Консультация для воспитателей."Осознание своей национальной принадлежности к Родине - первооснова нравственного воспитания дошкольника."
консультация (старшая группа) на тему

Карамышева Наталья Владимировна

Консультация для воспитателкй ДОУ по нравственному воспитанию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осознание своей национальной принадлежности к Родине - первооснова нравственного воспитания дошкольника.

В современном мире становится очевидным, что проблемы роста бездуховности ,преступности не решить ни политическими, ни экономическими методами. Это можно сделать, только воспитав новое поколение с твердыми нравственными устоями, заложив с детства фундамент любви, доброты в процессе освоения ценностей традиционной отечественной культуры.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремления понять и осознать историю, культуру своего народа. Поэтому сейчас на первый план выдвигается вопрос о нравственности.

Население каждого народа несет в себе ценные идеи и опыт воспитания. С первого года жизни у человека формируется национальное самосознание или этническая идентичность как осознание своей принадлежности к определенному этносу. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения. У всех народов и во все времена главной целью воспитания  являлась забота о сохранении, развитии и укреплении добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям духовного, житейского, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

В дошкольные годы приобщение к традициям народа особенно значимо. Ребенок является будущим членом социума, которому предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим  влияниям, сила и  глубина впечатлений. Все, что усвоено в этот период (знания, привычки, навыки, складывающиеся черты характера, способы поведения), оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. На  каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества и это необходимо учитывать. В дошкольном возрасте при правильном воспитании интенсивно развиваются наглядно-образное  мышление, восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям. Ели у дошкольника не будут сформированы такие качества надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Теоретические основы нравственного воспитания в современном дошкольном образовании базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших традиций его развития и могут быть сформированы следующим образом:

  • нравственное воспитание формируется и развивается как чувство, посредством духовно-нравственного обогащения;
  • нравственное воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;
  • в роли первоосновного субъекта нравственного воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине.

Как бы не менялось общество, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего вою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания богатства своего народа, освоения народной культуры. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм представляют перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Народное искусство способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.

В дошкольном детстве возможно подлинное, искреннее погружение в исток родной культуры, появление незримой связи со своим народом. Многие педагоги прошлого (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П.  Усова, О.П. Капица и др.) подчеркивали, что произведение народного искусства доступны и интересны детям дошкольного возраста, дают богатый материал для развития их познавательных и художественных способностей, оказывают влияние на развитие творческой активности детей, способствуют совершенствованию процессов воспитания, воображения, памяти и речи. Особенно велико их значение для морально-этического и художественно-творческого развития дошкольников.

Приобщение ребенка к уникальной культуре русского народа занимает одно из ведущих направлений в организации педагогического процесса. Культуру России невозможно представить   без народного искусства, в котором содержится все главные ценности русского народа. В народном творчестве отображаются и сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через  родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью.

Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность.  Сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Как не стремится ему быть храбрым, когда сказка учит побеждать храбростью, смелостью и высмеивает трусость. Традиционный сюжет и постоянные образы героев кажутся каждый раз новыми в русских народных сказках…

Важным средством приобщения к народному творчеству является пословица, которая создаётся всем народом, в ней заключается оценка жизни, наблюдения народного ума. В пословицах главное этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом.

Нравственную идею отражают и загадки, которые умны и высоко поэтичны. Они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Загадки обогащают сведениями из самых различных областей человеческой жизни.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она пленит душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Произведения разных видов искусства обладают такими важными чертами, как традиционность и вариативность. Из нескольких типичных элементов узора рождаются бесконечно разнообразные росписи хохломской посуды…

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведениям птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и общественной жизни человека во вей целостности и многообразии.

Традиционность народного искусства способствует тому, что ребенок легко запоминает основные правила, по которым они создаются, а вариативность позволяет ему создавать нечто свое, неповторимое, личностно окрашенное. Дошкольник импровизирует: немного изменяет сказку, придумывает новые движения для хоровода, начинает по-своему напевать текст прибауток, небольших народных стихов. А от импровизации- один шаг к творчеству.

Таким образом, традиционное народное искусство-это совокупность результатов труда наших соотечественников, глубокой древности до современности развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота к детям, уважение к старшим, терпение и милосердие…

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя ДОУ на тему : "Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников".

План работы по самообразованию на 2016–2017 гг. по теме «Роль сказки в духовно-нравственном  воспитании дошкольников»Пояснительная записка. Сказка входит в жизнь ребенка с са...

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...

Консультация для воспитателей и родителей «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»

Консультация для воспитателей и родителей«Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольников»...

Самообразование воспитателя по теме "Авторская сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

К.И.Чуковский:"Цель сказочника заключается в том, чтобы какой угодно ценой воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям д...

Презентация для воспитателей и родителей "Кукла и ее роль в нравственном воспитании дошкольников"

В презентации в краткой форме даны рекомендации по включению куклы в педпроцесс,  изложены требования  к кукле, ее функции, предлагаются  идеи  повышения интереса детей к кукле....