"Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Развитие познавательных универсальных учебных действий"
презентация по коррекционной педагогике на тему

Макарова Екатерина Петровна

Одна из самых актуальных проблем современной возрастной психологии - это проблема готовности ребёнка к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_got._k_shkole.pptx763.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная готовность к школьному обучению Развитие познавательных универсальных учебных действий . Подготовила педагог-психолог МБДОУ №11 Макарова Е.П.

Слайд 2

Одна из самых актуальных проблем современной возрастной психологии- это проблема готовности ребенка к школьному обучению Л. С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения - До тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе. Однако чтению и письму можно научить детей уже в четырех - пятилетнем возрасте. Проблема в том, что у ребенка еще нет в этом потребности. Если чтение и письмо становятся для ребенка условиями удовлетворения наиболее важных потребностей в естественном, самом привлекательном виде деятельности – игре, то и усваиваются они значительно раньше.

Слайд 3

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности .

Слайд 4

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: Интеллектуальный ; Эмоциональный ; Социальный;

Слайд 5

Интеллектуальная готовность к школьному обучению Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, Познавательные универсальные учебные действия: общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения

Слайд 6

Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий, планировать их; Мышление используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемой их собственной практической деятельностью. При поступлении в школу мышление должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной, словесно-логической.

Слайд 7

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Большие требования начальный этап школьного обучения предъявляет к памяти детей. Чтобы хорошо усваивалась школьная программа память должна стать произвольной. Ребенок должен располагать различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

Слайд 8

Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности. Признаки интеллектуальной зрелости ребенка : дифференцированное восприятие (выделение фигуры из фона); концентрация внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; сенсомоторная координация; умение воспроизводить образец; развитие тонких движений руки

Слайд 9

Диагностические методики для определения сформированности познавательных УУД 1.Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия (логические УД) 2.Проба на определение количества слов в предложении (знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план) 3. «Кодирование» (знаково-символические действия)

Слайд 10

Наиболее распространенными методиками, диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления, являются следующие : а) «Объяснение сюжетных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, на сколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, на сколько развита его речь; б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события.

Слайд 11

Методика А. Р. Лурия в ) Методика А.Р. Лурия позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести, т.е. рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний, таких, как, например: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка . Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.

Слайд 12

Интеллектуальная готовность предполагает не только зрелость познавательных процессов, но и наличие у ребенка широкого кругозора и запаса знаний Окружающий мир . Дети должны знать : Название нашей страны и её столицы; Флаг, герб России; Название родного города, села, свой адрес;

Слайд 13

Дети должны иметь представление : О всенародных праздниках; О труде людей в городе и сельской местности; Должны уметь рассказывать о своей семье; О сезонных изменениях в природе; Определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег; О домашних и диких животных; О перелетных и зимующих птицах; О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе; Об условиях, необходимых для роста растений; О лесных ягодах и грибах; Об овощах и фруктах; О деревьях, кустарниках и цветах;

Слайд 14

Дети должны уметь: Сравнивать, группировать, классифицировать предметы; Называть материалы, из которых они изготовлены; Понимать значение обобщающих слов; Различать и называть деревья по коре, листьям, плодам;

Слайд 15

Развитие речи Правильно произносить все звуки родного языка; Различать и называть слова с определенным звуком; Уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец); Делить слова на слоги; Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже. Пересказывать знакомые сказки и рассказы; Составлять рассказы и сказки по картинке или серии картинок

Слайд 16

Математика Дети должны уметь: Называть числа в прямом и обратном порядке; Соотносить цифру и число предметов; Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; Сравнивать числа в пределах 10; Устанавливать какое число больше (меньше) другого; Уравнивать неравное число предметов двумя способами (добавить, убрать).

Слайд 17

Сравнивать предметы разные по величине (длине, широте, высоте); Выражать словами, какой предмет больше -меньше, длиннее –короче, выше- ниже, шире- уже; Сравнивать до 10 предметов, различных по величине; Измерять длину предметов с помощью условных мерок; Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную; Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большого размера; Делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части; Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам; Уметь ориентироваться на листе бумаги;

Слайд 18

Дети должны знать: Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц); Состав чисел из двух меньших; Различать и называть части суток, их последовательность; Понимать значение понятий вчера, сегодня, завтра; Знать дни недели, их последовательность; Уметь называть месяцы года.

Слайд 19

Развитие основных познавательных процессов у детей 6-7лет. 1.Память. Совершенствуется сразу по нескольким направлениям. Первое – это придание процессам запоминания произвольного характера. Второе – превращение памяти ребенка из непосредственной в опосредованную. Третье – развитие средств и приемов как запоминания, так и припоминания. Наилучший способ тренировки памяти у детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры ребенок запоминает интересную для него информацию.

Слайд 20

Мышление Важнейшей особенностью психологического механизма человеческого интеллекта является наличие в нем внутреннего плана действий. На его становление и развитие в дошкольном возрасте надо обращать особое внимание. Развитию у детей всех видов мышления и мыслительных операций (обобщения, классификации, сравнения, абстрагирования, понимания взаимосвязей, установления причинно-следственных связей) способствуют разнообразные виды деятельности: различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение, специально подобранные игры и упражнения.

Слайд 21

Внимание Для того, чтобы развивалось произвольное внимание, необходимо с одной стороны развивать познавательные способности ребенка (мышление, восприятие, память, воображение), с другой – тренировать способности к сосредоточению внимания, развивать его устойчивость и объём. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием надо предлагать ему рассуждать вслух. Он будет чаще называть вслух то, что должен держать в сфере своего внимания, и сможет дольше удерживать его на деталях и свойствах объектов.

Слайд 22

Спасибо за внимание!