Цикл наблюдений за берёзой на участке детского сада. (старший дошкольный возраст)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чернова Евгения Валентиновна

Цикл наблюдений состоит из 7 последовательно  идущих наблюдений с привлечением игровых обучающих ситуаций.

Наблюдение 1.   «Вот она  - красавица березка!»

Цель.   Познакомить детей с внешним видом дерева, рассказать, почему дерево называется березой. Вызвать интерес и эмоциональное отношение к березе.

Наблюдение 2.      «Где растет береза».

Цель:    Дать детям знания о месте произрастания, о почве, о взаимодействии роста и развития растения со световым режимом и влагой. Познакомить детей с термином «светолюбивый». Вызвать у детей интерес к наблюдению взаимосвязи живого организма со средой его обитания.

Наблюдение 3.  «Корень».

Цель.  Познакомить детей с частями дерева, с функцией корня.

Наблюдение 4.  «Ствол».

Цель. Познакомить детей с функциями ствола березы,  их значение для самого дерева. Обогатить словарь детей. Вызывать интерес к дереву и бережное отношение.

Наблюдение 5.   «Ветви – листья».

Цель.   Познакомить детей с внешним видом ветвей березы, их функциями. Рассказать о листьях, почвах дерева, их значении в жизни дерева. Вызывать интерес к жизненным процессам дерева.

Наблюдение 6.   «Подарки березы».

Цель:  Познакомить детей с использованием березы в быту. Закрепить назначение предметов, сделанных из березы. Сформировать бережное отношение к березе.

Наблюдение 7.   «Дерево – живой организм».   (Беседа).

Цель:   Обобщить все полученные знания, показать зависимость роста и развития растения от факторов внешней среды и воздействия человека.

Сохранить возникший интерес к объекту, формировать эстетическое чувство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл наблюдений за березой на участке детского сада.

(старший дошкольный возраст)

Наблюдение 1.   «Вот она  - красавица березка!»

Цель.   Познакомить детей с внешним видом дерева, рассказать, почему дерево называется березой. Вызвать интерес и эмоциональное отношение к березе.

Ход.

  • Ребята, посмотрите, сколько разных деревьев растет у нас на участке. Какие из них вы знаете (тополь, рябина, ель, клен, береза…).
  • Конечно же, каждый из Вас узнал эти деревья. Но об одном из них я сегодня расскажу подробнее. Отгадайте загадку про него:

Лиственное дерево, с белой корой (береза).

(На дерево села сорока).

-   Сорока: Я знаю, знаю, какое это дерево – это рябина.

  • Ребята, правду ли говорит сорока?

(Ответы детей, подвести к правильному ответу, что это береза).

  • Да, правильно – это береза, она одна из самых красивых и поэтичных деревьев. Многие поэты посвящали свои стихи березе. Может кто-нибудь знает стихи о березе? Послушайте стихотворение о березе Сергея Есенина.

Задремали звезды золотые

Задрожала зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки

И горят серебреные росы.

  • С кем сравниваем русскую березку Сергей Есенин? (с девушкой, распустившей шелковые косы).
  • Почему? (ствол березы прямой и стройный как у изящной девушки).
  • А вы знаете, почему березу называли «березкой»?
  • Посмотрите, какого цвета ее ствол? (белого). Слово «береза» из-за необычного цвета коры дерева.
  • Сорока, ты запомнила, о каком дереве мы сегодня говорили?
  • Да, я поняла, что сегодня мы наблюдали за березой. Ребята, можно я еще прилечу к вам.
  • Прилетай, на следующий прогулке мы еще будем наблюдать за этим деревом и узнаем много интересного.

Наблюдение 2.      «Где растет береза».

Цель:    Дать детям знания о месте произрастания, о почве, о взаимодействии роста и развития растения со световым режимом и влагой. Познакомить детей с термином «светолюбивый». Вызвать у детей интерес к наблюдению взаимосвязи живого организма со средой его обитания.

Ход:   (На березе сидит сорока).

  • Здравствуйте ребята, я прилетела снова к вам, я хочу еще что-нибудь узнать об этом дереве! Но вот беда, я забыла, как оно называется?
  • Ребята, давайте напомним, как называется дерево? (Береза).

Давайте вспомним, почему оно так называется? (Потому что ствол у дерева белый).

Сегодня мы поговорим о том, где растет береза. Подумайте, где можно встретить березу? (В городе на улице, в деревне, в лесу, в парке, в саду, на участке). Какой можно сделать вывод? (Оно растет везде).

  • Давайте подумаем, нужен ли березе свет? (Да). Правильно, это растение поселяется чаще на открытых участках. Значит это светолюбивое растение (повторяют дети). А где растет береза у нас в детском саду? (На участках, между ними).
  • Если береза растет везде, как вы думаете, требовательна ли береза к почве? (Нет).
  • Что нужно еще березе кроме солнца и почвы? (Воздух, вода).
  • Правильно, березе, как и другим растениям нужна вода. Откуда вода поглощается? (Из воздуха и  почвы). Какой частью растения вода поглощается из почвы? (Корнем). А из воздуха? (Ветками, листьями). Какие осадки вы знаете (снег, дождь, град). Под землей тоже протекает вода, которая всасывается корнями. И сейчас мы вместе польем березку и понаблюдаем, как корни березы будут всасывать воду. (Проводится эксперимент).
  • Сорока: Я тоже хочу полить березу водой, а еще я сейчас полечу и посмотрю, где больше всего растет берез. И в следующий раз расскажу вам.

Наблюдение 3.  «Корень».

Цель.  Познакомить детей с частями дерева, с функцией корня.

Ход.  В окне сорока зовет детей на улицу.

Сорока: Ребята! На улице сильный ветер, вдруг нашу березку унесет? Побежали! Будем держать ее руками!

  • Посмотрите, что есть у нашей березы? (Ствол, ветки, листья, корень).
  • Мы уже говорили с вами о корне, где он находится? (В земле).
  • Для чего он нужен дереву? (Чтобы пить воду, удерживать дерево).
  • Какой корень у березы, как вы думаете? (Сильный, толстый, твердый).
  • Почему? (Потому, что дерево очень высокое).

Сорока: Значить корень это опора дерева, и оно не упадет, даже если сильный ветер? – Правильно сорока, но корень служит не только опорой дереву?

  • Подумайте, какую еще роль выполняет корень? (Пьет воду, всасывает питательные вещества, дышит).
  • Правильно. На следующем наблюдении мы поговорим о стволе, ветках и листьях дерева.

Наблюдение 4.  «Ствол».

Цель. Познакомить детей с функциями ствола березы,  их значение для самого дерева. Обогатить словарь детей. Вызывать интерес к дереву и бережное отношение.

Ход. 

  • Сегодня, как я вам и обещала, мы понаблюдаем за стволом, ветками, листьями, почками нашей березы. Посмотрите, что идет от корня к веткам? (Ствол дерева).
  • Какой он на ощупь? (Гладкий, с бугорками, наростами и шероховатостями).
  • Чем отличается ствол березы от других деревьев? (Он белый, в черную точку).
  • Посмотрите на ствол. Какой он по толщине? Можно его обхватить? (Да, он стройный, тонкий).
  • Скажите, для чего дереву ствол? (Чтобы держать ветки, для красоты).
  • Правильно, но еще по стволу, под корой проходит и поднимается к веткам и листьям вода и питательные вещества.
  • А для чего кора дереву? (Чтобы защищать дерево, от вредных насекомых, от холода зимой, от солнца и жары летом. Кора для дерева нужна как кожа человеку, без нее дерево погибает).

Наблюдение 5.   «Ветви – листья».

Цель.   Познакомить детей с внешним видом ветвей березы, их функциями. Рассказать о листьях, почвах дерева, их значении в жизни дерева. Вызывать интерес к жизненным процессам дерева.

Ход:

  • Сегодня мы продолжим знакомство с березой и поговорим о ветках. Дерево похоже на человека: у него есть свое туловище, руки, пальцы, но  называются они по-другому. Теперь вспомним, как называются эти части? (Под землей – корень; над землей - высокий ствол; ветви – руки дерева, листья – его пальцы).
  • Давайте высоко поднимем руки, на что они похожи? (На ветки).
  • Посмотрите, что растет из ствола? (Ветви). Какие они? (У ствола толстые и прочные, а дальше – тонкие, хрупкие, свисающие).
  • Что расположено на ветвях березы? (Листья). – Посмотрите, какой формы листья березы? (Сердечком, вытянутые, с острым кончиком). Взгляните на края листа, какие они? Проведите пальчиком. (Неровные, с зубчиками). Какого цвета листья? (Зеленые, светло – зеленые). Какого цвета они становятся осенью? (Желтые, бурые). Сбрасывает ли береза листву? (Да). К ветке листок крепиться с помощью черешка: вот эта тонкая палочка.
  • Какую роль играют листья? (Они осуществляют дыхание, поглощают влагу).
  • Еще листья вырабатывают кислород, который нужен нам для дыхания, и поглощают вредные газы.
  • Ранней весной, когда листьев еще нет, что появляется на березе? (Почки).
  • Правильно, из каждой почки появляется листик, поэтому ломать и рвать ветки нельзя, иначе  дерево может погибнуть.

Наблюдение 6.   «Подарки березы».

Цель:  Познакомить детей с использованием березы в быту. Закрепить назначение предметов, сделанных из березы. Сформировать бережное отношение к березе.

Ход:   Береза не только с виду красивая, но и приносит людям много пользы.

  • Что делают из ствола березы? (Мебель, доски для постройки…)
  • Раньше, когда бумаги не было бересту – внешний слой дерева (ствола), использовали вместо бумаги, т.е. писали на ней. В деревнях из бересты плели посуду. Сейчас из бересты плетут декоративные вазы, корзинки, объемные поделки, картинки.
  • Для чего используют ветки березы? (Их собирают в веники и используют в бане, настой березовых веников прогоняет болезнь).
  • Для чего используют листья и почки березы? (Заваривают в чай, делают настойки).
  • Правильно, листву и почки используют в приготовлении лекарств, листвой подкармливают другие растения, закапывают их в землю.
  • Ребята, еще один подарок делает нам береза, она приносит березовый сок. Он очень полезен для детей и взрослых. Как мы видим, береза не только радует людей, но и лечит, обогревает, кормит и поит.

Наблюдение 7.   «Дерево – живой организм».   (Беседа).

Цель:   Обобщить все полученные знания, показать зависимость роста и развития растения от факторов внешней среды и воздействия человека.

Сохранить возникший интерес к объекту, формировать эстетическое чувство.

Ход:   Прилетает сорока:

  • Ребята, как давно я у вас не была. Я летала в дальний лес, смотрела, хорошо ли живется там деревьям. А что у вас новенького? Много ли еще про березу узнали?
  • Садись на ветку сорока, сейчас мы тебе все расскажем.
  • Ребята, что вам стало известно о березе? Какое это дерево? (Красивое, стройное, лиственное, высокое).
  • Правильно, береза это очень красивое дерево и его можно называть символом России.
  • Кто мне скажет, почему его можно так назвать «Символ России». (Потому, что оно везде растет: в лесу, на опушке, в городе…)
  • Какая нужна почва березе? (Любая: песчаная, глинистая, обогащенная золой).
  • Много ли нужно березе света? (Да, береза светолюбивое растение).
  • Что еще нужно дереву? (Воздух, вода).
  • Летом здоровое дерево все в зелени. Какую же роль выполняют листья? (Осуществляют дыхание, всасывают влагу, очищают воздух).
  • Какая часть дерева скрыта от нас? (Корень).
  • Каково его назначение? (Он поглощает воду, питательные вещества, дышит, удерживает дерево в почве).
  • Какую функцию выполняет ствол? (Это опора и по нему поднимается вода к веткам).
  • Много применений березе нашел народ. Что и где используют? (Листья, сок, почки используют для лечения. Из древесины и изготавливают мебель, из коры – делают декоративные вещи для дома. Но использовать ее дары надо с умом, не злоупотреблять, чтобы не нанести вред растению и вообще живому миру, т.к. все в нем взаимосвязано).

Сорока: Молодцы ребята, как много вы знаете о березе. Я принесла вам игру, называется она «части дерева»: каждому из вас выдадут карточки с какой-то частью дерева.

Я буду загадывать загадки, а вы вместо ответов будете поднимать картинку:

  • Под землей растет…(корень).
  • От корня к солнцу тянется высокий (ствол).
  • От ствола в разные стороны растут длинные (ветки).
  • На ветках весной просыпаются (почки).
  • Из почек появляются (листочки).
  • Летом береза цветет, и у нее свешиваются (сережки).

Дети постепенно выкладывают общую модель дерева).

Сорока хвалит ребят, прощается и обещает еще прилететь, чтобы послушать про другое дерево.

По аналогии с этим циклом наблюдений проводятся наблюдения за другими деревьями на участке (кленом, дубом, липой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста

В конспекте представлено примерное содержание цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста, определены  принципы отбора материала и его структурирования, осн...

Методическая разработка "Конспект занятия из цикла «Я всего добьюсь!» (по адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к условиям новой группы)"

Вариант занятия педагога-психолога в период адаптации старших дошкольников С ТНР к условиям новой группы, ДОУ. Материал будет интересен педагогоам-психологам, воспитателя, логопедам. Отдельные игры мо...

Цикл занятий на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Представленный цикл включает 14 занятий основная цель которых -  развитие слухового восприятия, счёта, внимания. ...

Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Берёза – символ Родины моей» (старший дошкольный возраст)

Конспекторганизованной образовательной деятельности.Образовательная область «Познание»(формирование целостной картины мира, расширение кругозора) «Берёза – символ Родины моей»(старший дошкольный ...

Методическая разработка. Тема: КВН «Белая берёза - русская красавица». Для старшего дошкольного возраста.

Данная методическая разработка даёт предпосылки к формированию эмоционально- положительного отношения к окружающему миру и природе на примере одного из символов нашей Родины – берёзы....