Развитие мышления - важная составная часть содержания умственного воспитания.
консультация на тему

Молоствова Ирина Анатольевна

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мышления  -   важная составная часть содержания умственного воспитания.

 В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей. Одним из условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми объёма знаний и умений, является развитие мышления. Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны. Мышление — опосредованное  отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и даёт возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения. Интеллектуальное  развитие ребёнка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление – последовательные ступени интеллектуального развития.

В раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мышления  «вплетено»  в  практическую игровую  деятельность ребёнка. С её помощью он познаёт окружающую действительность, учится понимать обращённую к нему речь,  а затем и говорить. Однако вначале значение слова (понимание его) слито с конкретным предметом,  т.е.  ещё не несёт в себе обобщения. Позже ребёнок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем самым объединяя их между собой. Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решать практические задачи  «по-своему», действенным путём. Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого объекта выделяются через практические действия.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма  –  наглядно - образное  мышление, которое проходит в своём развитии две стадии.

Первая соответствует игре – действию, когда ребёнок не сам придумывает себе роль, а берёт ту, которая ему предлагается. На второй стадии ребёнок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне,  самостоятельно  решает задачи на основе представлений, без применения практических действий.

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление особенно тесно связаны с речью.  Речевые высказывания ребёнка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно речь приобретает планирующую функцию. Проблема связанности и непротиворечивости   детских суждений  на данном  этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим.

Генетически  наиболее ранняя форма мышления - наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого — начале второго года жизни, еще до овладения  им активной речью. Уже первые предметные действия ребенка обладают рядом важных особенностей. При достижении практического результата выявляются некоторые признаки предмета и его взаимоотношения с другими предметами; возможность их познания выступает как свойство любого предметного манипулирования. Ребенок сталкивается с предметами, созданными руками человека, и таким образом вступает в предметно-практическое общение с другими людьми. Первоначально взрослый является основным источником и посредником знакомства ребенка с предметами и способами их употребления. Общественно выработанные обобщенные способы употребления предметов и есть те первые знания (обобщения), которые ребенок усваивает с помощью взрослого из общественного опыта.

Наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Развитие способностей неотделимо от гармонического развития всех сторон личности ребенка. Только при общем гармоническом развитии ребенка можно выявить задатки, склонности, интересы и уже на их основе развивать те или иные способности. Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается  необыкновенная наблюдательность, свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная  активность. Поэтому одной из актуальных задач уже дошкольного образования является развитие способностей ребенка, а  не передача ему знаний, умений, навыков. Возрастание требований к  содержанию дошкольного  образования требует  скорейшего развития и  наиболее полного использования интеллекта дошкольника. Познавательные способности  основываются  на развитии познавательных процессов. Они включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств)и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями, их  знаковыми системами.

Весьма актуальными стали исследования, направленные на изучение способностей развития мышления ребёнка, так как они являются основой построения эффективных образовательных систем, направленных на активизацию творческих процессов и способностей.

Результаты психологических и педагогических исследований последних лет показывают, что возможности умственного развития дошкольников значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что они успешно познают не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В старшем дошкольном возрасте можно сформировать способности к начальным формам абстракции, обобщение, умозаключение.

Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.
Анализ - это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.
Сравнение - установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими-либо признаками.
Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам.
Абстракция -  состоит в вычленении каких-либо сторон объекта при отвлечении от остальных.

 Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, то есть во внутреннем плане. Задача педагогов  состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития, дать детям в доступной форме систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости тех явлений, с которыми ребенок сталкивается в повседневной действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Логическое мышление, как составная часть интеллектуальной готовности к школьному обучению"

«Логическое  мышление, как составная часть интеллектуальной готовности к школьному обучению»      Нередко родители дошкольника недоумевают, почему их ребенок не спр...

Оздоровительная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), как составная часть воспитательно-образовательного процесса.

В группах первого и второго года обучения детей с ЗПР, при подготовке к  школе, на занятиях и повседневной деятельности, на ряду с коррекцией медицинских отклонений и познавательных процессов, ре...

Игры на развитие мышления у детей с легкой умственной отсталостью

В данной презентации представлены игры на развитие мышления у детей с легкой умственной отсталостью....

Культурно-гигиенические навыки - как важная составная часть культуры поведения.

Консультация для воспитателейКультурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения.Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована...