Статьи
статья на тему

Толстихина Нина Сергеевна

Статья направленна на воспитание нравственности у детей дошкольного возраста: "Сказка – как средство воспитания нравственности у детей среднего дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_opyt_skazka.doc123.08 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка – как средство воспитания нравственности

 у детей среднего дошкольного возраста

                                                                   Толстихина Н.С.

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад «Зоренька»

город Абакан, республика Хакасия

     Сказка – удивительное явление народного искусства. Она обладает способностью восхищать одновременно и ребёнка, и взрослого. Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамку обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т.д. форма изображения этих явлений доступна пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».

     Одной из целей программы «Детство» является развитие эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. На данный момент — это очень актуально, поэтому необходимо передать свои чувства детям, вызвать у ребёнка эмоциональный отклик, показать пример гуманного, доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, обрадовать, помочь, оценить поступки. Одним из средств эмоционально-нравственного развития является сказка.

     Сказка – это ни с чем не сравнимые уроки нравственности. А для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает своё, порой неожиданное для взрослых воздействие на ребёнка.  

     Сказки занимали одно из первых мест в словесном творчестве хакасского народа и переходили от поколения к поколению. Они в доступной для ребёнка форме раскрывали исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности и были средством художественного познания действительности и служили целям воспитания. По содержанию хакасские сказки можно разделить на волшебные, в основе которых лежит народная мечта о победе человеческого разума и воли над стихийными силами природы («Алтын-Аочол», «Как мальчик заставил смерть на себя работать»). На исторические предания о борьбе племени пастухов-хакасов с монгольскими захватчиками («Очен-Матур», «Кунари», «Сибичек и Сибдейек»).  На сказки-анекдоты, в которых высмеивается шаманство и суеверие («Чванливый шаман», «Свекровь и сноха»). На сатирические сказки, в которых показано моральное и умственное превосходство бедняка-труженика над богатыми («Как бедняк с богатым судился», «Два брата»). На сказки о животных и легенды («Птенец Турпана»).

 Сказка «Абакай-Пахта», рассказывая о бесправии порабощенного народа, донесла до нас образ женщины, у которой её чувство к любимому сливается с любовью к своей Родине. Абакай обрекает на смерть своих сыновей, опасаясь, что они вырастут врагами родной земли.

   О мужестве, о любви к родным степям лесам, о свободолюбии и готовности защищать родину от захватчиков повествуют сказки-предания о богатыре Очен-Матуре, его сыновьях Сибичеке и Сибдейеке и его жене Кунари.

   Многие хакасские сказки с острым социальным конфликтом кончаются тем, что бедняки ниспровергают хана или бая, делят между собой его имущество и скот, после чего начинают жить «хорошо».

   В сказках «Батрак Торсых», «Как мальчик заставил смерть на себя работать», «Аас» - выражена вера народа в торжество добра над злом.

   Сказка «Чванливый шаман» высмеивает зазнайство и жадность. В народе существует пословица «Чванлив как шаман».

  В сказке «Петух и Тетёрка» мы наблюдаем отчётливое понимание народом того, что зло само по себе не исчезнет, с ним надо бороться.

   «Ловкий пастух» - высмеивается жадность богатого, воспевается хитрый ум бедного.

   «Добрый Илачан» - воспевается доброта.

   «Волшебное озеро» - смысл сказки заключается в пословице «Коль делаешь зло, добра ты не жди».

   «Почему замолчали камни» - добро всегда побеждает, а зависть губит.

   «Лиса и лев» - повествует о хитрости и коварстве лисы, доверчивости и глупости льва, рассудительности и мудрости быка.

   «Жена охотника» - воспевается бескорыстие.

   Читая эти сказки, мы получаем нравственный урок – сострадания, жалости, самоотверженности, преодоления эгоизма.

   Герой сказок сохраняет верность – невесте, семье, родной земле. У него есть мужество – и в поединке с врагом, и в умении терпеливо вынести все испытания.

   Он чувствует доброту ко всему живому – «братьям нашим меньшим».

   В сущности, в сказке выражен нравственный кодекс народа, многократно проверенный жизнью, здравым умом.  

   Народ – лучший педагог. Хакасский фольклор создан трудовым народом: пастухами, охотниками, рыбаками, земледельцами. Поэтому не удивительно, что в сказках даны нравственные законы трудового народа, в их основе лежит труд, дружба, честность.

   Работая в детском саду, мы используем сказку в воспитательных целях как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

    В группе есть сборники хакасских и русских народных сказок. Знакомя детей со сказками, адаптируем содержание к конкретному возрасту, для более осмысленного восприятия. Чем выразительнее прочтёшь сказку, тем больше она понравится детям. Дети отмечают особенности повествования, описание людей и их действий. Отличают хакасские и русские сказки.

        Для более эффективного восприятия используем метод игры-драматизации. Дети любят участвовать в сказках, перевоплощаться в героев. Успешно учатся осознавать идею произведения и мотивировать поступки героев. Представления, полученные из сказок, переносятся в их жизненный опыт постепенно. Добрые человеческие отношения, окружающая природа, искусство – способствуют пробуждению чувства прекрасного, а вместе с ним радости. В душе ребёнка, умеющего радоваться, не остаётся места обидам, злобе, зависти.

Ситуации гуманного выбора ставят детей перед реальным выбором линии поведения – откликнуться на проблемы других детей, людей или предпочесть личные интересы, проявить равнодушие.

     В таблице представлено планирование на год по образовательной области «Чтение художественной литературы»

Месяц

Литература

Задачи воспитания

Сентябрь

«Петух и Тетёрка»

Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о добре и зле, умение дать сравнительную оценку героям.

Воспитывать у детей эмоциональные отношения: положительные – к скромности, отрицательные – к хвастовству.

Октябрь

«Очен-Матур»

Формировать представление о смелости.

Ноябрь

«Добрый Илачан»

Воспитывать уважение к труду взрослых, заботливого отношения к пожилым людям, желание делать для них добро.

Декабрь

«Два брата»

Формировать у детей представление о трудолюбии, справедливости.

Январь

«Лиса и лев»

«Батрак Торсых»

Воспитывать чувство правдивости и справедливости. Формировать представление о честности.

Воспитание доброжелательности, сочувствия, желания прийти на помощь.

Февраль

«Жена охотника»

Воспитывать доброту, отзывчивость, бескорыстие.

Март

«Почему замолчали камни»

Формировать представления о добре и зле, способность правильно оценивать поступки сказочных героев.

Апрель

«Чванливый бай»

Воспитывать положительное отношение к человеку- труженику, отрицательное – к хвастунам.

Май

«Волшебное озеро»

Формировать представление о добре и зле.

 

 

Список литературы

  1. «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, С - Пб. 2011г.  
  2. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 1989.
  3. Кириченко И.И., Боргоякова Т.А. Приобщение детей к культуре хакасского народа. Абакан. «Поиск-Абакан», 2005 - № 1 (10).
  4. Бутанаев В.Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988
  5. Хакасские народные сказки. На русск. яз. Перевод, Балтера Б.И., Хакасское отделение красноярского книжного издательства Абакан, 1986.
  6. Зуева Т.В. Восточнославянские волшебные сказки. М.: Просвещение, 1992

Аннотация к статье

Статья предлагается воспитателям, работающим не только с детьми среднего возраста, но и с другими возрастными группами.

Воспитание нравственности – основа любой системы воспитания и образования. Характерными признаками нравственной направленности в этическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать другим в их радости и печали; активные попытки образовывать быт хотя бы в игре; желание участвовать в совместных действиях; способствовать развитию умения радоваться успехам других. Этому способствуют сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...