Семинар- практикум с родителями "Организация двигательной активности в детском саду и семье"
методическая разработка на тему

Методическая разработка родительского собрания по двигательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dvigatel_aktivn.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум с родителями по теме                                           «Организация двигательной активности дошкольников».

1.Психологический настрой с распределением родителей по группам:

«Пусть встанут те, кто…»

Ведущий обращается к участникам, сидящим в обычном порядке:                                 «Предлагаю вам начать встречу с игры. Все, кто будет согласен с предложенным утверждением,  должны встать».  Затем вставшим предлагается  перейти за первый столик,  и так по порядку за остальные столики. Таким образом формируется  несколько групп.

      Высказывания:

  • Пусть встанут те, кто по утрам дома делает зарядку.
  • Кто играет с ребенком в подвижные игры?
  • Кто  закаляется сам и пробует закалять ребенка?

     2. «Устный журнал».                                                                                                                     «Немного об организации  двигательной деятельности дошкольников».

  • Сопровождается показом презентации с фотографиями двигательной деятельности детей в детском саду и семье.
  • Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  гармоничного развития ребёнка, состояния его здоровья.                                                                                Организованные формы двигательной деятельности включают: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.д. Установлено, что ребенок  второго  года жизни должен активно двигаться 70  % времени бодрствования, третьего - не менее 60 %. Около 50% всего периода бодрствования 4-7 летнего ребенка занимает двигательная активность. Из них 70%- приходится на организованные формы физического воспитания. Ежедневно, начиная с двухлетнего возраста, проводится утренняя гимнастика (5-10 минут). Поэтому,  чем больше  двигается ребенок в течение дня, тем лучше  удовлетворяется  потребность в движении.  

 Первое место в двигательном режиме детей  принадлежит:

  1. физкультурно – оздоровительным занятиям;
  2. утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна;
  3. подвижным играм и физическим упражнениям во время прогулок;
  4. физкультминуткам на интеллектуальных занятиях;                                        

Занятия по физической культуре- основная форма обучения детей двигательным навыкам. Основным видом деятельности  дошколят  является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, который побуждал бы детей к развитию игры.                                                                                                Подвижные игры  и физические упражнения на прогулке:

  1. Расширяют двигательный опыт детей, обогащают его новыми, более сложными движениями;
  2. Совершенствуют  имеющиеся у детей  навыки  основных видов движений, учат применять их в изменяющихся игровых ситуациях;
  3. Развивают  двигательные  качества: быстроту, выносливость, ловкость;
  4. Воспитывают  самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

                    При правильной организации подвижных игр  у детей воспитывается внимание                               и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а      следовательно,  развивается воля и вырабатывается характер.

  • Большую часть времени дети проводят в семье.   

На родителей ложится особая ответственность за организацию двигательной,  физкультурно-оздоровительной работы с ними.    Двигательный режим дома должен включать самостоятельную двигательную деятельность и организованные физкультурные мероприятия:  утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физические упражнения,  подвижные игры, спортивные игры и развлечения в помещении и на прогулке.                                      Дополнительные виды занятий двигательного характера:

  • практиковать оздоровительный бег на воздухе;
  • пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
  • двигательная разминка во время перерыва между интеллектуальными занятиями;
  • прогулки- походы в парк;
  • гимнастика на коррекцию осанки в сочетании с гидромассажем или  сухим массажем тела полотенцем;
  • использование сауны с контрастным обливанием тела и сухим массажем, с играми в бассейне.
  • Большое влияние на детей оказывает музыка. 
  • Двигательная активность  повышает устойчивость организма к различным заболеваниям и способствует росту физической работоспособности; нормализует  деятельность  отдельных органов и функциональных систем  детского организма; появляются  положительные эмоции,  которые помогают укрепить психическое  здоровье.

3. Динамическая пауза. Разучивание точечного массажа  (под спокойную музыку).

  • Самомассаж ушей «Взяли ушки за макушки!»:

Взяли ушки за макушки

Большим и указательным пальцами с обеих сторон

Потянули

Потянуть вверх несильно

Пощипали

Легкие пощипывания

Вниз до мочек добежали

Продвигаемся вниз, массируя

Мочки надо пощипать

Еще раз пощипываем мочки ушей

Пальцами скорей размять

Растираем между пальцами

Вверх по ушкам проведем

Движение вверх по мочкам

И к макушке вновь придем

Взяться за мочки вверху

 4. Ситуация «Самоанализ» (работа в группах):

На экране появляется список предлагаемых мероприятий по организации двигательной активности ребенка в условиях семьи.

Задание: Если в семье выполняется данное правило, то родители выкладывают перед собой на столе фишку красного цвета, если не всегда — желтого, не выполняется — синего.

  • спортивный уголок в доме;
  • утренняя гимнастика;
  • подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;
  • подвижные игры в комнате;  
  • велосипед, санки, качели;
  • подвесная волейбольная сетка,  баскетбольная корзина  для метания мячей;
  • простейший тренажер;
  • мячи  разного размера;
  • лыжи, роликовые коньки;
  • оздоровительный бег на воздухе;
  • двигательная разминка во время перерыва между интеллектуальными занятиями;
  • прогулки- походы в парк;
  • упражнения на коррекцию осанки;
  • использование бани, игры в бассейне;
  • контрастное  обливание тела с растиранием сухим полотенцем;
  • простое растирание влажным полотенцем;

Озвучивается не количество фишек, а  способы  стимулирования  двигательной активности ребенка в семье, какие средства не востребованы и почему.                                                                                                                 Подытоживая этот этап, следует подчеркнуть:   Для формирования всех видов движений, доступных детям, первостепенное значение имеет систематичность.  Упражнения  должны  соответствовать   возможностям детей по объему нагрузки, способствовать  своевременному развитию   детского организма.

5.Заключительная часть встречи: работа с памятками по организации двигательной активности ребенка.

Игровая ситуация  «Дерево семейного опыта»

Родителям предлагается:

  • Прочитать тексты памяток по двигательной активности детей;
  • Выделить в них те пункты и советы, которые используются ими в семье и дают положительные результаты;
  • Записать свое мнение на листочке, по форме напоминающем лист дерева.
  • После этого проводится обсуждение темы: родители озвучивают свое мнение, раскрывая семейный опыт перед другими.
  • По мере озвучивания своих  мнений родители прикрепляют листочек на крону дерева.                                                                                                                                          Таким образом,  листочками с записями  заполняется  вся крона дерева.

6.Словесная  эстафета в круге  «Мой ребенок будет здоровым, если в семье…»:  

  • Продолжить начатое предложение: «Мой ребенок будет здоровым, если в семье…», под тихую музыку передавая друг другу мячик.

Встреча завершена.

Оборудование и материальное обеспечение встречи:

  • Презентация в фотографиях.
  1. Высказывания на листочке:
  • Пусть встанут те, кто по утрам делает с детьми зарядку.
  • Кто  играет с ребенком в подвижные игры?
  • Кто  закаляется сам и пробует закалять ребенка?
  1. Названия страниц «Устного журнала»:
  • Двигательная активность.
  • Что поставить на первое место в двигательной деятельности ребенка?
  • Подвижные игры.
  • Развивающая среда дома.
  • Дополнительные виды занятий двигательного характера.
  • Сущность  двигательного режима дошкольника.
  1. Текст точечного массажа.
  2. На экране   список предлагаемых мероприятий по организации двигательной активности ребенка в условиях семьи.
  •  спортивный уголок в доме;
  • утренняя гимнастика;
  • подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;
  • подвижные игры в комнате;  
  • велосипед, санки, качели;
  • подвесная волейбольная сетка,  баскетбольная корзина  для метания мячей;
  • простейший тренажер;
  • мячи  разного размера;
  • лыжи, роликовые коньки;
  • оздоровительный бег на воздухе;
  • двигательная разминка во время перерыва между интеллектуальными занятиями;
  • прогулки- походы в парк;
  • упражнения на коррекцию осанки;
  • использование бани, сауны,  игры в бассейне;;
  • контрастное  обливание тела с растиранием сухим полотенцем;
  1. Фишки красного цвета, желтого, синего цвета в достаточном количестве.
  2. Памятки по организации двигательной активности ребенка по числу родителей.
  3. Листочки бумаги, по форме напоминающие лист дерева- в достаточном количестве, крупное  изображение ствола дерева с ветвями без листьев.
  4. Мячик.
  5. Музыкальное сопровождение: фонограмма спокойной красивой музыки.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по организации двигательной деятельности детей.

  1. Регулярные ежедневные прогулки, независимо от погодных условий .
  2. Организация доступных походов пешком или на лыжах, катание на санках с высоких горок,   выход на каток, спортивные игры.  
  3. Воспитывайте привычку  самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику дома.
  4. Проверьте, достаточно ли дома спортивного инвентаря,  как он применяется.
  5. Чередование в течение дня различных видов деятельности,  игр и занятий физическими упражнениями предупреждает переутомление центральной нервной системы, воспитывает организованность.
  6. Доступные походы пешком или на лыжах, катание на санках с высоких горок, выход на каток.
  7. После дневного сна -  гимнастика для профилактики нарушения осанки, плоскостопия, упражнения на дыхание  (профилактика заболеваний верхних дыхательных систем) и закаливающие процедуры для повышения устойчивости организма к постоянно изменяющимся условиям среды.
  8. Во время прогулки  проводить  с ребенком  подвижные игры и упражнения спортивного характера.  Необходима постепенная смена движений руками на движения ногами и туловищем. Основные движения следует выполнять ежедневно по 2 – 3 вида, лучше это делать  на   детской или школьной спортивной площадке, оборудованной лесенками, лавочками, бревнами и т.д. Дома хорошо организовать спортивный уголок в комнате.
  9. Соблюдайте  режим дня. Очень важно приучать ребёнка просыпаться и засыпать, кушать, играть, трудиться  в одно и то же время.  Своевременное засыпание – не позднее 21.00-22.00, минимальная длительность сна – 8-10 часов.
  10. Необходимо регламентировать просмотр телепередач по времени  ( не более 40 минут – 1 часа)  и по содержанию ( вечером следует избегать возбуждающей тематики).
  11. Дыхательная гимнастика.
  12. Гимнастика для глаз.
  13. Простые приёмы массажа рук, ступней, ушных раковин, лица и других биологически активных точек тела.
  14. Спортивные секции.
  15. Водные процедуры.  Обливание после сна или  вечером перед сном  тёплой водой,  контрастный душ, ванны для рук и ног,  обтирание мокрым полотенцем.  Предварительно проконсультируйтесь с врачом – педиатром.
  16. Тёплый, доброжелательный психологический климат в семье.
  17. Занятие танцами.
  18. Питание по режиму.
  19. Помните! Детям присуща естественная потребность в движениях.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание зорового образа жизни через обеспечение рациональным уровнем двигательной активности в детском саду и семье детей старшего дошкольного возраста."

В Национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни  рассматривается  как  одна  из  основных  задач  образования. Дошкольное детство –уникал...

Семинар-практикум для педагогов "Двигательная активность дошкольников в режимных процессах ДОУ"

Методическая разработка для педагогов и специалистов ДОУ по физическому воспитанию и развитию дошкольников...

Доклад с конспектами «Дифференцированные игры с включением разных форм двигательной активности для детского сада и семьи»

Современная система дошкольного образования создает условия для разностороннего развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социал...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей ребенка»

Семинар-практикум для родителей на тему:«Взаимодействие детского сада и семьи с целью развития музыкальных способностей ребенка»...

Семинар-практикум для педагогов :«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»

Семинар-практикум«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» Цель: создание условий для формирования умений педагогов дифференцированно подходить к организац...