Цикл наблюдений за берёзой на участке детского сада. (старший дошкольный возраст)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цикл наблюдений состоит из 7 последовательно идущих наблюдений с привлечением игровых обучающих ситуаций.
Наблюдение 1. «Вот она - красавица березка!»
Цель. Познакомить детей с внешним видом дерева, рассказать, почему дерево называется березой. Вызвать интерес и эмоциональное отношение к березе.
Наблюдение 2. «Где растет береза».
Цель: Дать детям знания о месте произрастания, о почве, о взаимодействии роста и развития растения со световым режимом и влагой. Познакомить детей с термином «светолюбивый». Вызвать у детей интерес к наблюдению взаимосвязи живого организма со средой его обитания.
Наблюдение 3. «Корень».
Цель. Познакомить детей с частями дерева, с функцией корня.
Наблюдение 4. «Ствол».
Цель. Познакомить детей с функциями ствола березы, их значение для самого дерева. Обогатить словарь детей. Вызывать интерес к дереву и бережное отношение.
Наблюдение 5. «Ветви – листья».
Цель. Познакомить детей с внешним видом ветвей березы, их функциями. Рассказать о листьях, почвах дерева, их значении в жизни дерева. Вызывать интерес к жизненным процессам дерева.
Наблюдение 6. «Подарки березы».
Цель: Познакомить детей с использованием березы в быту. Закрепить назначение предметов, сделанных из березы. Сформировать бережное отношение к березе.
Наблюдение 7. «Дерево – живой организм». (Беседа).
Цель: Обобщить все полученные знания, показать зависимость роста и развития растения от факторов внешней среды и воздействия человека.
Сохранить возникший интерес к объекту, формировать эстетическое чувство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цикл наблюдений за берёзой на участке для детского сада (старший дошкольный возраст). | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл наблюдений за березой на участке детского сада.
(старший дошкольный возраст)
Наблюдение 1. «Вот она - красавица березка!»
Цель. Познакомить детей с внешним видом дерева, рассказать, почему дерево называется березой. Вызвать интерес и эмоциональное отношение к березе.
Ход.
- Ребята, посмотрите, сколько разных деревьев растет у нас на участке. Какие из них вы знаете (тополь, рябина, ель, клен, береза…).
- Конечно же, каждый из Вас узнал эти деревья. Но об одном из них я сегодня расскажу подробнее. Отгадайте загадку про него:
Лиственное дерево, с белой корой (береза).
(На дерево села сорока).
- Сорока: Я знаю, знаю, какое это дерево – это рябина.
- Ребята, правду ли говорит сорока?
(Ответы детей, подвести к правильному ответу, что это береза).
- Да, правильно – это береза, она одна из самых красивых и поэтичных деревьев. Многие поэты посвящали свои стихи березе. Может кто-нибудь знает стихи о березе? Послушайте стихотворение о березе Сергея Есенина.
Задремали звезды золотые
Задрожала зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки
И горят серебреные росы.
- С кем сравниваем русскую березку Сергей Есенин? (с девушкой, распустившей шелковые косы).
- Почему? (ствол березы прямой и стройный как у изящной девушки).
- А вы знаете, почему березу называли «березкой»?
- Посмотрите, какого цвета ее ствол? (белого). Слово «береза» из-за необычного цвета коры дерева.
- Сорока, ты запомнила, о каком дереве мы сегодня говорили?
- Да, я поняла, что сегодня мы наблюдали за березой. Ребята, можно я еще прилечу к вам.
- Прилетай, на следующий прогулке мы еще будем наблюдать за этим деревом и узнаем много интересного.
Наблюдение 2. «Где растет береза».
Цель: Дать детям знания о месте произрастания, о почве, о взаимодействии роста и развития растения со световым режимом и влагой. Познакомить детей с термином «светолюбивый». Вызвать у детей интерес к наблюдению взаимосвязи живого организма со средой его обитания.
Ход: (На березе сидит сорока).
- Здравствуйте ребята, я прилетела снова к вам, я хочу еще что-нибудь узнать об этом дереве! Но вот беда, я забыла, как оно называется?
- Ребята, давайте напомним, как называется дерево? (Береза).
Давайте вспомним, почему оно так называется? (Потому что ствол у дерева белый).
Сегодня мы поговорим о том, где растет береза. Подумайте, где можно встретить березу? (В городе на улице, в деревне, в лесу, в парке, в саду, на участке). Какой можно сделать вывод? (Оно растет везде).
- Давайте подумаем, нужен ли березе свет? (Да). Правильно, это растение поселяется чаще на открытых участках. Значит это светолюбивое растение (повторяют дети). А где растет береза у нас в детском саду? (На участках, между ними).
- Если береза растет везде, как вы думаете, требовательна ли береза к почве? (Нет).
- Что нужно еще березе кроме солнца и почвы? (Воздух, вода).
- Правильно, березе, как и другим растениям нужна вода. Откуда вода поглощается? (Из воздуха и почвы). Какой частью растения вода поглощается из почвы? (Корнем). А из воздуха? (Ветками, листьями). Какие осадки вы знаете (снег, дождь, град). Под землей тоже протекает вода, которая всасывается корнями. И сейчас мы вместе польем березку и понаблюдаем, как корни березы будут всасывать воду. (Проводится эксперимент).
- Сорока: Я тоже хочу полить березу водой, а еще я сейчас полечу и посмотрю, где больше всего растет берез. И в следующий раз расскажу вам.
Наблюдение 3. «Корень».
Цель. Познакомить детей с частями дерева, с функцией корня.
Ход. В окне сорока зовет детей на улицу.
Сорока: Ребята! На улице сильный ветер, вдруг нашу березку унесет? Побежали! Будем держать ее руками!
- Посмотрите, что есть у нашей березы? (Ствол, ветки, листья, корень).
- Мы уже говорили с вами о корне, где он находится? (В земле).
- Для чего он нужен дереву? (Чтобы пить воду, удерживать дерево).
- Какой корень у березы, как вы думаете? (Сильный, толстый, твердый).
- Почему? (Потому, что дерево очень высокое).
Сорока: Значить корень это опора дерева, и оно не упадет, даже если сильный ветер? – Правильно сорока, но корень служит не только опорой дереву?
- Подумайте, какую еще роль выполняет корень? (Пьет воду, всасывает питательные вещества, дышит).
- Правильно. На следующем наблюдении мы поговорим о стволе, ветках и листьях дерева.
Наблюдение 4. «Ствол».
Цель. Познакомить детей с функциями ствола березы, их значение для самого дерева. Обогатить словарь детей. Вызывать интерес к дереву и бережное отношение.
Ход.
- Сегодня, как я вам и обещала, мы понаблюдаем за стволом, ветками, листьями, почками нашей березы. Посмотрите, что идет от корня к веткам? (Ствол дерева).
- Какой он на ощупь? (Гладкий, с бугорками, наростами и шероховатостями).
- Чем отличается ствол березы от других деревьев? (Он белый, в черную точку).
- Посмотрите на ствол. Какой он по толщине? Можно его обхватить? (Да, он стройный, тонкий).
- Скажите, для чего дереву ствол? (Чтобы держать ветки, для красоты).
- Правильно, но еще по стволу, под корой проходит и поднимается к веткам и листьям вода и питательные вещества.
- А для чего кора дереву? (Чтобы защищать дерево, от вредных насекомых, от холода зимой, от солнца и жары летом. Кора для дерева нужна как кожа человеку, без нее дерево погибает).
Наблюдение 5. «Ветви – листья».
Цель. Познакомить детей с внешним видом ветвей березы, их функциями. Рассказать о листьях, почвах дерева, их значении в жизни дерева. Вызывать интерес к жизненным процессам дерева.
Ход:
- Сегодня мы продолжим знакомство с березой и поговорим о ветках. Дерево похоже на человека: у него есть свое туловище, руки, пальцы, но называются они по-другому. Теперь вспомним, как называются эти части? (Под землей – корень; над землей - высокий ствол; ветви – руки дерева, листья – его пальцы).
- Давайте высоко поднимем руки, на что они похожи? (На ветки).
- Посмотрите, что растет из ствола? (Ветви). Какие они? (У ствола толстые и прочные, а дальше – тонкие, хрупкие, свисающие).
- Что расположено на ветвях березы? (Листья). – Посмотрите, какой формы листья березы? (Сердечком, вытянутые, с острым кончиком). Взгляните на края листа, какие они? Проведите пальчиком. (Неровные, с зубчиками). Какого цвета листья? (Зеленые, светло – зеленые). Какого цвета они становятся осенью? (Желтые, бурые). Сбрасывает ли береза листву? (Да). К ветке листок крепиться с помощью черешка: вот эта тонкая палочка.
- Какую роль играют листья? (Они осуществляют дыхание, поглощают влагу).
- Еще листья вырабатывают кислород, который нужен нам для дыхания, и поглощают вредные газы.
- Ранней весной, когда листьев еще нет, что появляется на березе? (Почки).
- Правильно, из каждой почки появляется листик, поэтому ломать и рвать ветки нельзя, иначе дерево может погибнуть.
Наблюдение 6. «Подарки березы».
Цель: Познакомить детей с использованием березы в быту. Закрепить назначение предметов, сделанных из березы. Сформировать бережное отношение к березе.
Ход: Береза не только с виду красивая, но и приносит людям много пользы.
- Что делают из ствола березы? (Мебель, доски для постройки…)
- Раньше, когда бумаги не было бересту – внешний слой дерева (ствола), использовали вместо бумаги, т.е. писали на ней. В деревнях из бересты плели посуду. Сейчас из бересты плетут декоративные вазы, корзинки, объемные поделки, картинки.
- Для чего используют ветки березы? (Их собирают в веники и используют в бане, настой березовых веников прогоняет болезнь).
- Для чего используют листья и почки березы? (Заваривают в чай, делают настойки).
- Правильно, листву и почки используют в приготовлении лекарств, листвой подкармливают другие растения, закапывают их в землю.
- Ребята, еще один подарок делает нам береза, она приносит березовый сок. Он очень полезен для детей и взрослых. Как мы видим, береза не только радует людей, но и лечит, обогревает, кормит и поит.
Наблюдение 7. «Дерево – живой организм». (Беседа).
Цель: Обобщить все полученные знания, показать зависимость роста и развития растения от факторов внешней среды и воздействия человека.
Сохранить возникший интерес к объекту, формировать эстетическое чувство.
Ход: Прилетает сорока:
- Ребята, как давно я у вас не была. Я летала в дальний лес, смотрела, хорошо ли живется там деревьям. А что у вас новенького? Много ли еще про березу узнали?
- Садись на ветку сорока, сейчас мы тебе все расскажем.
- Ребята, что вам стало известно о березе? Какое это дерево? (Красивое, стройное, лиственное, высокое).
- Правильно, береза это очень красивое дерево и его можно называть символом России.
- Кто мне скажет, почему его можно так назвать «Символ России». (Потому, что оно везде растет: в лесу, на опушке, в городе…)
- Какая нужна почва березе? (Любая: песчаная, глинистая, обогащенная золой).
- Много ли нужно березе света? (Да, береза светолюбивое растение).
- Что еще нужно дереву? (Воздух, вода).
- Летом здоровое дерево все в зелени. Какую же роль выполняют листья? (Осуществляют дыхание, всасывают влагу, очищают воздух).
- Какая часть дерева скрыта от нас? (Корень).
- Каково его назначение? (Он поглощает воду, питательные вещества, дышит, удерживает дерево в почве).
- Какую функцию выполняет ствол? (Это опора и по нему поднимается вода к веткам).
- Много применений березе нашел народ. Что и где используют? (Листья, сок, почки используют для лечения. Из древесины и изготавливают мебель, из коры – делают декоративные вещи для дома. Но использовать ее дары надо с умом, не злоупотреблять, чтобы не нанести вред растению и вообще живому миру, т.к. все в нем взаимосвязано).
Сорока: Молодцы ребята, как много вы знаете о березе. Я принесла вам игру, называется она «части дерева»: каждому из вас выдадут карточки с какой-то частью дерева.
Я буду загадывать загадки, а вы вместо ответов будете поднимать картинку:
- Под землей растет…(корень).
- От корня к солнцу тянется высокий (ствол).
- От ствола в разные стороны растут длинные (ветки).
- На ветках весной просыпаются (почки).
- Из почек появляются (листочки).
- Летом береза цветет, и у нее свешиваются (сережки).
Дети постепенно выкладывают общую модель дерева).
Сорока хвалит ребят, прощается и обещает еще прилететь, чтобы послушать про другое дерево.
По аналогии с этим циклом наблюдений проводятся наблюдения за другими деревьями на участке (кленом, дубом, липой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....
Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста
В конспекте представлено примерное содержание цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста, определены принципы отбора материала и его структурирования, осн...
Цикл занятий по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Применение сказкотерапии в ДОУ....
Методическая разработка "Конспект занятия из цикла «Я всего добьюсь!» (по адаптации детей старшего дошкольного возраста с ТНР к условиям новой группы)"
Вариант занятия педагога-психолога в период адаптации старших дошкольников С ТНР к условиям новой группы, ДОУ. Материал будет интересен педагогоам-психологам, воспитателя, логопедам. Отдельные игры мо...
Цикл занятий на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Представленный цикл включает 14 занятий основная цель которых - развитие слухового восприятия, счёта, внимания. ...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Берёза – символ Родины моей» (старший дошкольный возраст)
Конспекторганизованной образовательной деятельности.Образовательная область «Познание»(формирование целостной картины мира, расширение кругозора) «Берёза – символ Родины моей»(старший дошкольный ...
Методическая разработка. Тема: КВН «Белая берёза - русская красавица». Для старшего дошкольного возраста.
Данная методическая разработка даёт предпосылки к формированию эмоционально- положительного отношения к окружающему миру и природе на примере одного из символов нашей Родины – берёзы....