О толерантности в воспитании дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Кудрина Лилиана Олевовна

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, ... в самостоятельной игровой деятельности. Это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев воспитания основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Толерантность в детском саду359.5 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире растет обеспокоенность фактами нетерпимости, дискриминации и ксенофобии к человеку другой нации, веры, культуры, приводящим к конфликтам и противостояниям на грани войн. В европейских странах, еще не забывших урон, нанесенный Второй мировой войной, возрождаются очаги фашисткой идеологии, в которую «играет» молодежь. Межличностная неприязнь, акты насилия, антисемитизма, эпизодически попадающие в СМИ, все более тревожат родителей и педагогов. Каждый народ дорожит своими святынями, своей историей, почитает своих лучших сынов и дочерей, стремится к благу каждого, желает мира себе и своим детям. Ни одна религия не построена на вражде, ни один отец, ни одна мать не хочет гибели своих детей на войне. Тем более опасным представляется разжигание межнациональной розни, формирование ненависти народам-соседям.

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и другим в дошкольном детстве  будет способствовать толерантному  отношению к людям разных национальностей и культур. 

"Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом - единственная надежда спасения жизни на Земле. Настало время мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать в себе Гражданина Мира независимо от того, в каком полушарии и стране он живет, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания... Гармония человека с самим собой, гармония взаимоотношений с Природой, гармония взаимоотношения людей Планеты - вот путь решения глобальных проблем... И это большое дело должна начать школа".  Д.С. Лихачев


    Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

   В решении задач формирования толерантности особую роль мы отводим дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребёнка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

   В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех.

   

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  1. проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
  2. театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
  3. сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
  4. русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Бояре” и другие; 
  5. проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем; 
  6. изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
  7. знакомство детей с традициями народов разных стран;
  8. с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
  9. игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
  10. сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

В нашей группе недавно «выросло»  «Дерево дружбы», с фотографиями жителей разных стран нашей планеты. Так дети наглядно имеют представление о расах, народных костюмах. Также в нашей группе прошел проект «Дружат дети на планете», в течении недели дети узнавали о традициях разных стран. Каждый день мы с детьми совершали необычное путешествие в другую страну. Так мы познакомились с традициями, культурой, обычаями, музыкой, национальными костюмами Японии, Индии, Шотландии, народов Африки, и др.

   Дети нашей группы любят играть в сюжетно-ролевую игру « Бюро путешествий», в игре они сами выбирают страну в которую хотели бы отправиться. Для этой игры мы совместно с родителями и детьми создали альбомы о разных странах. Также в нашей группе прошли конкурсы рисунков « Дети планеты Земля», «Родовое древо».

   

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание дошкольников основ толерантности в детском саду.

- Формирование толерантного сознания у дошкольников через подвижные игры, сказки, иллюстрации....

Воспитание социокультурной толерантности у старших дошкольников.

Представлен опыт работы ДОУ по воспитанию у дошкольников социкультурной толерантности: доброжелательного отношения с людям пожилого возраста,  инвалидам,  к людям других национальностей ....

«Воспитание толерантности у старших дошкольников в процессе ознакомления с традициями и культурой разных народов»

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

«Воспитание толерантности у старших дошкольников в современном обществе»

«Воспитание толерантности  у старших  дошкольников в современном обществе»...

Воспитание толерантности у старших дошкольников в современном обществе

о толерантности в детском саду с детьми старшей группы...

Дополнительная образовательная деятельность в ДОУ: Кружок «Всезнайка» по формированию толерантного отношения у дошкольников средствами правового воспитания.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человече...

Родительское собрание «Поговорим о толерантности» Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния  и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительны...