовательной программе в течение срока ее освоения.
Наименование образовательной программы (части образовательной программы) указывайте с учетом вида, уровня и (или) направленности.
Например: «основная образовательная программа начального общего образования» или «образовательная программа начального общего образования». Обе формулировки верны с точки зрения закона.
Следует указывать форму обучения (очную, заочную или очно-заочную),срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения),вид документа об образовании (обучении).
Если итоговая аттестация не предусмотрена образовательной программой, внесите эту информацию в договор.
Например: «Освоение обучающимся образовательной программы не сопровождается промежуточными и итоговой аттестациями».
В договоре обязательно нужно установить полную стоимость платных образовательных услуг. После заключения договора возможно только снижение стоимости платных образовательных услуг в соответствии с порядком, который установлен локальным актом организации. Увеличивать же стоимость в рамках одного договора по общему правилу нельзя.
Изменение стоимости услуг оформляют дополнительным соглашением к договору. Одностороннее изменение условий договора не допустимо.
Договор должен содержать порядок подписания актов оказанных услуг в целях подтверждения того факта, что услугу действительно оказали.
Необходимо указывать: наименование юридического лица, адрес места нахождения, банковские и иные реквизиты, которые носят информационный (уведомительный) характер и не считаются условиями договора. Поэтому если они изменились, оформлять дополнительное соглашение не требуется. Достаточно направить заказчику соответствующее уведомление.
Телефон заказчика указывайте в обязательном порядке.
Главная обязанность исполнителя — оказать образовательную услугу, а заказчика — оплатить ее.
Не забудьте внести информацию о правах, обязанностях и ответственности воспитанника, даже если договор заключен между образовательной организацией и родителем.
Раздел можно дополнить регламентом взаимодействия сторон, указав способы общения работников с родителями ребенка.
Если заказчик обнаружил недостаток платных образовательных услуг, например, их оказали не в полном объеме, то он вправе потребовать:
- безвозмездного оказания услуг;
- соразмерного уменьшения стоимости услуг;
- возмещения расходов для устранения недостатков услуг своими силами или третьими лицами;
- расторгнуть договор.
Основания расторжения договора в одностороннем порядке детским садом должны быть указаны в договоре.
На каком основании можно расторгнуть договор об оказании платных образовательных услуг?
Для расторжения договора предусмотрены два основания:
1) по соглашению сторон;
2) по инициативе одной стороны согласно законодательству.
Важно! О намерении расторгнуть договор заказчик и исполнитель должны уведомить другую сторону письменно.
По инициативе заказчика договор может быть расторгнут:
- без объективной причины;
- в случаях нарушения образовательной организацией условий договора.
По собственному желанию заказчик вправе расторгнуть договор в любое время.
Примеры незаконных формулировок оснований
- Например: образовательная организация включила в договор платных образовательных услуг пункт о расторжении договора с формулировкой: «в случае прекращения обучения по собственному желанию, ранее оплаченные суммы за период обучения до даты подачи заявления об отчислении не возвращаются». Прокурорская проверка признала это условие ущемляющим права потребителей.
- Например: частная школа расторгла договор платных образовательных услуг и отчислила ребенка по основанию «агрессивное или асоциальное поведение воспитанника, представителя или его доверенного лица». Суд признал образовательную организацию виновной в совершении административного правонарушения, которое предусмотрено частью 1 статьи 5.57 Кодекса административных правонарушений РФ.
Какие ошибки чаще всего допускают при составлении договора об оказании платных образовательных услуг?
Можно выделить 8 типичных ошибок.
1. В договоре отсутствуют сведения о лицензии на образовательную деятельность
В преамбуле договора об оказании платных образовательных услуг должны быть указаны следующие сведения о лицензии:
- дата получения;
- регистрационный номер;
- наименование лицензирующего органа.
ПРИМЕР. Информация об исполнителе из преамбулы договора.
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, осуществляющее образовательную деятельность на основании лицензии от 27 июля 2015 г. № 0002803, Министерством образования и науки Республики Татарстан, именуемое в дальнейшем “Исполнитель”, в лице заведующей Наили Агдасовны Хафизовой, действующего на основании Устава…».
2. Дана неверная информация о программе
В договоре об оказании платных образовательных услуг необходимо указать срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения), форму обучения и вид документа об образовании.
Форму обучения часто не указывают в договоре, поскольку для некоторых программ она кажется очевидной. Для конкретной программы дополнительного образования предусмотрено лишь обучение по очной форме. То есть, выбирая эту программу, родители воспитанника одновременно выбирают и единственную возможную форму обучения. В этом случае информацию о форме в договоре пропускают. Но это неверно.
Форм обучения три: очная, очно-заочная и заочная. Ошибкой будет называть формами обучения другие характеристики образовательного процесса: например, организацию обучения в группе – групповой формой обучения.
3. Неполностью указана стоимость услуг
В договоре нужно написать полную стоимость образовательных услуг за весь срок освоения образовательной программы. Так, будет ошибкой указать стоимость одного занятия (часа) программы. Нельзя указывать и помесячную стоимость образовательных услуг за весь период обучения. Данная формулировка позволит описать порядок расчета стоимости услуг, но не полную стоимость.
Например: детский сад реализует дополнительную образовательную программу, цель которой — обучение иностранному языку. В договоре указывается, что услуги оплачиваются ежемесячно исходя из стоимости 20 руб. за одно занятие и количества занятий в месяц по расписанию- 8. Данная формулировка не соответствует требованиям законодательства. Нельзя указывать и помесячную стоимость образовательных услуг за весь период обучения. Данная формулировка позволит описать порядок расчета стоимости услуг, но не полную стоимость.
Кроме того, ошибкой будет и указание стоимости услуг без указания порядка оплаты. Определяя порядок оплаты, целесообразно назвать:
1) сроки и кратность оплаты («до начала оказания услуг», «после окончания оказания услуг», «по графику: ___________»);
2) способ оплаты («путем перечисления на счет образовательной организации по …»).
Если заказчик имеет право на уменьшение стоимости обучения, в договоре нужно указать льготный размер платы и пункт локального акта, которым предоставлена льгота. К договору нужно приложить документы, подтверждающие льготу.
ПРИМЕР: Полная стоимость платных образовательных услуг за весь период обучения составляет 6000, 00 (шесть тысяч) рублей.
Заказчик оплачивает пятьдесят процентов полной стоимости в размере 3000, 00 (трех тысяч) рублей в соответствии с пунктом 4.10. Положения МБДОУ № 22 об основаниях и порядке снижения стоимости платных образовательных услуг.
Оставшуюся стоимость платных образовательных услуг в размере 3000, 00(трех тысяч) рублей Исполнитель оплачивает за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
4. Не указано место оказания услуг. Если место нахождения организации не совпадает с адресом ведения образовательной деятельности, который прописан в лицензии, нужно указать эту информацию в договоре. Желательно включить ее в пункт раздела «Предмет договора», поскольку место ведения образовательной деятельности связано с условиями получения образования.
5. Расширен перечень оснований расторжения договора Перечень оснований расторжения договора по инициативе исполнителя (образовательной организации) определен в части 2 статьи 61 Закона № 273-ФЗ. Иные основания писать в договоре нельзя.
Например: образовательная организация включила в договор платных образовательных услуг пункт о расторжении договора с формулировкой: «в случае прекращения обучения по собственному желанию, ранее оплаченные суммы за период обучения до даты подачи заявления об отчислении не возвращаются». Прокурорская проверка признала это условие ущемляющим права потребителей.
Например: частная школа расторгла договор платных образовательных услуг и отчислила ребенка по основанию «агрессивное или асоциальное поведение воспитанника, представителя или его доверенного лица». Суд признал образовательную организацию виновной в совершении административного правонарушения, которое предусмотрено частью 1 статьи 5.57 Кодекса административных правонарушений РФ.
6. Внесен пункт о штрафных санкциях при расторжении договора
В договор запрещено вносить условия об удержании оплаченных заказчиком сумм и взыскании штрафных санкций. Данные положения незаконны.
7. Отсутствуют место жительства и телефон обучающегося
Большинство договоров об оказании платных образовательных услуг заключают родители несовершеннолетних. В этом случае в разделе договора «Адреса и реквизиты сторон» нужно указать данные о родителе (законном представителе) и данные о несовершеннолетнем.
Ошибкой будет не указать место жительства и телефон обучающегося, даже если его место жительства совпадает с родительским и у него нет отдельного телефона. Либо если по причине возраста с ним изначально не планируется решать вопросы по телефону.
Если телефона нет, нужно написать «не имеет».
В данном случае законодательство не делает различий между выпускником школы и воспитанником в группе детского сада.
8. Услуга по подготовке детей к школе оказывается за счет средств бюджета Наиболее популярная платная услуга сегодня — подготовка детей к школе. При ее оказании с родителями (законными представителями) ребенка заключают договор о реализации услуги дополнительного образования (общеразвивающей образовательной программы).
Дополнительных требований к такому договору законодательство не предъявляет. Единственный момент: если услуга предоставляется детским садом нужно следить, чтобы не произошла подмена той образовательной деятельности, которая профинансирована за счет средств бюджета.
Важно! Чтобы сведения в договоре платных образовательных услуг соответствовали информации, которая размещена на официальном сайте организации на дату заключения договора.
Не забудьте проинформировать потребителей и разместить необходимые сведения в местах фактического ведения образовательной деятельности и на страничке ДОУ официального сайта «Электронное образование». Опубликуйте:
- локальный акт о порядке оказания платных образовательных услуг;
- образец договора об оказании платных образовательных услуг;
- приказ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.
Непредоставление или предоставление неполной информации об услугах рассматривается судами как нарушение Правил оказания платных образовательных услуг и закона о защите прав потребителей.
С педагогическими работниками, которые будут оказывать платные услуги необходимо определить функциональные обязанности, ознакомить их с должностными инструкциями и оформить трудовые отношения.
Штатных работников оформить на условиях совмещения – с ними заключить дополнительные соглашения к трудовому договору.
Внешних- на условиях совместительства, с ними заключить трудовые договора.
Как оформить соглашение об оказании педагогом дополнительных платных образовательных услуг?
Унифицированной формы для такого дополнительного соглашения к трудовому договору нет. Составьте его в произвольной форме, но обязательно в письменном виде и с указанием реквизитов:
- вид документа — «дополнительное соглашение»;
- место составления соглашения;
- дата и номер соглашения;
- реквизиты сторон — наименование работодателя, адрес, телефон, идентификационные реквизиты (ИНН/КПП, ОКПО) и паспортные данные работника.
В тексте соглашения определите условия выполнения дополнительной работы по оказанию платных образовательных услуг:
- содержание работы;
- ее время, продолжительность;
- порядок и размеры оплаты и т. п.
В январе 2017 года на основании письма Первого заместителя министра Республики Татарстан М.Д.Файзрахманова «О внебюджетных средствах бюджетных и автономных учреждений» в детском саду был издан приказ «Об изменении выплаты заработной платы руководителям платных образовательных услуг», в котором утвердили штатное расписание по внебюджетной деятельности с оплатой труда руководителям дополнительных образовательных услуг в размере 75% от месячного дохода, поступающего от оказания платных образовательных услуг.
Следовательно, возникла необходимость заключение дополнительных соглашений к ранее заключенным трудовым договорам с работниками - педагогами дополнительного образования.
Соглашение об изменении условий трудового договора составьте в двух экземплярах, один из которых вручите работнику. Получение работником экземпляра дополнительного соглашения подтверждается его подписью на экземпляре, хранящемся у работодателя.
Зарегистрируйте соглашение, например, в журнале регистрации трудовых договоров и изменений к ним.
Важно! Качество платных образовательных услуг, поступление и расходование средств контролирует руководитель. Контроль должен осуществляться за выполнением дополнительной образовательной программы, учетом рабочего времени педагогов, своевременным поступление оплаты. Для родителей предоставляются открытые просмотры и отчеты о результатах выполнения программы дополнительного образования на родительских собраниях.
Какие нарушения допускаются при оказании платных образовательных услуг?
Можно выделить 10 основных нарушений, выявляемых при проверках.
1. Не утвержден порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг.
2. Не утверждена стоимость обучения по каждой образовательной программе.
3. Не заключены договоры об оказании платных образовательных услуг.
4. В договорах об оказании платных образовательных услуг не указана полная стоимость услуг и порядок их оплаты.
5. Стоимость платных образовательных услуг увеличивается после заключения договора об оказании платных образовательных услуг.
6. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, не соответствуют информации, размещенной на официальном сайте на дату заключения договора.
7. Информация об основаниях и порядке снижения стоимости платных образовательных услуг не доводится до сведения обучающихся и их родителей.
8. Договор об оказании платных образовательных услуг расторгнут в одностороннем порядке образовательной организацией по основаниям, не предусмотренным договором.
9. За плату оказываются образовательные услуги, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджета.
10. Платные образовательные услуги оказываются не в полном объеме.
Ответственность за перечисленные нарушения установлена статьей 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Для нарушений, указанных в пунктах 1–10, меры ответственности предусмотрены частью 1; в пункте 11 — частями 1, 2 этой статьи.
Часть 1 статьи 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение требований, которое выразилось в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг.
Мера ответственности — административный штраф:
- для должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч руб.;
- для образовательной организации — от 100 тысяч до 200 тысяч руб.
Часть 2 статьи 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях Устанавлена ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ согласно учебному плану либо за неправомерный отказ в выдаче документов об образовании и (или) о квалификации.
Мера ответственности — административный штраф:
- для должностных лиц — от 20 тысяч до 40 тысяч руб.;
- для образовательной организации — от 50 тысяч до 100 тысяч руб.
Заключение
Таким образом, успешная реализация платного дополнительного образования детей зависит от эффективного организационно-управленческого сопровождения, соответствующего действующему нормативно-правовому законодательству: «Закону об образовании Российской Федерации», ФГОС ДО, федеральным, региональным и муниципальным законодательным актам, современным достижениям педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т.д.
Следовательно, результатом качественного дополнительного образования является повышение уровня образования детей, распространение опыта работы дошкольной организации, рекламирование оказываемых услуг через публичное предъявление результатов (продуктов) детской деятельности на концертах, фестивалях, выставках, конкурсах различного уровня. Ассортимент образовательных услуг должен быть достаточно широк, интенсивно обновляться с учетом требований клиентов, общества, научно-технического процесса, потенциала дошкольного учреждения, способствовать формированию мотивации получения дополнительного образования на следующих этапах обучения.
В сфере дополнительного образования ребенок может реализовать личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умение достигать целей своего жизненного предназначения.
Список литературы:
- Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности; Москва «Просвещение», 2016
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
4. Постановление РФ от 15.08.2013г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
5. Р.Ю.Белоусова, А.Н. Новоселова, Н.М.Подоплелова. Журнал Управление ДОО в условиях нового законодательства; ООО «ТЦ Сфера», 2016
6. Гражданский кодекс Российской Федерации;
7. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
8. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
9. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
10. Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»
11. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" от 18.10.2013 г. № 544
12. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
13. Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования» (Проблема обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте), Москва, 1956.
14. Глазунова Н. Региональная система оценки качества дошкольного образования./ Н. Глазунова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. -2015 — № 1 — с.42.
15. Годовой план работы дошкольной образовательной организации: организационно-управленческое сопровождение реализации ФГОС/Авт.-сост. И.Н. Недомеркова и др. Волгоград,2015.
17. Казакова И.Н. Годовое планирование в ДОУ: Трудности, ошибки, пути преодоления.- М., 2007.
18. Кравцова Е. Поговорим о стандарте // Обруч. – 2014. - № 2.
19. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]: монография/С. Ф. Багаутдинова,Г. Ш. Рубин,Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 148 с.
20. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]:монография/С. Ф. Багаутдинова,Г. Ш. Рубин,Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 148 с.
21. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М. : Смысл, 2003. – 487 с.
22. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
23. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения - М.,- Просвещение – 2010.
24. Петрова И.В. Механизмы реализации ФГОС с позиций непрерывности образовательного процесса в системе муниципальной методической службы // Управление ДОУ. – 2013. - № 9.
25. Сейдаметова Э. Н. Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценки в условиях введения ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1028-1031.
26. Третьякова П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: ТЦСфера, 2000;УЦ Перспектива, 2013.
27 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. (Институт общей и педагогической психология АПН СССР, Москва), Вопросы психологии. – 1971. – № 4.
Интернет-ресурсы:
- Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru
- Федеральные государственные образовательные стандарты www.standart.edu.ru
- Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru
- Издательство «Просвещение» www.prosv.ru
Приложение1
Тест «Проверь себя»
А Нормативный правовой акт субъекта РФ Б Локальный нормативный акт В Соглашение к договору об оказании платных услуг Правильный ответ Б. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся (ч. 5 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ). |
А Да Б Нет Правильный ответ А. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, учитывается мнение советов родителей (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ). |
А Да, по согласованию с родителями обучающегося Б Нет Правильный ответ Б. Договор не может содержать условий, которые ограничивают права обучающихся (ч. 6 ст. 54 Федерального закона 273-ФЗ). |
Приложение 2
Договор №________
об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам
г. Бугульма "______" _____________ 20___г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №22 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, осуществляющее образовательную деятельность на основании лицензии серия 16ЛО1 № 0002803 от 27 июля 2015 г., выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице заведующей Хафизовой Наили Агдасовны, действующего на основании Устава, с одной стороны, и
_________________________________________________________________
(ФИО законного представителя несовершеннолетнего лица, зачисляемого на обучение)
паспорт_________________________________________________________
проживающего по адресу, телефон (в дальнейшем – Заказчик),
действующий в интересах несовершеннолетнего __________________________________________________________________, (ФИО лица, зачисляемого на обучение)
проживающего по адресу, телефон , (в дальнейшем – Воспитанник),
с другой стороны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" и "О защите прав потребителей", а также Правилами оказания платных образовательных услуг совместно именуемые Стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
- Предмет Договора
1.1. Предметом Договора является обучение по образовательной программе в течение срока ее освоения.
1.2. Исполнитель обязуется предоставить образовательную услугу, Заказчик обязуется оплатить образовательную услугу по предоставлению
Направленность образовательной программы | Наименование дополнительной образовательной программы | Форма обучения(подчеркнуть) Период обучения | Вид и уровень образовательной программы | Количество занятий в месяц | Полная стоимость за весь период обучения |
художественно-эстетическая физкультурно-оздоровительная. | очная очно-заочная заочная с ________20 г. по________20 г. | Дополнительная образовательная программа дошкольного образования |
в соответствии с учебными планами, в том числе индивидуальными, и образовательными программами Исполнителя.
Под периодом предоставления образовательной услуги (периодом обучения) понимается промежуток времени с даты издания приказа о зачислении Воспитанника на обучение по дополнительным образовательным программам до даты окончании обучения или отчислении Воспитанника из образовательной организации.
1.3. Срок освоения образовательной программы составляет _______________________________________________________.
1.4.Освоение Воспитанником дополнительной образовательной программы не сопровождается промежуточными и итоговыми аттестациями.
II. Права Исполнителя, Заказчика и Воспитанника
2.1. Исполнитель вправе:
2.1.1. Самостоятельно осуществлять образовательный процесс, устанавливать системы оценок.
2.1.2. Применять к Воспитаннику меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительными документами Исполнителя, настоящим Договором и локальными нормативными актами Исполнителя.
2.1.3. Отказать Заказчику и Воспитаннику в заключении договора на новый срок по истечении действия настоящего договора, если Заказчик, Воспитанник в период его действия допускали нарушения, предусмотренные гражданским законодательством и настоящим договором и дающие Исполнителю право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора.
2.1.4. Индексировать размеры платы за дополнительную услугу с предупреждением родителей за 10 дней (п.2.ст.424 ГК РФ);
2.1.5. Изменять график предоставления дополнительных платных услуг в связи с производственной необходимостью.
2.2. Заказчик вправе:
2.2.1. Получать информацию от Исполнителя по вопросам организации и обеспечения надлежащего предоставления услуг, предусмотренных разделом I настоящего Договора.
2.2.2. Обращаться к Исполнителю по вопросам, касающимся образовательного процесса.
2.2.3. Получать полную и достоверную информацию об оценке знаний, умений, навыков и компетенций Воспитанника, а также о критериях этой оценки.
2.3. Воспитаннику предоставляются академические права в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Воспитанник также вправе:
2.3.1. Пользоваться в порядке, установленном локальными нормативными актами, имуществом Исполнителя, необходимым для освоения образовательной программы.
III. Обязанности Исполнителя, Заказчика и Воспитанника
3.1. Исполнитель обязан:
3.1.1. Зачислить Воспитанника, выполнившего установленные законодательством Российской Федерации, учредительными документами, локальными нормативными актами Исполнителя условия приема.
3.1.2. Довести до Заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" с составлением соответствующих актов оказания платных образовательных услуг.
3.1.3. Обеспечить Заказчику надлежащее предоставление образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора. Дополнительные образовательные услуги оказываются в соответствии с учебным планом и расписанием занятий, разрабатываемыми Исполнителем.
3.1.4. Обеспечить Воспитаннику предусмотренные выбранной образовательной программой условия ее освоения.
3.1.5. Сохранить место за Воспитанником в случае пропуска занятий по уважительным причинам (с учетом оплаты услуг, предусмотренных разделом I настоящего Договора).
3.1.6. Принимать от Заказчика плату за образовательные услуги.
3.1.7. Обеспечить Воспитаннику уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.
3.1.8. Уведомить Заказчика о нецелесообразности оказания Потребителю образовательных услуг в объеме, предусмотренном разделом 1 настоящего договора, вследствие его индивидуальных особенностей, делающих невозможным или педагогически нецелесообразным оказание данных услуг.
3.2. Заказчик обязан:
3.2.1. Своевременно вносить плату за предоставляемые Воспитаннику образовательные услуги, указанные в разделе I настоящего Договора, в срок до 15 числа каждого месяца по квитанции через расчетный счет (внебюджет) ДОУ, а также предоставлять платежные документы, подтверждающие такую оплату.
3.3.2. Извещать Исполнителя о причинах отсутствия Воспитанника на занятиях.
3.3.3. Соблюдать требования учредительных документов, правила внутреннего распорядка и иные локальные нормативные акты Исполнителя.
3.3.4. Незамедлительно сообщать Исполнителю об изменении контактного телефона и места жительства.
3.3.5. По просьбе Исполнителя приходить для беседы при наличии претензий Исполнителя к поведению Потребителя или его отношению к получению дополнительных образовательных услуг.
3.3.6. Проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу Исполнителя.
3.3. Воспитанник обязан:
3.3.1. Посещать занятия, указанные в учебном расписании.
3.3.2. Соблюдать требования, установленные в статье 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в том числе:
3.3.3. Выполнять задания для подготовки к занятиям, предусмотренным учебным планом, в том числе индивидуальным.
3.3.4. Соблюдать учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу Исполнителя и другим воспитанникам, не посягать на их честь и достоинство.
3.3.5. Бережно относиться к имуществу Исполнителя.
IV. Стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты
4.1. Заказчик ежемесячно оплачивает услуги, указанные в разделе 1 настоящего Договора, в сумме________________.
(указать денежную сумму в рублях)
4.2. Оплата производится до 15 числа каждого месяц в безналичном порядке на счет Исполнителя в банке, указанный в разделе IX. Оплата услуг удостоверяется Исполнителем ___________________________.
(указать документ, подтверждающий оплату)
4.3. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения Договора не допускается.
4.4. Заказчик имеет право на уменьшение стоимости обучения при наличии льгот, предусмотренных федеральными законами, законами Республики Татарстан (пункт 4.13.Положения об оказании дополнительных платных образовательных услуг).
V. Основания изменения и расторжения договора
5.1. Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть изменены по соглашению Сторон или в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. Настоящий Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон.
5.3. Настоящий Договор может быть расторгнут по инициативе Исполнителя в одностороннем порядке в случаях:
установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине Заказчика его незаконное зачисление в образовательную организацию;
просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг;
невозможности надлежащего исполнения обязательства по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) Воспитанника и (или) Заказчика.
5.4. Настоящий Договор может быть расторгнут по инициативе Воспитанника и (или) Заказчика в одностороннем порядке в случаях:
без объективной причины;
нарушения образовательной организацией условий Договора.
5.5. О намерении расторгнуть Договор Стороны должны уведомить друг друга письменно.
VI. Ответственность Исполнителя, Заказчика и Воспитанника
6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору Стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Договором.
6.2. При обнаружении недостатка образовательной услуги, в том числе оказания ее не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами, Заказчик вправе по своему выбору потребовать:
6.2.1. Безвозмездного оказания образовательной услуги;
6.2.2. Соразмерного уменьшения стоимости оказанной образовательной услуги;
6.2.3. Возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной образовательной услуги своими силами или третьими лицами.
6.3. Заказчик вправе отказаться от исполнения Договора и потребовать полного возмещения убытков, если в месячный срок недостатки образовательной услуги не устранены Исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения Договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанной образовательной услуги или иные существенные отступления от условий Договора.
6.4. Если Исполнитель нарушил сроки оказания образовательной услуги (сроки начала и (или) окончания оказания образовательной услуги и (или) промежуточные сроки оказания образовательной услуги) либо если во время оказания образовательной услуги стало очевидным, что она не будет осуществлена в срок, Заказчик вправе по своему выбору:
6.4.1. Назначить Исполнителю новый срок, в течение которого Исполнитель должен приступить к оказанию образовательной услуги и (или) закончить оказание образовательной услуги;
6.4.2. Поручить оказать образовательную услугу третьим лицам за разумную цену и потребовать от Исполнителя возмещения понесенных расходов;
6.4.3. Потребовать уменьшения стоимости образовательной услуги;
6.4.4. Расторгнуть Договор.
6.5. Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания образовательной услуги, а также в связи с недостатками образовательной услуги.
6.6.Заказчик несет ответственность за нарушение сроков и порядка оплаты, которые определены пунктами 4.1.и 4.2. настоящего Договора.
VII. Срок действия Договора
7.1. Настоящий Договор вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами обязательств.
VIII. Заключительные положения
8.1. Сведения, указанные в настоящем Договоре, соответствуют информации, размещенной на официальном сайте Исполнителя в сети "Интернет" на дату заключения настоящего Договора.
8.2. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон. Все экземпляры имеют одинаковую юридическую силу. Изменения и дополнения настоящего Договора могут производиться только в письменной форме и подписываться уполномоченными представителями Сторон.
8.3. Изменения Договора оформляются дополнительными соглашениями к Договору.
IX. Адреса и реквизиты сторон
Исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Адрес: 423232, РеспубликаТатарстан, г. Бугульма, ул. Максима Горького, д.11 ИНН 1645010958 ОГРН:1021601978595 КПП: 164501001 БИК 049205001 Р/счет 40701810792053000013 ЛБВ 13800180-МБДОУ 22 Телефон: 4-57-36 Электронный адрес: dou22bugulma@mail.ru Заведующая __________ Н.А.Хафизова | Заказчик: ФИО _______________________________________________ паспорт_____________________________________________ ____________________________________________________ адрес_______________________________________________ телефон_____________________________________________ ________________/___________________ подпись расшифровка Воспитанник адрес_______________________________________________ телефон_____________________________________________ |
Отметка о получении второго экземпляра Заказчиком
дата: __________________подпись:___________________
расшифровка ____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа платного дополнительного образования кружка «Умелые ручки» на 2017 -2018 учебный год
Работа кружка «Умелые ручки» нацелена на общее развитие ребенка и содержит задания различных видов с различными материалами....
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...
ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»
В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...
«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»
Статья "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»...
Педагогическая копилка «Организация театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в рамках ФГОС»
Дополнительная кружковая деятельность «Театральная студия» направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности,...
План -конспект открытого занятия в группе платного дополнительного образования
пошаговая инструкция к проведению занятия в бассейне...
Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...