Проектная деятельность по теме: "Театрализация в детском саду" (старший возраст)
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Балашова Елена Валерьевна

В этом материале содержится информация о видах театрализованной деятельности. Истории театра, организации уголка театрализованной деятельности.  План работы с детьми на 2 месяца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx43.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 463 г. Челябинска

454108, г. Челябинск, ул. Пограничная, 19 а, т. (351) 251 – 41 – 43

 Проектная деятельность по теме:

 «Театрализация в детском саду»

Старший возраст

Воспитатель:

Балашова Е.В.

Челябинск 2015 г.

Актуальность: В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием, что способствует повышению самооценки, адаптивных возможностей организма и  стрессоустойчивости. Морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, умение самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, особенно ярко  проявляются и закрепляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.

И здесь на помощь может прийти театр. Театрализованная деятельность -универсальна: она  выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи.

Что же это такое театр? Это - те же самые сказки-драматизации, только ориентированы на какую-либо проблему. Это - рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, общечеловеческую универсальную способность к  межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.

Задачи:

1. Формировать у детей театрально-творческие способности,  знания и навыки театральной культуры.

2. Пополнить и активизировать словарь детей.

3. Учить передавать в движениях образы сказочных героев (мышка, лягушка, медведь) и их действия.

4. Развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность речи, артистические способности через театрализованную игру.

5. Познакомить детей с многообразием окружающего мира через образы, звуки, музыку.

6. Развивать у детей желание знакомиться с музыкальными инструментами.

7. Развивать коммуникативные способности – умение общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения.

8. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождение). 

9. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении  разных видов театра и пополнении музыкального уголка новыми экспонатами.

10. Создать условия для развития творческой активности детей.

11. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

Участники проекта: дети дошкольного возраста (3-4 лет), родители воспитанников, воспитатели групп, специалисты ДОУ.

История театра:

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землёй, в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах, спинах слонов, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища всё больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, джинах, ангелах, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость. В России в XVIIв. наиболее популярным кукольным театром был театр Петрушки. Петрушка - любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. В XVIIIв. в России появился Петрушка - перчаточная кукла, которой управлял бродячий кукольник. Кукольный театр – вид театральных представлений, в которых действуют куклы, приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Дети старшего возраста продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Виды театров:

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (фланеллеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Организация уголка театрализованной деятельности:

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланеллеграф и др.;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.

Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности:

Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стрессоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

- воспитание у ребенка основ общей культуры.

- приобщение детей к искусству театра.

- развитие творческой активности и игровых умений детей.

Роль педагога в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником её активности, основанием всей сложности системы мотивации, составляющей ядро личности. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно – ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

План работы на 2 месяца:

  1. Игра «Попробуем измениться». Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния.
  2. Проведение театральных занятий: «Волшебный сундучок», «Кто в нашем домике живет». Прививать любовь к театральному искусству. Умение сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
  3. Настольный театр по сказке «Лиса и заяц». Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию. Учить строить диалог. Пополнять словарный запас детей.
  4. Изготовление масок и костюмов по сказке «Теремок». Привлечь родителей и детей к изготовлению атрибутов, масок к сказке. Развивать творчество, фантазию, выдумку. Воспитывать уважение к старшим.
  5. Рисование по сказке «Теремок». Оформление творческой выставки. Упражнять детей в создании сюжета по данному произведению, в передачи взаимосвязи между создаваемыми образами. Развивать фантазию, творчество.
  6. Драматизация сказки «Теремок». Учить детей узнавать героев по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Формировать дружеские взаимоотношения.
  7. Изготовление масок по сказке «Сказка о глупом мышонке». Привлечь детей к изготовлению атрибутов, масок к сказке. Развивать творчество, фантазию, выдумку.
  8. Рисование по сказке «Сказка о глупом мышонке». Оформление творческой выставки. Упражнять детей в создании сюжета по данному произведению, в передачи взаимосвязи между создаваемыми образами. Развивать фантазию, творчество.
  9. Драматизация сказки «Сказка о глупом мышонке» Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе. Учить видеть детей в сказке добро и зло, переживать вместе с героями. Активизировать в речи детей образные выражения.
  10. Беседа – диалог «Мы идем в театр» Активизировать творческие проявления детей. Развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового.
  11. Изготовление масок и игрушек из оригами. Познакомить детей с изготовлением масок и игрушек, с игрушками пальчикового театра.
  12. Изготовление игрушек для теневого театра. Учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме рисования, вырезания, оформления любой техникой.
  13. Теневой театр «Лисичка со скалочкой». Познакомить с теневым театром. Учить использовать этот вид театра. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
  14. Кукольный спектакль по сказке «Гуси – лебеди». Прививать любовь к театральному искусству, умение сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
  15. Вечер развлечения «Сказки сами сочиняем» (творческая работа детей и родителей). Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение.
  16. «Сказочная мастерская». Изготовление книжек – малышек по сказкам. Привлечь родителей и детей к изготовлению атрибутов, масок к сказке. Развивать творчество, фантазию, выдумку.
  17. Оформление фотоальбома: «Наш театр». Продолжать учить детей обобщать накопленный опыт, развитие дружеских взаимоотношений. Отвечать на вопросы полным предложением, четко проговаривая все звуки в словах.
  18. Викторина «Мы любим сказки». Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев. Учить реализовывать свой творческий потенциал. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Предполагаемый  результат проекта:

- Дети научатся  инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, простейшим приемам кукловождения настольных кукол;

- получат представления о театре, о его разновидностях;

- познакомятся с многообразием музыкальных инструментов;

- научатся работать в коллективе, общаться между собой посредством театральных образов;

- разовьется умение пользоваться собственным голосом, используя его разные возможности;

- театральный  уголок группы пополнится различными видами театра, музыкальный – новыми инструментами;

- повысится интерес родителей к жизни детей в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника День Победы в детском саду (старший дошкольный возраст)

Сценарий предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей...

Познавательный интерес в детском саду старший дошкольный возраст

Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению....

Физкультурно-игровой праздник «День Знаний в детском саду» - старший дошкольный возраст

Сегодня мы вновь собрались с вами, чтобы отметить праздник День знаний.Это праздник всех учащихся.В школе опять начались уроки.И у нас в детском саду начались занятия.Наши ребята подготовительных груп...

Проект по физкультуре "Легкая атлетика в детском саду" - старший дошкольный возраст.

Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях большого треноровочного зала (в спорткомплексе). Развитие у детей основных видов движений. Содержит учебно-тематичесикй план занятий...

Цикл наблюдений за берёзой на участке детского сада. (старший дошкольный возраст)

Цикл наблюдений состоит из 7 последовательно  идущих наблюдений с привлечением игровых обучающих ситуаций.Наблюдение 1.   «Вот она  - красавица березка!»Цель....

Сценарий утренника: "Папа в детском саду" (старше-подготовительный возраст)

Сценарий проведения праздника «Папа в детском саду»: «Мой папа хороший»Старше-подготовительный возраст     Задачи:Привлечение семей воспитанников к уча...

Конспект НОД по ФЭМП в детском саду. Старший дошкольный возраст. Тема "Путешествие в лес"

Конспект НОД по ФЭМП в детском саду. Старший дошкольный возраст.Тема: "Путешествие в лес"...