Сюжетно-ролевая игра как отражение социальных отношений.
консультация по теме

Наталья Николаевна Ермакова

Сюжетно-ролевая игра

как отражение социальных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра

как отражение социальных отношений.

       

     Игра – основная деятельность дошкольного возраста. 

     На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается именно сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности.  Ее ещё  называют “ведущей”.            Именно  благодаря  игре  ребенок  постигает  окружающий  мир
предметов и людей, “врастает” в сообщество взрослых  людей.
  Ребенок  должен овладеть этой деятельностью и насытиться ею, чтобы к школьному  возрасту  он уже не путал учебную мотивацию с игровой.

          Что  малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт и многие другие.

 И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. В последнее время педагоги отмечают  снижение
уровня развития ролевой игры у дошкольников, Дети играют меньше, чем 20—  30
лет назад,  их  ролевые  игры  более  примитивны  и  однообразны. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки-матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка.

В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек,  у них  отсутствует  содержание  для  игры.  В  то  же  время  замечено,  что
современные дошкольники предпочитают воспроизводить в  своих  играх  сюжеты,
заимствованные  из  телевизионных  сериалов,  и  брать  на  себя  не
производственные или профессиональные роли взрослых (врача,  шофера,  повара
и т.д.), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что  наши
дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы  с
жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их  реальных
взрослых. Однако это не меняет сути игры: при всем многообразии  сюжетов  за
ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность  людей,
их поступки и отношения.


        Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

     Центральным моментом в сюжете является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я—космонавт”, “Я—мама”, “Я—доктор”), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых.

    В игре используются разнообразные средства выразительности. Речь занимает всё большее место в реализации роли, которая обозначается словом. Словом часто заменяется игровые действия. Игровые действия дети выполняют с предметами-заменителями, природными материалами, игрушками, собственными самоделками. Они широко используют в игре подсобный материал, по ходу игры, подбирая или заменяя необходимые предметы.

      А вот одно
наблюдение.
  Во время  экскурсии на пищеблок дети получили  много  ярких  впечатлений  работе поваров д/с: они первый  раз  видели огромные плиты,  большую посуду, сами пытались взвешивать продукты и т.д.
Впечатление  от экскурсии было  довольно  сильным:  дети  увлеченно  рассказывали  о ней,
рисовали поваров, но игра не возникала. Тогда с  детьми  была  проведена  еще
одна, дополнительная экскурсия.  Во  время  этой
экскурсии детей познакомили с тем, как  кладовщик встречает продуктовые машины , как происходит разгрузка, как повара принимают продукты и как начинается процесс приготовления блюд. После  этой  экскурсии  у  детей  сразу  же
возникла игра.

   Из всего выше перечисленного сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

  1.        Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения»
  2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль)
  3. Игры на патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)
  4. Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов)и т.д.
  5. Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

              Как приучить детей к этим играм ?
  Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать,  как
играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют.
  Во-вторых, придумать или  пригласить  посредника  –  куклу,  соседского
ребенка, брата или сестру малыша, которые охотно принимают участие  в  игре.
Следите только за тем, чтобы этот посредник не оказался излишне  активным  и
не “забил” вашего малыша.
  В-третьих,  попутно  поощряйте  в  ребенке  все  возможные  проявления
инициативы  и  фантазии  –  пусть  он  придумывает  новые  слова,  образы,
ассоциации, новые игры и новые  роли.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.

       Важно отметить, что сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека, так как с развитием научно - технического прогресса появляется много нового в жизни людей, поэтому задача взрослых состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей. В связи с этим, мы предлагаем родителям  ориентироваться в воспитании  на принцип игрового действия, обеспечивающего социальное развитие личности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

«Использование сюжетно-ролевых игр национального характера в социально-коммуникативном развитии дошкольников» (выступление на районном методическом объединении)

В своевременном действительности ФГОС и УМК взаимодействуют друг с другом. И поэтому возникла необходимость внедрить материалы УМК в проектную деятельность как составную часть ФГОС. Моей задачей стала...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....