Семинар практикум для воспитателей на тему: "Знакомство с нетрадиционной техникой аппликации".
материал (старшая группа) на тему

Шильникова Татьяна Вениаминовна

Работа полезна для воспитателей старших групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_vospitateley.docx125.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»

Семинар – практикум для воспитателей.

Тема: «Знакомство с нетрадиционной техникой аппликации.»

        Воспитатель: Шильникова Т.В.

Тема: «Знакомство с нетрадиционной техникой  аппликации и  ее роль в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Ознакомить педагогов с многообразием техники аппликации.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатели детского сада.

Подготовительный этап:

Оформить выставку детских работ в различной технике аппликации.

Цитаты.

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В.А. Сухомлинский)

Вступительное слово.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.

Нетрадиционные техники  аппликации( рисования) демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Приоритетным направлением в нашем  детском саду является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Формирование творческих способностей дошкольников происходит через использование в образовательном процессе инновационной программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки».

Программа И.А.Лыковой «Цветные ладошки» позволяет нам осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам, учитывать их желание и интерес . 

Использование нетрадиционных техник способствует :

  • интеллектуальному развитию ребенка;
  •   коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
  •   развивает уверенность в своих силах;
  •   развивает пространственное мышление;
  •   учит детей свободно выражать свой замысел;
  •   развивает мелкую моторику рук.

В процессе НОД используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения; беседы, работа с наглядным материалом, использование художественного слова, рассматривание репродукций картин.

Методы и приёмы работы с детьми в младшего дошкольного возраста:

  • Игровой момент;
  • Художественное слово;
  • Показ;
  • Беседа;
  • Задание;
  • Объяснение;
  • Рассматривание;
  • Поощрение;

В старшем дошкольном возрасте используем следующие методы:

  • Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти);
  • Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений;
  • Исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).
  • Объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
  • Творческие (творческие задания, эскизы)
  • Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
  • Репродуктивные (работа по образцам);

Успешность  художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У них постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к определенным положительным результатам. 

Теоретический этап. Нетрадиционные техники аппликации.

Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную, сюжетную, пейзажную и декоративную.

По форме аппликация бывает объемной и плоской.

По цвету — одноцветная и многоцветная.

Для ее изготовления используются самые различные материалы: бумага; ткани разнообразной фактуры (хлопок, шелк, бархат, шнуры , ладошки) ; кожа, мех, поролон, природные и бросовые материалы и многое другое.

Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с нетрадиционными материалами в аппликации на плоскостных формах и изображениях обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети старшего возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Предлагаю воспитателям вместе со мной сделать аппликацию  по методике Лыковой  

http://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/styles/media_gallery_large/public/gallery/2015/02/25/tvorcheskaya_rabota_detey_quotfotootschetquot/p1010265.jpg?itok=PlSBiH6m


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей. Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность...

Семинар-практикум для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники аппликации"

В семинаре будет идти речь о значении разных видов аппликации для развития мелкой моторики руки ребёнка....

Семинар - практикум для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников нетрадиционными техниками рисования"

Поделиться с вами мыслями о том, что такое познавательное развитие, как мы совместными усилиями должны развивать его в  дошкольнике....

Семинар-практикум на тему: «Развитие мелкой моторики, через нетрадиционные техники рисования»

в ноябре 2020 года прошел семинар-практикум для воспитателей. На тему : "Развитие мелкой моторики, через нетрадиционные техники рисования"...

Мастер- класс для педагогов по теме: "Знакомство дошкольников с нетрадиционными техниками лепки".

Цель:- учить педагогов нетрадиционным техникам лепки и их использование в работе с детьми.Задачи:-познакомить педагогов с приемами нетрадиционной техники рисования пластилином – «пластилин...