"Логическое мышление, как составная часть интеллектуальной готовности к школьному обучению"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сермягина Валентина Юрьевна

 «Логическое  мышление, как составная часть интеллектуальной готовности к школьному обучению»

 

     Нередко родители дошкольника недоумевают, почему их ребенок не справляется с простыми, на первый взгляд, логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты - много яблок и несколько груш. Дети отвечают, что больше яблок. В подобных случаях они основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их подводит образное мышление, а логическими рассуждениями дети к пяти годам еще не владеют.

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Логическое мышление - это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это умение проводить простейшие логические операции: определение понятий, сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство. Чем хорошо логическое мышление? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта! Делая ошибки и учась на них мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день.

Итак, логика изучает пути к истине!

Поэтому, одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Большим плюсом в развитии ребенка является его обучение логическому мышлению. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения. Посредством логики строятся сложные математические теоремы простейшие житейские суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать весь сложный процесс течения времени под названием «жизнь».

      - « Как развивать мышление в дошкольном возрасте?»  задают вопрос многие родители? Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Н. Поддьяковым обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей. Первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.
    В ходе занятий, специального обучения важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.
   Для овладения операцией сравнения ребенок должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Для этого, как указывает А. А. Люблинская, требуется проведение четко направленного анализа сравниваемых объектов, постоянного сопоставления выделяемых признаков с целью нахождения однородных и разных. Надо сравнивать форму с формой, назначение предмета с таким же качеством другого предмета, внешние признаки, цвет, величину предмета с аналогичными сторонами другого предмета.
Изучив много научной литературы (Д. Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько и др.) можно сделать вывод, что к шести годам понятия детей становятся глубже, полнее, обобщеннее, в них включаются все более существенные черты предмета, явления. Чтобы слова превратились в понятия, требуется специально организованное обучение ребенка со стороны взрослого, не только воспитателя, но и родителей. Взаимодействуя с родителями, мы показываем и учим,  как вместе с ребёнком развивать  мышление. 
Предлагаем родителям вместе с детьми поиграть в интеллектуальную викторину, можно провести как КВН.
 

Интеллектуальная викторина

«Играем - развиваемся»

(для родителей и детей подготовительных групп)

 

Цель: развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, развивать элементарные мыслительные операций, как у детей, так и у родителей, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса. Показать и научить родителей, как можно развивать мышление у детей старшего дошкольного возраста, понимать и поддерживать своих детей.

Оборудование: мультимедиа (ответы на загадки); предметы (детское ведерко, палочка, обруч, ложка и т.д.) – к заданию № 2; аудиозапись спокойной и ритмичной музыкой для физкультминутки; призы «шоколадные медальки»

 

 

1 задание «Загадки»

Игровое задание: Отгадать как можно больше загадок

Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница. (Поезд)

 

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
(Время)

Шорохом неслышным лепестков
Жемчуг белоснежный распустился,
Свежим нежным крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился.

(Подснежник)

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)

 

 

Пять братьев вместе родятся,
А росту разного.
(Пальцы)

 

 

Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех...(Волк)

 

 

Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
(Заяц)

 

 

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (сова)

 

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)

 

На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый,
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)

Оценка:  за каждую отгаданную загадку 1 балл

2 задание «Способ использования предмета»

Игровое задание: Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям: предмета, например книги. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета.

Пример: «детское ведёрко» - носить воду, песок; как стул (сидеть); как горшок (для цветка); делать куличик; вырезать на земле кружочки; как мишень (чтобы попасть в него); помыть что-то и т.д.

Оценка:  15 и больше  - 10 баллов

                10 до 15 – 5 баллов

                5 до 10 – 3 балла

                0 до 5 – 0

Физкультминутка

Раз, два – дружно встали, (шагаем на месте)
Руки прямо мы поставим. (руки на поясе)
Три, четыре – разведем, (руки в стороны)
Заниматься мы начнем. (наклоны вперед с касанием руками носка ноги (левая рука, правая нога; правая рука-левая нога)
С пятки станем на носок, (поднялись на носочки, руки на поясе)
Вправо, влево посмотрели, (повороты головы влево-вправо)
На носочки мы присели (приседания)
И как птички полетели. (побежали по классу)
Раз, два – выше голова, (шагаем на месте)
Три, четыре – руки шире! (руки в стороны)
Пять, шесть – тихо сесть! (приседания)
Солнце красное взойдет, (встали, руки вверх)
Утро красное придет. (прыжки на месте)

3 задание «Отгадай предмет по названию его частей»

Игровое задание: Отгадать что это за предмет

Оценка:  за каждую отгаданную загадку 1 балл

1 команда

Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы  (грузовик)

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево)

2 команда

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля)

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт)

3 команда

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо)

Рукава, воротник, манжеты (рубашка)

4 команда

Пол, стены, потолок (комната)

Подоконник, рама, стекло (окно)

 

4 задание «Собери слово»

Игровое задание: Из разрезных букв собрать слово, кто быстрее

Оценка:  правильно и быстро – 2 балла

                правильно – 1 балл

                не правильно - о

 

 

5 задание «Противоположности»

Игровое задание: Найти к предложенным словам (15) противоположность (например: тёплое – холодное)

Оценка:  если всё правильно 15 баллов (15 слов);

                за каждую ошибку – 1балл;

                если  помогает другая команда + 1 балл           

 

1 команда

День, утро, восход, весна, зима, добро, друг, жара, мир, правда, радость, великан, богач, войти, смеяться

2 команда

Одеваться, мириться, опускать, закрывать, включать, близко, медленно, темно, низко, легко, можно, трудно, много, плохо, широко

3 команда

Сухо, ярко, высоко, чисто, светло, быстро, мокро, большой, белый, высокий, весёлый, темный, горький, добрый, больной

4 команда

Новый, острый, толстый, широкий, смелый, твёрдый, чистый, яркий, хороший, юг, грязь, осень, легко, темно, медленно

 

6 задание «Сложи квадрат» (Б.П.Никитина)

Игровое задание: Сложить квадрат из разноцветных кусочков различной формы.

Оценка:  если всё правильно 6 баллов;

                за каждую ошибку – 1балл.

 

Список  литературы

  • Герасимова А.С. и др. « 50 обучающих игр. Для детей 3 – 6 лет. Методический пакет» - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004
  • «Готовим ребенка к школе: справ. Пособие для родителей / Е.И. Мау, В.К. Мершавка. – М: Новый учеб., 2008
  • Гребер Е.Ребенок от рождения до школы. – М.: Школьная Пресса, 2001
  • Ильина М.В.Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. – М.: Книголюб, 2004
  • Ильин М.А. «Готовим ребенка к школе» - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005
  • Нижегородцева Н.В.,.Шадриков В.Д Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.:  центр ВЛАДОС, 2001
  • Тушканова О.И. «Психологические особенности ребенка от рождения до 17 лет»-г.Волгоград, 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский уголок. Развитие мелкой моторики рук-как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Материал в помощь  воспитателю  для консультации , родительского собрания или оформление родительского уголка. В докладе  хорошо раскрывается тема, как подготовить ребенка к школе, как ...

"Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Развитие познавательных универсальных учебных действий"

Одна из самых актуальных проблем современной возрастной психологии - это проблема готовности ребёнка к школьному обучению....

Развитие мелкой моторики рук –как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Развитие мелкой моторики рук –как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возраст...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...

Развитие мелкой моторики ребёнка как показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Развитие мелкой моторики и координации движений руки является важной частью подготовки к письму. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию....


 

Комментарии

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Спасибо,интересные задания для деток!